План нации – 100 конкретных шагов

Как развивается государственная служба в Казахстане

В результате последовательных реформ в Казахстане создана уникальная модель госслужбы, которая основана на принципах меритократии, эффективности и подотчетности обществу. О том, как развивается госслужба и какие принимаются шаги по ее совершенствованию, читайте в обзорном материал ИА Strategy2050.kz.
Астана16 Апреля , 09:17

В первом национальном докладе о состоянии государственной службы в Казахстане этапы развития госслужбы приведены через призму исполнения стратегических документов страны. За годы независимости в этой сфере проведены три реформы. Все они были напрямую связаны с процессами трансформации государства и становления системы государственного управления. Институализация этого направления началась с подписания указа Президента «О государственной службе».

«Можно с уверенностью сказать, что в Казахстане создана собственная модель, которая сочетает в себе достижения передовых стран и специфику отечественной системы государственного управления. Этих результатов мы добились благодаря дальновидной политике Главы государства», — сказала заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Айгуль Шаимова на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций.

Как она отметила, несмотря на небольшой исторический период, сформирован профессиональный аппарат, отвечающий передовым международным стандартам. В становлении государственного аппарата значимую роль сыграл второй этап развития, в ходе которого было создано Агентство по делам государственной службы.

«В настоящее время в рамках Плана нации проводится ключевой третий этап реформы государственной службы. С момента реализации Плана нации в 4 раза возросло число служащих, продвинувшихся по карьерной лестнице. При этом, повысился качественный состав госслужащих: на центральном уровне 100% имеют высшее образование, в регионах этот показатель равен 92%. В настоящее время, в рамках программы «Рұхани жаңғыру» мы работаем над изменением сознания служащих страны, потому что государственные служащие – это основные проводники изменений в современном обществе», — отметила Шаимова.

Она также добавила, что по оценкам экспертов, сегодня казахстанская государственная служба по многим показателям отвечает международным стандартам, а по отдельным – опережает.

Так, Казахстан, в отличие от ряда развитых стран избежал проблемы со старением государственного аппарата и гендерным дисбалансом. Сегодня средний возраст госслужащего – 39 лет, тогда как в 1991 году он составлял 44 года. На госслужбе в Казахстане работает 55% женщин, тогда как в Италии, Бельгии, Испании этот показатель равен 50%.

«Эксперты ОЭСР оценивают государственную службу Казахстана как профессиональную, с элементами стратегической. На практике это означает, профессиональная – в силу того, что внедрен принцип меритократии на госслужащих. Отбор кадров осуществляется на основе компетенций, а также – стандартизированы этические требования. Что касается стратегических элементов, то нашей системе присущи привлекательность, а также способность оперативно реагировать на происходящие изменения. В целом надо сказать, что благодаря Главе государства за столь короткий промежуток времени по историческим меркам мы создали и сформировали профессиональную государственную службу и прошли путь становления», — рассказала зампред АГДС РК.

Также она отметила, что благодаря факторно-балльной системе оплаты труда в стране повысилась привлекательность госслужбы.

«Конкурс на одно место возрос в два раза. Если говорить по отдельным регионам, можно привести примеры – например, в конкурсе на должность руководителя департамента Агентства по делам госслужбы Карагандинской области участвовало 55 человек, в Южно-Казахстанской области на низовую должность ведущего специалиста —  47 человек. Госаппарат стабилизировался, поскольку сменяемость на государственной службе сократилась в три раза именно в пилотных органах. Поэтому мы ожидаем положительные результаты от апробации факторно-балльной системы оплаты труда», — сказала Шаимова.

Она также добавила, что пилот по факторно-балльной системе проходит на базе четырех госорганов. Также для повышения привлекательности государственной службы на селе на служащих, работающих в сельской местности, будет распространен проект «С дипломом – в село». Это позволит им предоставить социальные льготы на приобретение и строительство жилья.

Заместитель председателя АДГСПК сообщила, что  в преддверии Дня государственного служащего объявлен отбор на звание «лучшего государственного служащего».

«Мы уже приступили к подготовке мероприятий, приуроченных к празднованию Дня государственного служащего. Объявлен и дан старт конкурсу «Лучший государственный служащий. Впервые конкурс стартовал в прошлом году, приобрел особую популярность и интерес к нему возрос. В этом году для участия в конкурсе подали заявки 456 госслужащих, это в 1,5 раза больше, чем в прошлом году Этапы отбора начались, итоги планируется двести к 5 июня», - проинформировала Айгуль Шаимова.

Также 23 июня пройдет Благотворительный марафон среди госслужащих, собранные средства будут направлены на материально-техническое обеспечение детских домов.

Стартует проект «10 добрых дел», которым предусмотрены сдача служащими донорской крови, проведение ремонта жилья ветеранов и оказание другой помощи населению.

«Агентство по делам государственной службы призывает каждого служащего внести свой вклад в социальную поддержку граждан», - заключила Шаимова.

Напомним, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу Казахстана поручил Правительству совместно с Агентством по делам госслужбы реализовать в 2018 году пилотные проекты в центральных и местных госорганах по внедрению новой системы оплаты труда госслужащих на основе факторно-балльной шкалы. А также усовершенствовать принципиально новые механизмы и формы работы по цифровизации процессов в госорганах, консолидации административных ресурсов и вовлечение населения в решение задач, стоящих перед обществом.

Кайрат Жандыбаев




Яндекс.Метрика