• Главная
  • Бензин в Казахстане не подешевеет - эксперт

Бензин в Казахстане не подешевеет - эксперт

15 апреля, 2021 10:02

Партнер центра стратегических инициатив Жанибек Байдулла объяснил локальные и глобальные причины повышения стоимости бензина в интервью корреспонденту Strategy2050.kz.


- Каковы причины повышения цены на бензин?

- Есть три основные причины повышения цен на бензин, которые имеют место быть в Казахстане. Это и локальные причины, и глобальные. Среди локальных причин можно отметить проходящую сейчас модернизацию Атырауского и Павлодарского нефтеперерабатывающих заводов. Соответственно, выросла себестоимость продукта. Кроме того, есть планы по переходу на единый рынок нефтепродуктов в рамках наших соглашений с Россией и Евразийским экономическим союзом. В той же России стоимость бензина АИ-92 гораздо выше, чем в Казахстане – примерно 240 – 247 в пересчете на тенге. В Казахстане эта цена держится в пределах 170+ тенге. В-третьих, ценообразование на бензин в Казахстане уже давно формируется из соотношения спрос/предложение. По рыночным условиям объем спроса и объем предложения формирует конечную стоимость. Государство, как таковое, уже никак не вмешивается в этот процесс и не дотирует эту сферу. Это три основные локальные причины, из-за которых стоимость бензина выросла.

- Почему в нефтегазодобывающем Казахстане происходят такие процессы?

- В нашей стране (об этом все знают) стоимость бензина - одна из самых дешевых в мире. И ее повышение это был лишь вопрос времени. Но очень часто можно слышать именно такой вопрос – почему нефтегазодобывающий Казахстан не может себе позволить низкую цену на бензин. Дело в том, что глобальный рынок работает совершенно по иным правилам. А жить изолированно и иметь собственное ценообразование, не завися от глобальных трендов, мы не можем. Потому что те же высокие технологии или технологии, которые вводятся на НПЗ, мы импортируем. И конечная стоимость любого производимого нами товара, в том числе бензина, все равно должна коррелироваться с теми процессами, которые происходят на мировом рынке. Хорошим примером может служить Великобритания, где стоимость 1 л бензина была примерно 0,89 фунтов в 2008 году. В 2018 году он стоил уже 1,21 фунтов. За 10 лет повышение произошло на 50%. Сейчас стоимость бензина в Великобритании составляет 1,3 фунта. С 2008 года он подорожал почти в два раза. Такая же картина наблюдается и в странах Европейского Союза. Стоимость бензина в принципе растет на мировом рынке, и это нормальный процесс. 

В Казахстане этот вопрос всегда воспринимали в зависимости от дефицита. Но в этот раз, я считаю, это не связано с дефицитом. Это нормальные экономические процессы, формирующиеся из-за спроса и предложения. Цены растут во всем мире.

Тоже самое происходит с нашими соседями, например, в России, где стоимость бензина тоже увеличилась почти в два раза по сравнению с 2008 годом. Тоже самое происходит в Китае, и во всех других странах идет рост.

- Как на этот рынок повлияла пандемия?

- Продолжающийся коронакризис наложил свой, своеобразный отпечаток на эти процессы. Дело в том, что в 2020-м году, когда мировой спрос на энергоносители, в частности на нефть, очень сильно спал, произошел такой феномен, когда все энергопроизводящие нефтеэкспортеры залили нефтью весь рынок. Спрос был переудовлетворен. И, соответственно, все танкеры и нефтехранилища были перезаполнены нефтью, и как следствие, ее стоимость резко упала. Но затем мы увидели другой экономический феномен – эффект отскока, когда в конце прошлого – начале этого года экономики мира начали резко оживляться, в частности китайская, и стоимость нефти опять подскочила. Но самое интересное заключается в том, что когда стоимость нефти упала, то стоимость бензина не падала, она оставалась такой же. И, соответственно, производители бензина не снижали цену. А когда спрос поднялся, начался подъем и стоимости бензина. Это говорит о том, что прежде всего стоимость хранения нефти на нефтебазах уже сидела в новом росте цен на бензин в 2021 году. Именно поэтому я говорю, что эффект от пандемии оказался очень своеобразным, индуцированным, то есть этот эффект имеет место быть и в последующие годы.

- Именно поэтому цена на бензин падать не будет?

- Ожидать снижения цены на бензин в дальнейшем – это утопия. Этого не стоит ожидать. Снижения не будет – это точно. Но будет однозначно увеличение, и этот процесс займет определенное время. И даже тогда в Казахстане стоимость бензина будет ниже, чем в Европе. Тут можно оппонировать тем, что у них более высокая покупательская способность, выше зарплаты. Что такое 1,3 фунта? Это 600 тенге. 600 тенге за литр бензина – это очень дорого, но, с другой стороны, у них очень высокие зарплаты, они себе это могут позволить. Давайте сравним с Китаем, где уровень жизни примерно такой же, но ведь в Китае тоже дороже, чем у нас. Но, как ни посмотреть на эту картину, в любом случае Казахстан свои преимущества производителя нефти и газа получает. И эти преимущества капитализируются и в любом случае идут во благо народа. То есть здесь говорить о том, что у нас это не регулируется или это неэффективно делается – тоже нельзя.

Что касается рынка, на котором сейчас собираются торговать бензином - это позволит сделать ценообразование на бензин более прозрачным, увеличит торговлю и конкуренцию. Мое понимание, что в любом случае, когда мы равняемся на мировые рынки, а это правильно в принципе, будет удорожание.

Мы все прекрасно понимаем, что увеличение стоимости бензина автоматически повлияет на повышение стоимости товаров и услуг. И это тоже нормальные экономические процессы. Многие видят в этом проблему и спрашивают «а что теперь». Мы это неоднократно проходили и проживали, и это нормально.

Все новости