Аналитика

«Манифест. XXI век» - основа внешней политики Казахстана

Эксклюзив
Национальный доклад Казахстана «Манифест. XXI век» был представлен Президентом РК на IV Саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне 31 марта 2016 года. Это небольшой по объему документ, в котором раскрыта официальная позиция нашей страны относительно проблем и перспектив глобального развития. Какие результаты достигнуты за два года, прошедшие после провозглашения Манифеста, читайте в аналитическом материале ИА Strategy2050.kz.
Астана09 Июля , 09:51

Написанный достаточно прямолинейно (в частности,  сделано заявление о том, что Договор о нераспространении ядерного оружия не выполняет своего предназначения, а крупные державы придерживаются политики двойных стандартов – и это приводит к распространению оружия массового уничтожения), Манифест сосредоточен на вопросах достижения глобального мира, и ставит перед мировым сообществом амбициозную цель – принятие на уровне ООН всеобъемлющей программы «XXI век: мир без войны». Новая мировая война, убежден Н. Назарбаев, будет вестись таким оружием и на таком уровне, что может привести к гибели всего человечества.

Ключевые направления сотрудничества и предложения Казахстана по достижению глобального мира:

Позже Манифест обрел статус официального документа Первого комитета Генеральной Ассамблеи ООН и Комиссии ООН по разоружению, что подчеркивает его значимость в рамках этой глобальной организации, особенно в контексте предотвращения дальнейшего распространения оружия массового уничтожения.

Сам лидер Казахстана дает такую оценку манифеста в своей книге «Эра независимости»:

«Миротворческая миссия является неотъемлемым компонентом внешней политики Казахстана. Я отчетливо видел, что в 2010-е годы режим ядерного разоружения пребывал в кризисе, и это подогревало амбиции «пороговых государств». Свое видение будущего я постарался, как можно более ясно и аргументировано изложить в Манифесте «Мир. ХХI век», заявленном на IV Саммите по ядерной безопасности» (Назарбаев Н. А. Эра независимости. – Астана, 2017. – с.448).

История борьбы за ядерное нераспространение и разоружение у независимого Казахстана исчисляется более чем двумя десятилетиями. Легендарное движение «Невада-Семипалатинск», отказ от ядерного арсенала, доставшегося в наследство от Советского Союза, и создание в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия, открытие Банка низкообогащенного ядерного топлива – эти и другие события укладываются в поступательную политику нашей страны в данном направлении. За два года, прошедшие после провозглашения Манифеста, Астана стала площадкой для мирных переговоров и принятию практических решений по сирийскому вопросу; Нурсултан Назарбаев лично выступал миротворцем в период охлаждения отношений между Россией и Турцией. Казахстан принял саммит глав государств ШОС (он стал юбилейным и историческим: в состав организации были приняты Индия и Пакистан) и саммит Организации исламского сотрудничества по науке и технологиям. Казахстан (и Астана, в частности) становится центром притяжения, новых идей и смыслов.

Доказательством высокой оценки государствами мира казахстанского видения международных проблем стало избрание нашей страны непостоянным членом самого могущественного органа ООН – Совета Безопасности. Политобращение Президента РК к Совету Безопасности ООН в начале в этом значимом органе председательства нашей страны в январе 2018 года «Концептуальное видение Казахстана по упрочению глобального партнерства для построения безопасного, справедливого и процветающего мира» - это, по сути, продолжение стратегической линии «Манифеста».

Основополагающий приоритет казахстанского председательства – достижение мира, свободного от ядерного оружия, что уже серьезная заявка, учитывая, что постоянные члены СБ – это и есть «клуб» ядерных держав. Этой теме было посвящено центральное и самое представительное мероприятие января – дебаты по нераспространению оружия массового уничтожения и построению мер доверия между государствами. Позиция Казахстана по этому вопросу принципиальна: учитывая наш вклад в дело нераспространения и достижения «глобального нуля», мы выступаем за ограничение ядерных потенциалов и дальнейший отказ от своих арсеналов формальных и неформальных членов ядерного клуба. Региональное взаимное доверие должно заменить сдерживание – устаревший механизм времён «холодной войны».

В Совете Безопасности ООН Казахстан вновь называет своим ключевым приоритетом устранение угрозы глобальной войны и урегулирование локальных конфликтов.  Практически это выражается в миротворческих инициативах Казахстана, в частности, в организации Астанинского процесса. Казахстан уже в течение года возглавляет комитеты Совета Безопасности по борьбе с «ИГИЛ/ДАИШ» и «Аль-Каидой», по Талибану/Афганистану. В ходе председательства, в частности, была рассмотрена операция по разрешению конфликта в Сирии, а также ситуации в Колумбии.

Региональное партнерство в Афганистане и Центральной Азии было представлено на площадке СБ как потенциальная модель взаимозависимости безопасности и развития. Особенно это актуально в контексте новых глобальных угроз, в числе которых терроризм и религиозный экстремизм. Противодействие вышеуказанным угрозам на глобальном уровне – ещё одна из задач нашей страны, продвигающей в ООН принятие инициированного Н. Назарбаевым «Кодекса поведения по достижению мира, свободного от терроризма».

Очевидно, что Казахстан, через 2 года после публикации «Манифест. XXI век», поступательно, задействуя все дипломатические возможности, движется к целям, провозглашенным в этом программном документе. Это тем более важно, что проблемы, обозначенные в нем, становятся всё острее, а значит, с их решением мировому сообществу стоит поторопиться.

Анастасия Решетняк




Яндекс.Метрика