• Главная
  • Автопром Казахстана: производство, экспорт и переработка
5 Марта, 2020 14:42

Автопром Казахстана: производство, экспорт и переработка

Автомобильная промышленность в Казахстане включена в число 12 приоритетных направлений индустриального развития несырьевого сектора и является стратегически важной отраслью, которая обеспечивает трудоспособное население занятостью. Поэтому автопром является объектом последовательной государственной поддержки. В 2019 году казахстанский автопром произвел более 50 тысяч единиц техники. Было экспортировано порядка 2,7 тысяч автомобилей. Доля автомобильной промышленности в машиностроении РК составила 26%. О том, как развивается казахстанский автопром и каковы его перспективы, читайте в материале корреспондента Strategy2050.kz.

Автопром Казахстана: производство, экспорт и переработка | Strategy2050.kz

Как все начиналось

В Казахстане автомобильная промышленность существует всего 16 лет. История отечественного автопрома ведет отсчет с 2003 года, когда был выпущен первый автомобиль «НИВА». Тогда объемы производства насчитывали всего несколько тысяч единиц (пик в 2010 г. - 4 тыс ед.). Линейка выпускаемой продукции была представлена лишь автомобилями марки ВАЗ. Основную часть авторынка страны занимал импорт. 

Ключевой этап развития с конкретными обязательствами предприятий стартовал с началом подписания первых соглашений о промышленной сборке моторных транспортных средств в 2010 году. Однако, как показал опыт, принятые соглашения по развитию отрасли были малоэффективны, а доля реализуемых отечественных автомобилей составляла лишь 26% в 2016 году. Требовались новые методы стимулирования. 

В этой связи Правительство РК приняло меры по стимулированию отрасли, такие как преференции по НДС, введение утилизационного сбора, разработка программы льготного кредитования и лизинга, меры поддержки экспорта продукции. Была запущена программа промкооперации. 

В 2010 году в городе Костанай был открыт автомобильный завод «СарыаркаАвтоПром» по производству легковых автомобилей, коммерческой техники и автобусов. К развитию отрасли был привлечен крупный транснациональный инвестор в лице СМС-JAC Motors, который стал стратегическим партнером ТОО «СарыаркаАвтоПром». Все это стало возможным благодаря новым подходам по развитию отрасли, внедрению стимулирующих программ. 

25 августа 2011 года в рамках двусторонних переговоров между Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и Президентом Республики Корея Ли Мён Бак было подписано лицензионное соглашение о запуске новой линии мелкоузловой сборки (CKD) казахстанских автомобилей. Это был первый запуск казахстанских автомобилей методом мелкоузловой сборки. 

Что касается производства коммерческой техники, то в страну начали привлекаться глобальные игроки. Первым крупным производителем, пришедшим в Казахстан в 2005 году, стал КамАЗ. Затем открыли свои производства такие марки, как Daewoo, Hyundai, IVECO, ANKAI и многие другие.  

В настоящее время завод сотрудничает с мировыми брендами JAC, Hyundai, Niva Chevrolet, Peugeot, Ravon, Iveco, MAN, Ankai, Yutong, УАЗ. Мощности завода позволяют производить до 100 000 единиц техники в год. На крупнейшего автопроизводителя «СарыаркаАвтоПром» приходится половина от всех произведенных автотранспортных средств в РК. В текущем году костанайский завод в два раза увеличил производство до 25 802 единиц легковых, грузовых автомобилей и автобусов на общую сумму 186 609 млн тенге. 

Таким образом, за небольшой период казахстанский автопром совершил большой рывок, выйдя на производство автомобилей мелкоузловым методом, и с каждым годом все больше повышая уровень местного содержания в продукции. 

Как результат, за короткий срок была создана целая отрасль с десятками тысяч рабочих мест с учетом смежных отраслей, регулярно пополняющая бюджет за счет налоговых отчислений. Выросло количество автопроизводителей, начала расти здоровая конкуренция.

На сегодняшний день в Казахстане ведется производство всех категорий автотранспортных средств. В стране собираются 167 моделей автомобилей, в том числе 39 легковых моделей, 22 мировых брендов.

Участие автопрома в госпрограмме индустриально-инновационного развития 

За годы реализации госпрограммы индустриально-инновационного развития (с 2010 года) в стране введено свыше 130 новых машиностроительных производств на сумму порядка 400 млрд тенге. Создано свыше 14 тысяч рабочих мест. 

Эти предприятия уже освоили выпуск широкого спектра продукции (от комплектующих и запчастей до сборки высокоточной техники) и обеспечивают потребности базовых секторов экономики, таких как нефтегазовый, металлургический и агропромышленный. 

В Государственной программе индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 гг. автопром отмечен в числе приоритетных отраслей. В госпрограмме было обозначено, что мировые тренды будут способствовать развитию автомобильной промышленности Казахстана, которая потянет за собой развитие таких смежных отраслей, как металлургия, производство резиновых изделий, производство стекла, текстильная промышленность, производство электрического оборудования и приборов, НИОКР и т.д. 

На данный момент 60% реализуемых в стране автомобилей произведены в Казахстане. Средний уровень локализации автопрома составляет 33%, максимальный по отдельным моделям более 50%. 

С 2010 года удалось нарастить объемы производства в 12,5 раз (с 4 тыс ед в 2010 году до 50,4 тыс ед в 2019 году). Доля автопрома в общем объеме машиностроения достигла 26% против 4% в 2010 году. Доля автопрома в промышленности составила 1,9%. 

В 2019 году в автомобильной промышленности было произведено 50 447 единиц транспортных средств на общую сумму 359,5 млрд тенге, ИФО составил 162,5%. В том числе было произведено 44 077 легковых автомобилей, при этом рост производства составил 46,8%. 

Соответственно, доля казахстанских автомобилей в продажах выросла до 59% (в 2018 году - 49%), 4 из 5 наиболее продаваемых автомобильных брендов в РК — отечественного производства.

Экспорт 

В рамках механизма стимулирования производства в Республике Казахстан экологически чистых автомобилей предусмотрено экспортное финансирование предприятий автопрома. 

Наряду с маркетинговым продвижением оказываются меры по возмещению части затрат на транспортировку готовой продукции внутри страны и сертификацию продукции на экспортных рынках. Это позволило облегчить доступ казахстанских предприятий на внешние рынки. 

В свою очередь, отечественные предприятия должны увеличивать количество технологических операций, проводимых на предприятиях, использовать местные комплектующие и материалы, а также выходить на крупносерийное производство. Более того, в Казахстане планируется развитие автокомпонентной базы. 

По итогам 2019 года было экспортировано 2 629 автомобилей. Экспортируются автомобили преимущественно в Российскую Федерацию и Узбекистан. Самыми популярными марками, которые дистрибьюторы заказывали в Казахстане, стали JAC (1471), Hyundai (716) и Ravon (442). В результате экспорт авто отечественного производства увеличился в 10 раз по сравнению с 2018 годом.

Тенденции

Основными направлениями развития автомобильной отрасли в последнее время стали существенное снижение потребления горючего за счет использования новых видов топлива, применение новых конструкционных материалов, повышение комфортности; диверсификация модельных рядов, как по качественным и ценовым признакам, так и по целевому назначению. Особенностью автомобильной отрасли в последнее время стала нарастающая диверсификация модельных рядов. 

Кроме того, казахстанское автомобилестроение не отстает от общемирового тренда развития экологически чистого транспорта. В 2014 году была произведена первая партия. 15 электроавтобусов отечественного производства уже поставили на маршруты. 

В последние годы автопроизводители ведут поиски стратегических партнеров с целью получения доступа к новым рынкам, расширения своей сбытовой сети, получения новых технологий. 

Меры по развитию автомобильной промышленности 

Правительство РК приняло меры по стимулированию отрасли, такие как преференции по НДС, разработка программы льготного кредитования и лизинга, меры поддержки экспорта продукции. 

В июне 2019 года была утверждена Дорожная карта по развитию машиностроения на 2019-2024 годы, которая охватывает все подотрасли машиностроения и содержит комплекс мероприятий по мерам поддержки. Это налоговые преференции, финансовая и сырьевая поддержка, обеспечение квалифицированными кадрами и многое другое.

Для развития кооперационных связей 3 апреля 2019 года между Казахстаном и Российской Федерацией была принята Программа совместных действий. Она предусматривает кооперацию по некоторым проектам. 

В рамках программы промкооперации ПАО «КАМАЗ», ПАО «АВТОВАЗ» и ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» начата проработка реализации совместных проектов по строительству заводов по производству редукторов главных передач ведущих мостов грузовых автомобилей, литейного завода и научно-исследовательского инжинирингового центра. 

Кроме того, начато строительство нового завода ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan» в городе Алматы по производству легковых автомобилей марки «Hyundai» мощностью 30 тыс единиц в год на первом этапе и 45 тыс единиц в год на втором этапе. 

Компания СМС - JAC Motors планирует наладить производство автокомпонентов на площадке ТОО «СарыаркаАвтоПром», помимо увеличения объемов производства и расширения линейки производимых автомобилей. 

Вместе с тем, в рамках сотрудничества с китайскими партнерами планируется запуск заводов по производству шин и двигателей, которые придадут мощный импульс развитию автокомпонентной базы в РК. 

Отметим, министрами здравоохранения и инфраструктурного развития РК утверждена Дорожная карта по обновлению санитарного транспорта в Республике Казахстан, которая позволит обновить санитарный транспорт за счет механизма лизингового финансирования. Согласно Дорожной карте условия лизингового финансирования для управлений здравоохранения областных акиматов, городов республиканского значения: срок лизинга до 5 лет, ставка вознаграждения не более 7% для отечественных товаропроизводителей, авансовый платеж не предусмотрен, льготный период до 12 месяцев. В 2019 году было выделено 10 млрд тенге на 800 единиц машин скорой помощи и 18 передвижных медицинских комплексов в 2019-2020 годах.

Поддержка производителей автомобилей

Автопроизводителям наравне с другими предприятиями обрабатывающей промышленности предоставляются налоговые и таможенные льготы в рамках специальных инвестиционных контрактов. Данные меры наряду с программами льготного кредитования стимулируют развитие казахстанского экологически чистого производства автотранспортных средств. 

С 2018 года автопроизводители полностью перешли на пятый экологический класс, в том числе при изготовлении коммерческой техники, освоено производство электромобилей. 

При производстве экологически чистых транспортных средств (соответствующих экологическому классу Евро-4 и выше, с электродвигателями) и выполнения требований по поэтапному повышению локализации в рамках соглашений о промышленной сборке, производители вправе претендовать на получение стимулирования в виде возмещения затрат по производственным процессам. 

При этом, средний уровень локализации автопрома составляет 33%, а максимальный по отдельным моделям более 50%. Увеличение доли местного содержания и объемов производства вместе со стимулирующими мерами развития направлено на снижение стоимости выпускаемых транспортных средств. 

Помимо общих мер поддержки обрабатывающей промышленности хорошо зарекомендовали себя программы льготного автокредитования и льготного лизинга, в рамках которых за 4 года работы АО «БРК-Лизинг» выделено 50 млрд тенге (42 млрд тенге на автокредит, 8 млрд тенге - лизинг). С октября 2019 года через АО «БРК-Лизинг» запущена программа льготного автокредитования Национального банка с выделением 100 млрд тенге в течение 5 лет (ежегодно по 20 млрд тенге). Данная программа пользуется большим спросом среди населения. На сегодняшний день ведется вторичное освоение средств.

Автобусный парк 

За 12 месяцев 2019 года объем выпуска автобусов вырос в два с половиной раза (1 076 ед). 

В качестве дополнительного стимулирования с 2018 года действует программа по реализации автобусов казахстанского производства в лизинг. Из республиканского бюджета АО «БРК-Лизинг» выделено 33,5 млрд тенге, на сегодняшний день уже профинансирована поставка 1550 единиц автобусов. 

По данным АО «БРК-Лизинг», по состоянию на январь 2020 года в рамках комплексного плана по обновлению критически изношенного парка автобусов в Республике Казахстан — 904 автобуса Yutong, 330 автобусов Ankai, 181 автобус Daewoo, 75 автобусов Golden Dragon и 60 автобусов DongFeng находятся в производстве и часть из них уже были поставлены. 

Сдача вышедших из эксплуатации транспортных средств 

В Казахстане требование по применению собственной системы сбора, переработки и утилизации отходов не распространяется на производителей и импортеров автомобильных транспортных средств. Вместе с тем, согласно экологическому кодексу Казахстана, предусматривается заключение расширенных обязательств производителей (импортеров) договора с оператором РОП об организации сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которые распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и их упаковки, а также внесение на банковский счет оператора расширенных обязательств производителей (импортеров) денег в виде платы за данные услуги согласно методике расчета платы. 

Для того, чтобы обменять вышедшее из эксплуатации транспортное средство на деньги, необходимо выполнить четыре шага: уточнить количество квот, проверить наличие квоты в своем регионе (на сайте оператора РОП), произвести предварительную оценку транспортного средства в разделе «За сколько?» и подготовить документы в соответствии со списком, далее сдать авто путем самостоятельной доставки авто до пункта сбора. 

Перспективы 

В текущем году в Казахстане будет начато производство более 10 новых моделей автомобилей. В краткосрочный период общий объем продукции автопрома планируется довести до 100 тыс автомобилей, из них 10-15 тыс — экспортировать в Россию, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Беларусь, Азербайджан и другие страны. 

Планируется открыть завод «Hyundai» мощностью 45 тыс единиц в год в городе Алматы. Завод открыт на территории Индустриальной зоны. Объем инвестиций в строительство нового завода составил 25 млрд тенге. Проектная мощность — 30 000 единиц в год.

Вторая очередь и производство первого автомобиля, выпущенного с технологическими операциями по сварке и окраске кузова, планируется в сентябре 2020 года. Предприятие позволит создать до 700 новых рабочих мест на производстве, а построение дилерской сети в регионах Казахстана положительно повлияет на развитие МСБ. 

Нужно отметить, что в конце января текущего года были подписаны соглашение о сотрудничестве между АО «Узавтосаноат» и АО «Экспортная страховая компания «KazakhExport», а также договор о поставке машинокомплектов автомобилей между ТОО «СарыаркаАвтоПром» и АО «UzAuto Motors». Подписание состоялось в присутствии Премьер-министра РК А. Мамина

В перспективе в автомобильной промышленности планируется продолжить работу по увеличению доли местного содержания, путем перехода на новые соглашения о промышленной сборке транспортных средств с начала 2021 года; развивать производственную кооперацию с партнерами казахстанских автопроизводителей, в том числе по производству автокомпонентов; продолжить освоение производств электромобилей.

 

рекомендуемое
Все новости
хроника 2050

МСБ будет производить не менее 50% объема ВВП

Производительность труда будет увеличена до 126 тысяч долларов 100-процентный охват казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием

Казахстан будет полностью обеспечивать собственный рынок ГСМ в соответствии с новыми стандартами экологичности

Доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта должна увеличиться в два раза и в три раза к 2040 году

Начнется перевод нашего алфавита на латиницу

95% казахстанцев должны владеть казахским языком

На 15 % посевных площадей будут применяться водосберегающие технологии

Будет решена проблема обеспечения населения водой для орошения

Показатель объёма ВВП на душу населения достигнет 60 тысяч долларов

Доля городских жителей РК вырастет до 70 % от всего населения