• Главная
  • АНК: лаборатория дружбы народов, истории казахстанцев и как создавалась Ассамблея

АНК: лаборатория дружбы народов, истории казахстанцев и как создавалась Ассамблея

1 мая, 2021 06:45

В этом году очередная, ХХIХ сессия Ассамблеи народа Казахстана прошла в год 30-летия Независимости. К каким результатам пришла АНК за годы стабильности и совместного труда во благо народа, читайте в материале корреспондента Strategy2050.kz.


В каких условиях зарождалась Ассамблея 

Рождение Ассамблеи народа Казахстана пришлось на сложные 90-е годы. Инициатива Первого Президента РК - Елбасы Нурсултана Назарбаева обрела конкретные очертания 1-го марта 1995 года – это официальная дата рождения консультативно-совещательного органа, главной задачей которого стало и является разработка и реализация государственной национальной политики. 

«Сейчас современной молодежи сложно даже представить, что из себя представлял Казахстан к началу 90-х годов ХХ века, с чего нам приходилось начинать. Сказать о том, что мы занимали последние места среди 15 союзных республик, это означает не сказать почти ничего», - вспоминал Елбасы на ХХII сессии АНК. 

Действительно, продукты по карточкам, очереди за молоком в 6 утра, свои шприцы и лекарства в поликлиники и больницы, веерные отключения электроэнергии, отсутствие тепла наглядно иллюстрируют экономическое состояние Казахстана в первые годы работы Ассамблеи. 

Кроме хронической бедности населения, присутствовал и вопрос многоэтничности страны. Отъезд бывших советских граждан на свои исторические родины обнажил кадровый голод и ослабил трудовой и экономический потенциал страны. 

Как вспоминал Елбасы на ХХII сессии АНК, Казахстану удалось сделать правильные выводы из межэтнических конфликтов в бывших советских республиках. По его словам, лидеры разных стран пытались привлечь Казахстан к идеям панисламизма, пантюркизма, западной цивилизации. Но казахстанцы смогли взять судьбу страны в свои руки. 

Экскурс в историю 

Формирование многоэтничного Казахстана происходило весь 20-й век. Во время столыпинских реформ в казахские степи прибыло более миллиона человек из Беларуси, Украины и России. В период коллективизации в 30-е годы в республику репрессиям подверглись 250 тысяч крестьян, которые были раскулачены. Более 1,2 миллиона человек было сослано на промышленные объекты Казахстана. 

Целые народы были депортированы в казахские степи в годы правления Сталина. Более 800 тысяч немцев, 18 тысяч корейцев, 500 тысяч представителей кавказских народов, 100 тысяч поляков. Претерпев издевательства конвоиров, холод теплушек, голод в пути, теряя по пути родных и детей, они были высажены в голых степях. От голодной смерти их спасали казахские семьи. Как вспоминает Елбасы, в те годы его семья также приняла супругов с тремя детьми. 

В 30-40-е годы на территории республики было открыто 11 лагерей. Тысячи и сотни узников погибли в них страшной смертью. Освободившиеся смогли уехать, но многие остались. В годы Великой Отечественной войны республика приняла еще более 300 тысяч эвакуированных. После, в 50-е годы, началась целина, на освоение которой в Казахстан приехало более 1,5 человек. Таким образом, в ХХ веке в Казахстан по различным причинам переселилось около 5,6 млн человек. 

Параллельно шли процессы эмиграции коренного населения: 1,3 млн казахов для спасения своих семей от репрессий выехали за пределы страны, еще 1,5 млн погибли от голода. 

«Как видите, наша многоэтничность была искусственно создана политической системой. И в этом нет вины людей, не по своей воле оказавшихся на этой земле. Они все сегодня смогли стать казахстанцами. Мы сумели объединить всех в единый, сплоченный народ. Сегодня это наше главное преимущество. В этом наша сила», - сказал Елбасы Нурсултан Назарбаев, выступая на ХХII сессии АНК. 

Лаборатория дружбы народов 

Подтверждением слов Первого Президента РК могут стать истории казахстанцев, чьи предки были депортированы в Казахстан. 

«Я считаю своим родным языком казахский, потому что я родился и вырос на этой земле. Родом я из села Мерке Жамбылской области», - говорит столичный врач Темур Агаев. 

История его семьи тоже связана со сталинскими репрессиями: дед Темура Агаева был выслан в Казахстан в 1935 году с иранской части Азербайджана.

Отметим, что Темур Агаев отлично разговаривает на государственном языке РК. Он закончил медицинскую академию в Бишкеке и сейчас работает в отделении микрохирургии глаза Многопрофильной городской больницы №3 города Нур-Султан. В данное время он борется с коронавирусной инфекцией в инфекционном стационаре и спасает зараженных. 

Напомним, что с 2016 года день образования Ассамблеи народа Казахстана – 1 марта - отмечается как День благодарности. Он символизирует милосердие и дружбу в многоэтничном Казахстане. 

«История моей семьи немного отличается от историй всех ингушей в целом, потому что мы попали в Казахстан в 1939 году. Мой прадед был раскулачен и репрессирован, как кулак. В 1939 году его сослали в Кызылорду из тогдашней Ингушетии. Поэтому к 1944 году, когда депортировали основную массу ингушей, мой прадед Мурцал уже жил в Кызылорде. Ему очень сильно помогли местные казахи, поэтому этот фактор вкупе с его трудолюбием помогли ему снова накопить и скот, и зерно, и имущество. В основном же кого репрессировали? Кулаков. Это были те, кто очень много работал, соответственно, они хорошо жили и были зажиточными. Так вот, мой прадед за пять лет проживания в Кызылорде уже успел обзавестись хозяйством. Поэтому, когда спецкомендатура дала согласие на воссоединение семьи, как рассказывает мой отец, прадед даже по тем меркам, когда люди голодали, был очень зажиточным. Он приехал из Кызылорды в Акмолинскую область со своим вагоном заработанного добра», - рассказывает директор Акмолинского филиала Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, член Совета АНК Белла Газдиева. 

Так Мурцалу Кодзоеву, уже однажды раскулаченному, снова удалось обеспечить свою семью всем необходимым. По воспоминаниям бабушки Беллы Газдиевой, Мурцал Кодзоев был человек редкой физической силы и роста, и, соответственно, сам много работал, и семье не давал отлынивать: все дети, а это 6 дочерей и сын (младший сын пропал без вести во время депортации), трудились, не покладая рук. 

«Естественно, те, кто много работал, они и жили хорошо. Что тогда, что сейчас – в основе формулы успеха и благосостояния лежит труд, труд и еще раз труд», - добавила она. 

Белла Газдиева родилась и выросла в Кокшетау. По ее признанию, она «домашний» человек и очень привязана к местам, где родилась, к Родине. 

«Я все время должна быть рядом с родителями в непосредственной близости. Мне сложно куда-то оторваться. Мне предлагали после учебы и за рубежом остаться, но мне всегда сложно решиться на жизнь вдали от родителей», - говорит спикер. 

Национальная кухня: какая она? 

«Как и все путевые казахстанцы, мы заготавливаем согым на зиму. И это только конина. В прошлом году заготовили половину туши. В этом году были немного стеснены в средствах и поэтому брали четверть. И в любом случае оставляем припас для гостей. При закупе мяса мне всегда помогают подруги, чтобы мясо было в наборе: и казы, и карта, и шужык, и жанбас. Но, конечно, мне далеко до профессиональной раскладки мяса на табаке. Когда в гости зовут, всегда смотрю, как подобраны куски мяса, слушаю рассуждения собравшихся, сколько пальцев жира должно быть, какого возраста животное. Для меня главное, если честно, чтобы был шужык – очень люблю», - делится собеседница. 

Кроме бешбармака, в семье Газдиевых готовят дулххьалтам – это национальное ингушское блюдо. Оно похоже на бешбармак, состоит из мяса и теста: отварная баранина или говядина, мучные галушки, и специальный картофельный бульон. 

«У всех казахстанцев, мне кажется, очень интернациональная кухня. Все готовят и плов, и манты, и холодец, и борщ, и корейские салаты, и по-моему, даже не задумываемся, что это кухня не национальная. Кстати, еда – это очень мощный бренд, посмотрите, как плов известен во всем мире, или как итальянца удалось забрендировать на весь мир свою пиццу, или японцам свои суши. Я всегда говорю, почему мы на каждом углу не продаем свои баурсаки. Почему, идя по Меге или по любому торговому центру, я могу купить все, что угодно, но я нигде не могу попробовать или угостить своих гостей баурсаками. Шесть, или, скажем, 12 порций, со сметаной, с вареньем, или еще с чем-то, потому что это наш бренд-амбассадор. Почему бы в самолетах «Эйр Астаны» в качестве знакомства со страной не угощать иностранцев баурсаками?», - предлагает Белла Газдиева. 

Традиции гостеприимства и сакральный смысл дастархана 

Дастархан для многих народов имеет свой сакральный смысл. Почему это важно и в казахской, и в ингушской культуре? 

«Общий стол объединяет. Люди собираются за столом не потому, что любят покушать. Накрытый стол – это знак уважения и гостю, и хозяину. Для нашей культуры, в отличие от западной, понятие дастархана очень важно. Я бы даже сказала, священно. Любые возникающие трения можно уладить за общим дастарханом. Для нас, для казахстанцев, это очень важно, и дело тут не в принципе «механически поесть». Здесь важен сам концепт дастархана, как объединяющего начала. Ты встаешь из-за стола уже другом», - рассуждает Газдиева. 

Она поделилась, что, когда гость приходит, враги мирятся. И у ингушей, как и у казахов, гость – это священное понятие. И гостям в ингушских семьях тоже накрывается все самое лучшее. 

«Мои родители до сих пор, хотя эпоха тотального дефицита давно прошла, говорят «это для гостей, вдруг кто-то придет». Будь то коробка конфет, или кусок отборного мяса – нужно оставить. Оставить резерв гостям – это очень развито в наших культурах», - говорит она. 

Наверное, такие традиции уравновешивают новые понятия наступившей эпохи эгоцентризма, когда современным детям, да и взрослым, стали важны они сами, их личные права и пространство. 

«Тогда как мы были воспитаны по-другому: сначала общественное, потом личное. Прозападная культура, она больше про личные границы, отстаивание своих прав, что иногда идет вразрез с нашей казахстанской культурой. У нас все-таки другие концепты, и важно их не потерять – это уважение к старшим, любовь к детям, терпимость, уважение к гостю. Ну, где в Европе или на Западе будут оставлять лучший кусок гостю? В лучшем случае угостят чашкой чая с печеньем, а еще прийти нужно строго по расписанию. Наши, чтобы стол накрыть, побегут в магазин, если дома не оказалось угощения», - улыбается она. 

Казахстанский опыт межнационального согласия 

Сегодня Казахстан является общим домом для более чем 150 этносов и 40 конфессий. В стране функционируют 471 национально-культурных объединения, 19 республиканских и региональных национальных газет, радио- и телепрограмм, 6 национальных театров, более 100 этнических школ и 170 языковых центров. В школах национального возрождения работают 29 отделений по изучению 11-ти языков. Действуют более 4 тысяч религиозных объединений, свыше 3 тысяч культовых сооружений, представляющих 46 конфессий и деноминаций. 

«Никакой национальной исключительности! Национальностей много, а земля одна. Отсюда – уважение к правам другого, закрепленное в законе, и самые широкие возможности для полноценного развития всех. Внимание к интересам любой, даже самой малой национальной группы, искреннее уважение к национальным традициям и обычаям – это основа справедливого межнационального мира», - говорил Первый Президент РК, Елбасы Нурсултан Назарбаев на XX сессии Ассамблеи народа Казахстана. 

Казахстанский опыт межнационального и межконфессионального согласия получил признание на самом высоком международном уровне. Его отмечают политические и духовные лидеры, общественные деятели многих стран мира. 

«Казахстан может служить примером мирного сосуществования различных наций. Можно рассматривать многообразие как благословение, а не как бич. Благодаря вам, различные этнические, культурные, религиозные и профессиональные группы, которые составляют эту великую нацию, могут участвовать в принятии тех решений, которые влияют на их жизнь. Это жизненно важно», - резюмировал в 2002 году Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. 

Сегодня Ассамблея народа Казахстана – это не только консультативно-совещательный орган, но и советы Общественного согласия, Советы матерей, Дома дружбы. Вместе со всеми казахстанцами АНК внесла определенный вклад, чтобы преодолеть социальный кризис в период пандемии. Достаточно вспомнить социальные акции «Біз біргеміз!», «#Бізүйдеміз».

Благодаря усилиям своего идейного вдохновителя, председателя Нурсултана Назарбаева, Ассамблея народа Казахстана всегда соответствовала запросам общества.

Напомним, во время состоявшейся 28 апреля т.г. XXIX сессии АНК Елбасы вновь подтвердил свой статус дальновидного и прагматичного политика, заявив о своем отказе от права пожизненного председательствования и передаче полномочий председателя АНК действующему Президенту РК. Елбасы отметил, что это «решение будет служить интересам деятельности Ассамблеи и поможет нашему Президенту выстраивать в унисон всю текущую работу и планы на будущее наших граждан, нашего общества и нашего государства».

Все новости