«Ashyq»: смена оператора, причины технического сбоя и альтернатива

24 мая, 2021 17:37

Имущественные права на мобильное приложение «Ashyq» сейчас принадлежат государству и государство владеет этой системой. Система передана национальному оператору сопровождения АО «Национальные информационные технологии», - заявил вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Асет Турысов на пресс-конференции в СЦК. Подробности, читайте в материале Strategy2050.kz.

Вице-министр сообщил, что теперь технические специалисты АО «НИТ» будут сопровождать и полностью администрировать систему «Ashyq». «Мобильное приложение «Ashyq» постоянно обновляется. 18 мая т.г. запущена новая версия «Ashyq» на андроид, где можно проверить свой статус, не сканируя QR-код», - сказал спикер.

Он добавил, что для того, чтобы избежать возможностей внедрения чужого ИИН «Ashyq» интегрирован с Базой мобильных граждан.

«В случае, если вы вбиваете чужой ИИН, и он не соответствует с данными «Egov» при этом идет соответствие с номером, то прошу граждан скачивать «eGov mobile» и с этого приложения идентифицироваться. Это занимает небольшое время, после чего вы попадаете в Базу мобильных граждан», - проинформировал Асет Турысов.

Заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Юлия Якупбаева на пресс-конференции в СЦК отметила, что аэропорты Нур-Султана и Алматы уже успешно работают по приложению «Ashyq».

«Все работает, никаких очередей нет. На примере этих объектов можно сказать, что «Ashyq» имеет возможность быть масштабированным на каких-то других больших объектах. В частности, на «Астана-Арене» прошел большой футбольный матч, 6 тысяч человек собрались на одном большом стадионе, за 2 часа всех пропустили по «Ashyq». Был выявлен 1 «желтый». Все прошло спокойно, и мы надеемся, что если в дальнейшем мы сможем сбалансировать процессы прохождения граждан, то мы сможем распространить этот опыт и на другие арены и может даже увеличить количество с 20 до 30%», - сказала зампред.

По данным Министерства здравоохранения РК внедрение проекта «Ashyq» позволило исключить возможность посещения общественных мест зараженными или контактными лицами, восстановить работу малого и среднего бизнеса. Только за 21-22 мая в аэропортах выявлено 14 человек с положительным ПЦР (с «красным» статусом) и 32 человека с «желтым» статусом.

Замминистра цифрового развития Асет Турысов дал пояснения по техническим проблемам в работе системы «Ashyq».

«Сбои и технические проблемы в работе системы «Ashyq», случавшиеся в последние дни, были связаны с передачей имущественных прав на мобильное приложение государству и переходом на полное сопровождение и адаптацию к оператору. Теперь вопрос с техническими неполадками будет курировать национальный оператор АО «НИТ», в котором работают специалисты высокой категории, они обеспечат работоспособность и стабильность сервиса», - рассказал он.

Спикер также рассказал куда обращаться в случае сбоя в приложении «Ashyq».

«Для обеспечения доступной информацией про «Ashyq» на базе Единого контакт-центра 1414 создана «первая» линия технической поддержки пользователей, для представителей бизнеса НПП «Атамекен» также доступен call-центр 1432. Также для удобства предпринимателей в мессенджере Telegram запущена служба технической поддержки @support_ashyq_bot. Перечень объектов в которые возможен доступ по приложению размещается на сайтах акиматов и РПП «Атамекен», - пояснил он.

Вице-министр также проинформировал, что работа по интеграции с сервисом «Электронный паспорт вакцинации» для того, чтобы в «Ashyq» были статусы по гражданам, продолжается и в ближайшее время реализуется.

Асет Турысов сообщил, что для того, чтобы гражданин не зависел от одного приложения запущен альтернативный способ проверки статуса через платформу «Aitu».

«Сегодня, если вы столкнулись с проблемой работы «Ashyq», то вы можете скачать приложение «Aitu», с помощью которого вы сможете проверить свой статус, показать и пройти в необходимый объект бизнеса. Ведутся переговоры с банками второго уровня для того, чтобы сервис был доступен и в других популярных мобильных приложениях и на сайтах. За счет этого стабильность сервиса повысится и у граждан появится большой выбор. При этом все вопросы информационной безопасности соблюдены. Данные будут храниться в контуре АО «НИТ», сопровождаться их администраторами. Эти системы только подтягивают статус на время», - заверил вице-министр.

Следует отметить, что в настоящее время проект «Ashyq» реализуется во всех регионах страны. По состоянию на 24 мая этого года количество пользователей достигло 1 миллиона 700 тысяч человек. За это время выявлено 2631 человек с «красным» статусом и «желтых» пользователей - 72 074. 

Все новости