• Главная
  • Борьба с теневой экономикой: применение онлайн ККМ и налоговые льготы
1 Ноября, 2019 15:32

Борьба с теневой экономикой: применение онлайн ККМ и налоговые льготы

Внедрение онлайн ККМ сократит контрольную нагрузку со стороны органов государственных доходов за счет дистанционного мониторинга и риск-ориентированного подхода, и сделает сферу деятельности налогоплательщиков, работающих с денежными расчетами, более прозрачной. Об этом сказал вице-министра финансов РК Руслан Енсебаев на пресс-конференции в Правительстве, передает корреспондент Strategy2050.kz.

Борьба с теневой экономикой: применение онлайн ККМ и налоговые льготы | Strategy2050.kz

Внедрение новых технологий, в том числе переход страны на применение контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и передачи данных является неотъемлемой частью цифровизации налоговых администраций стран ОЭСР.

«Борьба с теневой экономикой является одной из ключевых задач Правительства. Главой государства в Послании было сказано о том, что необходимо освободить малый и микро бизнес от подоходного налога, но вместе с тем было отмечено, что бизнес должен быть добросовестным и открытым. Это очень важно для современной рыночной экономики. Министерством финансов проводится большая работа по выводу теневых оборотов. К сожалению, торговля и рынок являются тем сектором, где доля теневого оборота достаточно высокая», - сказал Руслан Енсебаев.

По его словам, внедрение онлайн ККМ сократит контрольную нагрузку со стороны органов государственных доходов за счет дистанционного мониторинга и риск-ориентированного подхода, и сделает сферу деятельности налогоплательщиков, работающих с денежными расчетами, более прозрачной. На сегодняшний день, органы государственных доходов, обладают информацией о проведенных денежных расчетах онлайн ККМ, не ожидая срок представления налоговой отчетности. 

«Количество зарегистрированных касс на текущий момент составляет 535 тыс. Из онлайн-ККМ составляет 505 тыс единиц или 94%. Основная часть зарегистрированных онлайн касс приходится на стационарные (железные) онлайн кассы, это порядка 333 тыс или 62%, которые обслуживаются в центрах технического обслуживания. Остальные 38% зарегистрированных онлайн касс это кассы в виде аппаратно-программных комплексов (АПК), работающих на компьютерах, планшетах и мобильных устройствах», - назвал цифры вице-министр.

Руслан Енсебаев отметил, что с 1 января 2020 года обязанность по применению кассовых машин распространяется на налогоплательщиков применяющих специальный налоговый режим на основе патента и плательщиков единого земельного налога.

Таким образом, для удобства налогоплательщиков было предусмотрено ежеквартальное расширение видов деятельности.

1 января 2020 года применению онлайн ККМ подлежат субъекты, осуществляющие деятельность на основе патента и плательщики единого земельного налога, это порядка 500 тыс налогоплательщиков. При этом обязанность по применению онлайн ККМ не коснется субъектов бизнеса, осуществляющих свою деятельность на территориях, где отсутствуют сети телекоммуникаций общего пользования.

«Хочется отметить главное преимущество онлайн ККМ – предприниматель может контролировать свой бизнес, в том числе в других городах, не выходя из дома. Так, через личный кабинет на сайте оператора фискальных данных имеется возможность владеть полной информацией по работе с онлайн ККМ, начиная с самого первого чека и первого Z-отчета. В случае возврата суммы для онлайн ККМ нет необходимости обращаться в органы государственных доходов для составления акта, так как информация передается автоматически на сервер ОФД, которая в свою очередь передается в информационную систему КГД», - добавил вице-министр.

Кроме этого, при применении онлайн ККМ, в целях снижения налоговой нагрузки, для субъектов, применяющих специальный налоговый режим на основе патента и упрощенной декларации, при покупке онлайн-ККМ уменьшается сумма уплачиваемых налогов (ИПН – для индивидуальных предпринимателей, КПН – для юридических лиц) на стоимость онлайн-ККМ, но не более 50% от суммы уплаченных налогов в год. Данная норма, будет действовать в течение одного календарного года (2019 год).

Наряду с этим, у граждан имеется более удобный механизм защиты прав потребителей, где при расчете с продавцом можно проверить легитимность чека ККМ на официальном сайте оператора фискальных данных. Также сейчас проводятся работы по созданию единого сервиса по проверке чеков.

«Количество «патентщиков» и плательщиков единого земельного на сегодняшний день составляет 513 512 НП (338 636 патент, 174 876 КХ), из них применяют ККМ 76 552 НП. Охват среди патентщиков варьируется от 2% до 71%, среди КХ 1% до 64%. Таким образом, на сегодняшний день 436 990 патенщиков и КХ обязаны применять ККМ уже с 1 января 2020 года, с которыми необходимо провести работу по постановке на учет ККМ», - резюмировал вице-министр.

На сегодняшний день в государственный реестр контрольно-кассовых машин (ККМ) включены 85 моделей онлайн касс, в том числе 15 моделей работают на мобильных устройствах, которые отвечают всем требованиям законодательства, предъявляемые к ККМ, и являются продуктом отечественных разработчиков.

Налогоплательщики вправе самостоятельно выбирать модель кассы, подходящей им для использования в предпринимательской деятельности (Реестр моделей ККМ, разрешенных к использованию на территории РК – Государственный реестр ККМ размещен на официальном сайте Комитета kgd.gov.kz).

Для налогоплательщиков, при внедрении онлайн ККМ, упрощена процедура регистрации, предпринимателю не требуется подавать налоговое заявление в явочном порядке в органы государственных доходов, сведения онлайн ККМ передаются через сайт оператора фискальных данных в электронном виде. Результат оказания данной услуги получает через личный кабинет оператора фискальных данных, И данный процесс занимает всего 1 день (ранее 5 дней).

Наряду с этим, в целях создания конкурентной среды функции операторов фискальных данных переданы также АО «Транстелеком» и ТОО «Кар-Тел», тем самым субъектам предпринимательства предоставляется выбор оператора для передачи данных онлайн ККМ.

Вице-министр финансов также отметил, что требования о наличии кассы прописано не только Налоговым кодексом, но и Гражданским кодексом и Законом о защите прав потребителей.

То есть, несмотря на объявление моратория на проверки субъектов малого бизнеса и отмену налогов, предприниматели не освобождаются от обязательства по соблюдению установленных требований законодательства, в том числе по применению ККМ.

«Обязательства по ведению учета доходов для представления налоговых деклараций не отменены. Применение ККМ необходимо как для покупателя, так и для продавца товаров, работ, услуг. Согласно положениям Гражданского кодекс выдача кассового чека является подтверждением заключения договора розничной купли-продажи между покупателем и продавцом, которые возникают при осуществлении розничной торговли. Аналогичные нормы содержатся и в Законе Республики Казахстан «О защите прав потребителей», где продавец обязан иметь контрольно-кассовую машину и разместить информацию о необходимости получения потребителем контрольного (товарного) чека и о его праве обратиться в орган государственных доходов (с указанием номера телефона соответствующего органа государственных доходов) в случае нарушения порядка применения контрольно-кассовых машин», - заключил Енсебаев.

В целом проводимая реформа по внедрению онлайн-ККМ максимально ориентирована для удобства налогоплательщиков путем проведенной автоматизации регистрации онлайн ККМ, где исключается контакты с органами государственных доходов, и снижение налоговой проверки. Для потребителей это защита их прав, а для государства это увеличение налоговых поступлений в бюджет, и улучшение налогового администрирования.

К слову, применяемые сегодня контрольно-кассовые машины с фискальной памятью используются в Казахстане с 1995 года, которые с учетом развития технологий являются технически устаревшими. Внедряемые сегодня онлайн-ККМ — это контрольно-кассовые машины с возможностью онлайн передачи данных в налоговые органы. Казахстан стал первопроходцем на территории стран СНГ по применению онлайн ККМ, в 2014 году, по рекомендациям международных экспертов в рамках совместной работы с Всемирным Банком по Проекту по реформирования налогового администрирования, были разработаны и приняты нормы по применению онлайн ККМ. Внедрение онлайн ККМ и подключение к системе мониторинга осуществляется постепенно в несколько этапов с июля 2015 года. Первыми субъектами, которые обязаны при расчетах использовать онлайн ККМ, стали розничные продавцы бензина, дизельного топлива, алкогольной продукции. С начала 2016 года вести торговлю и оказывать услуги по новым требованиям обязаны ритейлеры компьютерной техники, мебели, владельцы отелей, кинотеатров, парикмахерских, ресторанов, оптовых продавцов стройматериалов. С 2018 года перечень лиц, обязанных применять онлайн ККМ, дополнен субъектами предпринимательства в сфере торговли, ломбардов. С января 2019 года начался завершающий этап перехода на применение онлайн ККМ. Подключены субъекты, осуществляющие деятельность на территории открытых рынков через нестационарное место. Это порядка 15 тыс налогоплательщиков.

 

рекомендуемое
Все новости
хроника 2050

МСБ будет производить не менее 50% объема ВВП

Производительность труда будет увеличена до 126 тысяч долларов 100-процентный охват казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием

Казахстан будет полностью обеспечивать собственный рынок ГСМ в соответствии с новыми стандартами экологичности

Доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта должна увеличиться в два раза и в три раза к 2040 году

Начнется перевод нашего алфавита на латиницу

95% казахстанцев должны владеть казахским языком

На 15 % посевных площадей будут применяться водосберегающие технологии

Будет решена проблема обеспечения населения водой для орошения

Показатель объёма ВВП на душу населения достигнет 60 тысяч долларов

Доля городских жителей РК вырастет до 70 % от всего населения