• Главная
  • Экспорт/Импорт: Какой путь развития выберет казахстанский масличный комплекс
25 Июля, 2019 17:40

Экспорт/Импорт: Какой путь развития выберет казахстанский масличный комплекс

Интерес зарубежных стран к одной из важнейших составных частей агропромышленного комплекса Казахстана – масложировому подкомплексу возрастает из года в год. Положительная динамика связана со снятием запрета на экспорт масложировой продукции и увеличением посевных площадей масличных культур. О перспективах развития экспортной мощности Казахстана и о том, когда Казахстану удастся отказаться от импорта масложировой продукции, читайте в материале ИА Strategy2050.kz.
Экспорт/Импорт: Какой путь развития выберет казахстанский масличный комплекс | Strategy2050.kz

Несмотря на то, что в Казахстане наблюдается нехватка масличного сырья для местных производителей, основным драйвером экономики является то, что крестьянским хозяйствам – производителям масличных культур предоставляется возможность выбора: экспортировать свои семена либо предлагать продукт местным предприятиям. Об этом рассказал президент ОЮЛ «Ассоциация «Масложировой союз Казахстана» Константин Невзоров на пресс-конференции - семинаре, посвященной продвижению отечественных брендов масложировой продукции на мировой рынок.

«В зависимости от складывающейся рыночной цены, предприятие должно выбирать что ему выгоднее на сегодняшний день, отдавать свою продукцию на экспорт или поставлять на внутренний рынок. Принятие решения зависит от многих факторов. Транспортный путь играет отнюдь не последнюю роль в данном вопросе. Поскольку близость расположения предприятия к потенциальной  для экспорта стране представляет собой достаточно весомый аргумент. Главное здесь – иметь выбор», - сказал он.

Кроме того, как отметил Невзоров, наличие такого выбора стимулирует производителей к увеличению посевных площадей.

«Если вы помните, когда в стране был запрет на экспорт масличных культур, то мы толком не сеяли. С разрешением на экспорт, посевные площади увеличились в среднем в 10 раз. А валовый сбор по масличным по отношению к такому же периоду прошлого года увеличился на 3,7% и составил 2,6 млн тонн. Кроме того, с увеличением посевных площадей, увеличилось количество предприятий по переработке», - проинформировал он.

Помимо этого, увеличением количества посевных площадей и перерабатывающих предприятий, повлияет на конкурентные условия, находясь в которых заводы не могут диктовать и устанавливать низкую цену на сырье, в то время как цены на мировом рынке достаточно высокие.

По его словам, Казахстан имеет запас посевных площадей и сможет увеличить их еще в 2-3 раза. Однако это произойдет не сразу.

«По прогнозам Ассоциации, мы сможем увеличить посевные площади в 2-3 раза в течение 10 лет. Тогда же мы сможем отказаться от импорта масла из других стран. На данный момент мы импортируем 40% продукции. На экспорт поставлен такой же объем. Связано это с тем, что стоимость сырья на соседних рынках дороже. Для нас дешевле завезти сырье из России и «дозагрузить» отечественные заводы. А казахстанское масло нам выгоднее экспортировать по более высокой цене. Как только мы сможем нарастить площади, мы сможем заменить импортные масла своими», - пояснил президент «Ассоциации «Масложировой союз Казахстана».

Невзоров рассказал, что министерством инноваций и развития поддерживается политика по развитию брендов, сделанных в Казахстане. В планах «Ассоциации использование так называемого «зонтичного бренда». Использование данного вида стратегии расширения бренда, заключается в выпуске под одной маркой сразу нескольких групп товаров или товарных категорий, при этом в названии товаров доминирует имя компании-производителя, а в рекламе продукции компании демонстрируется её логотип.

«Мы планируем объединить производство нескольких видов масложировой продукции под одним брендом «Qazmai» и оказывать помощь казахстанским предприятиям при производстве и экспорте отечественной продукции», -  пояснил Константин Невзоров.

Как отметил спикер главным преимуществом использования зонтичного бренда является низкая цена старта раскрутки нового товара, второе преимущество — упрощение дистрибуции.

Компания «Qazmai» была запущена в прошлом году. Ассоциация планирует «зашить» «Qazmai» в отраслевую программу развития масложировой отрасли для того, чтобы в перспективе запустить ее в программу инноваций и развития.

«Вместо того, чтобы тратить деньги на раскрутку бренда на внешних рынках, мы займемся узнаваемостью бренда внутри страны и продвижением программы среди местных государственных органов, с целью оказания помощи производителям в будущем»,- отметил он.

По прогнозам Ассоциации бренд «Qazmai» будет оказывать помощь при производстве и экспорте масложировой продукции, в частности при возмещении затрат на международную стандартизацию.

«На рынки, куда мы сейчас заходим, стандартизация достаточно дорогая. Иной вид поддержки, которого мы будем добиваться – это льготное кредитование -  субсидирование процентной ставки до 3%, в рамках госпрограммы индустриально- инновационного развития РК на 2015 - 2019 годы», - рассказал он.

Невзоров подчеркнул растущий с каждым годом интерес других стран к казахстанской масложировой продукции. В качестве примера спикер назвал рост поставок масложировой продукции из Казахстана в Узбекистан в 2018 году. Экспорт составил 46 млн 673 тыс тонн на сумму 38 млн 585 тыс долларов по сравнению с 2017 годом, когда экспорт масложировой продукции из Казахстана в Узбекистан составил 25 млн 969 тыс тонн на сумму 21 млн 791 тыс долларов.

«В Узбекистане имеется острый дефицит масла. Ввиду своего географического положения Узбекистан вынужден покупать у соседей сырые масла. Кроме того, Узбекистан очень хорошо покупает в Казахстане готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью – это кетчуп, горчица, майонез», - рассказал он.

Следует отметить, что на сегодняшний день, масложировая продукция Казахстана экспортируется в Узбекистан, Китай, Иран, Японию и в страны Европы.

В свою очередь Чрезвычайный и полномочный посол Узбекистана в РК Саидикрам Ниязходжаев отметил, что совместная кооперация маслопроизводителей и переработчиков масличных культур дает не только дополнительный импульс развитию двухсторонних отношений, но и позволит расширить номенклатуру экспорта продукции, которая производится обеими странами.

«Мы знаем, что в Казахстане, ровно как и у нас принята программа по развитию масложировой отрасли. Одним из направлений сотрудничества являются масличные культуры. В наших планах увеличить сотрудничество с Казахстаном по 17 другим направлениям АПК, включая животноводство и птицеводство», - рассказал Посол.

Кроме того, дипломат отметил, что в планах обеих стран сотрудничать в области научных разработок агропромышленного сектора.

«В Казахстане уже имеется опыт по производству масличных культур, который мы планируем взять на вооружение. Обширная территория Казахстана имеет несколько климатических зон, часть из них совпадает с нашими, мы можем обменяться опытом и кооперировать в области научных разработок в АПК. Без этого нам сложно будет конкурировать с другими странами. Наше соседство, короткое «транспортное плечо» и большой рынок играют нам на руку, в наших планах создать единый комплекс с полной цепочкой от выращивания, переработки и реализации на внутренние и внешние рынки наших и соседних стран» - пояснил посол.

Следует отметить, что данный семинар был проведен накануне Международной конференции «Казахстан – Узбекистан: Масложировая промышленность», которая состоится 19-20 сентября 2019 года в городе Ташкент.

 

Рабига Нурбай

 

рекомендуемое
Все новости
хроника 2050

МСБ будет производить не менее 50% объема ВВП

Производительность труда будет увеличена до 126 тысяч долларов 100-процентный охват казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием

Казахстан будет полностью обеспечивать собственный рынок ГСМ в соответствии с новыми стандартами экологичности

Доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта должна увеличиться в два раза и в три раза к 2040 году

Начнется перевод нашего алфавита на латиницу

95% казахстанцев должны владеть казахским языком

На 15 % посевных площадей будут применяться водосберегающие технологии

Будет решена проблема обеспечения населения водой для орошения

Показатель объёма ВВП на душу населения достигнет 60 тысяч долларов

Доля городских жителей РК вырастет до 70 % от всего населения