• Главная
  • Чем привлекает Казахстан иностранных туристов
25 Сентября, 2019 15:39

Чем привлекает Казахстан иностранных туристов

Казахстан активно продвигает свои туристские направления с использованием современных инструментов коммуникаций: начиная от традиционных методов – журналов, телевидения, наружной рекламы, до цифровых каналов – социальные сети и различные туристские интернет-ресурсы, сказал председатель правления АО «НК «Kazakh Tourism Уркен Бисакаев в интервью ИА Strategy2050.kz

Чем привлекает Казахстан иностранных туристов | Strategy2050.kz

- Расскажите, как идет маркетинговая кампания по продвижению Казахстана за рубеж?

- Очень важно уже сейчас активно продвигать Казахстан как туристское направление точечно в целевых странах с использованием современных инструментов коммуникаций: начиная от традиционных методов – журналов, телевидения, наружной рекламы, до цифровых каналов – социальные сети и различные туристские интернет-ресурсы. Мы уже видим успешный опыт наших соседей, таких как Азербайджан, который за короткое время посредством массированной рекламы на телевидении и интернет СМИ, через проведение якорных мероприятий, а также сильного брендинга страны, добились быстрого результата. Работа будет вестись на 360 градусов, чтобы захватить весь путь следования потенциального туриста. Только так зарубежные туристы узнают о нашей стране, смогут заинтересоваться, купить туры, приехать и открыть ее для себя. Сейчас Казахстан на мировой карте туризма – терра инкогнита.

В 2017 году Казахстан провел зимнюю Универсиаду в Алматы и выставку ЭКСПО-2017 в Нур-Султане. Эти два мероприятия дали значительный импульс развитию отрасли, в первую очередь тем, что благодаря них о Казахстане начали узнавать как о туристском направлении. С тех пор была создана Национальная компания «Kazakh Tourism», в функции которой входит страновое продвижение. За 1,5 года была проделана существенная работа, проведены ключевые мероприятия, организованы ряд инфотуров, блог-туров и экспедиций с участием свыше 30 тревел блогеров из разных стран, был собран огромный банк из 3000 фотографий и 5 часов видео, заново запущен страновой туристский портал Kazakhstan.travel и многое другое. Отдельно стоит отметить видеоролик на Euronews, программы на Kazakh TV, НТВ, России 1 и др. телеканалах. При этом общий бюджет на продвижение составил порядка 1,2 млн долларов США.

Большинство мероприятий проводились на партнерской основе без затрат бюджетных средств. Это и запуск программы послов РК, размещение роликов на вокзалах и в аэропортах Казахстана, создание разделов знакомства с Казахстаном в программах развлечения на борту самолетов Эйр Астана и поездов Қазақстан темір жолы и др.

Но, продвижение страны требует занчительно большего внимания и координации расходования средств. Необходимо сотрудничество с региональными управлениями туризма, объединение усилий, совместное выступление на выставках, роуд шоу и т.д. Также требуется координация усилий и с другими центральными органами и нацкомпаниями, которые так или иначе соприкасаются с нашей потенциальной аудиторией. Данная работа начата и будет усилена после запуска реализации Госпрограммы. Конечно же, средства, выделяемые на продвижение также должны быть соответствующие сегодняшим реалиам глобальной конкуренции. При сравнении данных некоторых стран, таких как Австралия – 130 млн долларов США, ОАЭ – 40 млн долларов США, Исландия – 105 млн долларов США и Грузия – 14 млн долл США, в процентном соотношении, вышеуказанные страны тратят на продвижение до 4-5% от всего дохода от въездного туризма, в то время как Казахстан на центральном и региональном уровнях – менее 1%.

- Насколько активно туроператоры страны продвигают имидж Казахстана?

- Что касается туроперторов, тех из них, которые занимаются въездным туризмом не так много, хотя количество их растет. При этом продвигать имидж страны не их задача, они должны продвигать свой турпродукт. И делать его в глобальном масштабе можно в случае объединения игроков – представителей туроператоров, отелей, тематических парков или шоппинг моллов – в так называемый DMC (Destination marketing company) с привлечением зарубежных партнеров. Такие компании только-только появляются в Алматы и Нур-Султане.

- Назовите ТОП-5 туристических направлений среди иностранных туристов?

- Если рассматривать вопрос с точки зрения продвижения, на сегодня наиболее готовыми направлениями для иностранных туристов являются Алматы и Алматинская область, Нур-Султан и курорт Бурабай, а также Шымкент и Туркестан. 80% всех усилий по привлечению иностранных туристов будет направлены именно на эти дестинации, 20% - на другие.

 Если же, составить ТОП-5, то он выглядит следующим образом:

- Алматы и Алматинская область – мегаполис со своей особой атмосферой и городской жизнью и регион – со своей разнообразной природой от песчаных пустынь до снежных вершин;

- Нур-Султан и Бурабай – молодая столица с современной архитектурой и курортная зона с прекраснейшими пейзажами природы;

- Шымкент и Туркестан – невероятная гостеприимство, богатый гастрономический опыт, возможность окунуться в прошлое и познать историю Великого Шелкового пути;

- Мангистауская область – это побережье Каспия и марсианские пейзажи Устюртского плато;

- Восточный Казахстан – невероятная природа Алтайских гор – колыбели тюркской цивилизации, с древними курганами и священными местами.

- Насколько наша страна безопасна для иностранных туристов?

- Согласно исследованию Global Finance, опубликованного в конце января 2019 года, Казахстан расположился на 44 месте в рейтинге самых безопасных стран мира. Для сравнения на 43 месте располагается Япония, на 42 – Болгария, а на 41 и 40 – Ботсвана и Италия соответственно. Таким образом, по безопасности согласно этому рейтингу Казахстан опережает даже такие страны, как США (65 место), КНР (81 место), Турция (107 место) и Россия (108 место).

В целом в мире Казахстан позиционируется как страна со стабильной политической и экономической обстановкой. Другое дело, что мы должны большое говорить об этом и доносить эту информацию до потенциальных туристов.

- Какие ожидания туристов, на ваш взгляд, не оправдываются в нашей стране?  

- Современные туристы максимально подготовлено подходят к путешествиям, особенно в такие новые направления, как Казахстан. Социальные сети, разного рода туристские сайты и порталы, как TripAdvisor могут дать полное понимание того, чего ждать от посещения той или иной дестинации. При этом, очень важно не завышать ожидания туристов. Все рекламные материалы, продвижение в целом должно строится на том, чтобы давать туристу достоверную и актуальную информацию. В то же время, некоторые «минусы» можно оборачивать в «плюсы», например, отсутствие тепличных условий в некоторых туристских местах страны, нужно предлагать как направление для adventure, т.е. приключенческого туризма.

В то же время, часто поступают жалобы от иностранных туристов на механизм осуществления регистрации в органах миграции. Существующая система предполагает обязательную регистрацию иностранных граждан на территории РК (за исключением некоторых стран) и предусматривает административную ответственность за нарушение сроков пребывания, вплоть до снятия с рейсов и наложения штрафов, а также могут быть применены административный суд и арест.

Попадая в такие ситуации, у туристов перечеркиваются все позитивные впечатления от посещения нашей страны. Именно поэтому, государственная программа предполагает либерализацию миграционного режима, при этом принимая во внимание и отдавая безусловный приоритет соображениям национальной безопасности. Одним из механизмов является внедрение «e-hotel» и мобильных приложений, которые позволят выстроить должный миграционный контроль иностранцев в период пребывания в РК, а также отказаться от требования приглашении иностранцев, миграционной карточки и освободить иностранцев от обязательной регистрации. Кроме того, планируется продолжить работу по гуманизации системы наказаний за нарушение миграционного законодательства туристами, особенно для тех, кто впервые попадает в подобную ситуацию, ограничиваясь, например, предупреждением.

К слову, на сегодняшний день, из 60 стран, имеющих безвизовый въезд, граждане только 49 стран автоматически получают регистрацию в органах миграции при паспортном контроле. Остальным 11 странам, в числе которых Гонконг и Аргентина, а также другим государствам, которым нужно оформлять визу в Казахстан, необходимо проходить дополнительно регистрацию в органах миграции по месту пребывания.

- Какой уровень ответственности у гидов, предоставляющих услуги на английском языке?

- Гид предоставляющий услуги на английском языке должен совмещать в себе профессиональные навыки переводчика и экскурсовода. Кроме отличного знания языка ему необходимо хорошо владеть сведениями об истории, национальных и политических особенностей страны, в которой он проводит экскурсии. Знаний гида должно быть достаточно для того, чтобы он мог достоверно и грамотно ответить туристам на все их вопросы.

На сегодняшний день дефицит гидов в Казахстане и качество их подготовки является одной из проблем развития туристской отрасли. Особо стоит обратить внимание на нехватку квалифицированных гидов и экскурсоводов со знанием иностранных языков. Кроме этого в Казахстане все еще существуют нелегальные услуги гидов-переводчиков, деятельность которых не контролируется в настоящее время.

Для повышения уровня и качества туристских услуг, в том числе услуг гидов , 20 марта 2019 года в городе Нур-Султан согласно Постановлению правительства РК создано некоммерческое акционерное общество «Международный университет туризма и гостеприимства» по примеру лучших мировых университетов.

В рамках реализации госпрограммы поднимать компетенцию кадров планируется через проведение семинаров и мастер-классов для гидов, экскурсоводов, работников гостиничного бизнеса в целях обучения новым знаниям и навыкам, введению обязательной сертификации для гидов, гидов-переводчиков и включение в программу стажировок по программе «Болашак» специалистов по туризму. Уже с этого года Kazakh Tourism начнет проводить тренинги в пилотном режиме для работников гостиниц и ресторанов. В дальнейшем планируется расширить этот список, а также открыть тренинговые центры в каждом из топ-10 приоритетных туристских территорий. 

- Как повлиял Димаш на туризм в Казахстане? И как его имя используется для привлечения туристов и развития имиджа страны? 

- Димаш Кудайберген стал первым послом туризма РК и по сути причиной, по которой мы запустили программу послов. Димаш и его коронное «Welcome To Kazakhstan» после каждого выступления стимулируют его слушателей открывать Казахстан. В этой связи, в прошлом году бы проведен промо-тур «Родина Димаша» с участием лидеров фанатских движений из 10 стран. Всего в этих движениях состоят свыше 5 миллионов человек. Популярность нашего певца с каждым днем растет, вместе с ним и его фанатская база. Мы надеемся, что этот тур станет флагманским продуктом для Казахстана. Уже в этом году на его концерты летом в Актобе и Алматы приезжали порядка 5000 фанатов из России, Китая, Японии, Ю. Кореи, Франции, Германии и других стран. 

- Как оценивается работа Казахстана в развитии туризма в Центральноазиатском регионе? 

- Современные тренды показывают, что для туристов уже давно стерты границы между государствами. Они едут в Европу, Азию, Африку и все чаще выбирают направления, а не конкретные страны. Также многим интересно посетить страны вдоль Великого Шелкового пути или всю Центральную Азию, а не только Казахстан. Поэтому мы активно взаимодействуем в этом направлении с нашими соседями.

Как вы знаете, 2018 год был объявлен годом Узбекистана в Казахстане, который также ознаменовался проведением ряда мероприятий по развитию в том числе туризма. Как итог, уже есть несколько действующих трансграничных туров. Это можно считать началом. В дальнейшем нам нужно работать над маршрутами, которые объединяли бы Казахстан с Узбекистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и другими. Также, в прошлом году в рамках встречи министров по туризму государств-членов Тюркского совета был диалог по запуску и коммерческой реализации проекта совместного турпродукта «Современный Шелковый путь». Обсуждается единая виза по Шелковому пути «Silk Road visa». В конце 2018 года состоялся форум межрегионального сотрудничеств Казахстана и России с участием глав двух государств, основной темой которого стало совместное развитие туризма. В этом направлении также планируется реализация ряда совместных проектов, включая, запуск круизов по Каспийскому морю.

- Правительством было выделено 10 мер по развитию туризма. Как идет работа по их исполнению?

- 1) Внедрение механизма «KIDS GO FREE». В целях стимулирования внутреннего туристского потока по опыту Великобритании, Скандинавских странах, Арабских Эмиратах, Катара, Таити. Мера полностью соответствует призыву Елбасы на XVIII съезде партии «Hұp Отан» - поддерживать детей и способствовать их развитию. При полной реализации в экономике Казахстана останутся 35,2 млрд тенге без учета мультипликативного эффекта. Фактически на 1 тенге субсидий мы получим 4,6 тенге в экономику.

2) Либерализация визово-миграционного режима. По данной мере будет предпринят комплекс мер от оптимизации введенного механизма «e-Visa» до расширения списка стран с безвизовым въездом.

3) Внедрение системы «TAX FREE» с 2022 года по опыту стран Евросоюза, Австралии, Таиланда, Сингапура и некоторых стран СНГ - России, Беларуси, Грузии. Благодаря такой мере – многие развитые страны увеличили не только торговые обороты, но и потоки шопинг-туристов. Возмещения с возможным привлечением таких операторов, как как «PremierTaxFree», «GlobalBlue», «InnovaTaxfree» будут осуществляться из республиканского бюджета только в крупных аэропортах Казахстана – Нур-Султан, Алматы и Шымкент. Внедрение «Tax Free» с 2022 года по опыту стран Евросоюза, Австралии, Таиланда, Сингапура и некоторых стран СНГ - России, Беларуси, Грузии. Благодаря такой мере – многие развитые страны увеличили не только торговые обороты, но и потоки шопинг-туристов.

4) Приоритетная туристская территория. Мера позволит привлечь более 200 инвестиционных проектов с объемом инвестиций в размере 800 млрд тенге. Будет создано более 60 тыс постоянных рабочих мест. По такой модели концентрации политических и финансовых ресурсов развивался туризм в США, Канаде, Турции и Испании.

5) Новая модель управления ООПТ. Развитие ООПТ в качестве туристских дестинаций с созданием условий для вхождения бизнеса в развитие инфраструктуры туризма в ООПТ с учетом рекреационной нагрузки. По аналогии с развитием эко- и охотничьего туризма в США, Канаде, Беларуси, Таджикистане и Иране мера позволит в разы увеличить приток инвестиций и туристов, а также популяции красно книжных животных;

6) Санитарно-гигиенические узлы. Строительство санитарно-гигиенических узлов в туристских дестинациях. На первом этапе в ТОП-10 по опыту Китая и Узбекистана. На данный момент уже есть инвесторы, готовые работать с Правительством по принципу ГЧП.

7) Введение обязательной классификации мест размещения на базе стандартов пяти звезд по опыту отдельных стран ОЭСР, в том числе Испании, Швейцарии и Турции. Соответствующие рекомендации Казахстану по внедрению данного механизма в настоящее время готовит ОЭСР. Мера станет важным шагом на пути повышения качества сервиса и доступности туристских продуктов Казахстана и будет требовать законодательных изменений в части требований к местам размещения.

8) Пункты пропуска и придорожный сервис. Планируется закрепление ответственного в лице МИИР за скоординированное их развитие позволит исполнить поручение Главы государства по итогам XV Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России в ноябре прошлого года - и трансформировать пункты пропуска в транзитно-туристские артерии на Евразийском континенте.

9) Деятельность гидов-переводчиков. По просьбе рынка, мы усиливаем контроль за деятельностью гидов-переводчиков с внедрением обязательных механизмы их сертификации по опыту стран ЕС и ОЭСР. Недостаток качественных кадров в сферу туризма будет восполнен за счет открытия по поручению Главы государства Международного университета туризма и гостеприимства с учетом новелл образования ТОП-10 туристских держав – таких как США, Испании, Эмираты, Китая и т.д. Он станет кузницей туристских кадров не только для Казахстана, но и для стран Евразии.

10) Маркетинг и продвижение. Речь идет о комплексном и системном продвижении казахстанского туризма как внутри страны, так и за рубежом. В случае зарубежных рынков, мы предлагаем сконцентрироваться на 10-15 целевых рынках по опыту Грузии, Чехии, ОАЭ. Для этого разработан маркетинговый план, в котором определены ключевые рынки и сегменты: 1) приоритетные рынки – Россия; 2) ключевые рынки – страны Европы, как Германия, Великобритания, Франция, Польша, а также рынки Азии, как Китай, Индия, Иран и Южная Корея; 3) активные рынки – это такие перспективные направления для Казахстана, как Япония, ОАЭ, Малайзия, Сингапур, Индонезия, США и другие. Продвижение будет вестись с фокусом на первые две группы рынков с применением всех современных инструментов коммуникаций по принципу push & pull: стратегия «вытягивания» через стимулирование спроса и стратегия «проталкивания» – стимулирование предложения.

- Спасибо за интервью!

Кайрат Жандыбаев

 

рекомендуемое
Все новости
хроника 2050

МСБ будет производить не менее 50% объема ВВП

Производительность труда будет увеличена до 126 тысяч долларов 100-процентный охват казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием

Казахстан будет полностью обеспечивать собственный рынок ГСМ в соответствии с новыми стандартами экологичности

Доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта должна увеличиться в два раза и в три раза к 2040 году

Начнется перевод нашего алфавита на латиницу

95% казахстанцев должны владеть казахским языком

На 15 % посевных площадей будут применяться водосберегающие технологии

Будет решена проблема обеспечения населения водой для орошения

Показатель объёма ВВП на душу населения достигнет 60 тысяч долларов

Доля городских жителей РК вырастет до 70 % от всего населения