• Главная
  • Стратегия развития автомобильных дорог в Казахстане. Новшества и перспективы
23 Июля, 2019 15:05

Стратегия развития автомобильных дорог в Казахстане. Новшества и перспективы

Ежегодно, согласно принятой дорожной карте инфраструктурного развития, выделяется 300 млрд тенге для реализации инфраструктурных проектов. При этом, для снятия нагрузки с государственного бюджета ведется работа по привлечению инвестиций и выводу проектов на самоокупаемость. Об инвестиционной привлекательности дорожных проектов Казахстана, платных проездах и о придорожном сервисе, читайте в материале ИА Strategy2050.kz.
Стратегия развития автомобильных дорог в Казахстане. Новшества и перспективы | Strategy2050.kz

В соответствии с Планом работ, в т.г. планируется открыть движение по новым участкам на 548 км. Кроме того, на рассмотрении «КазАвтоЖол» находится новая стратегия общества, направленная на предоставление качественных услуг пользователям автодорог. Об этом и.о. председателя правления АО НК «КазАвтоЖол» Улан Алипов сообщил на пресс-конференции, посвященной итогам и планам Нацкомпании.

«Первостепенной задачей, конечно же является сохранение жизни людей. Для того чтобы достичь нулевой смертности на дорогах, мы будем внедрять систему «Vision Zero». Также будут внесены изменения во все имеющиеся национальные стандарты» - отметил Алипов.

Vision Zero — шведская программа по повышению безопасности дорожного движения и снижению смертности в ДТП.

По его словам базовым принципом этой программы является недопустимость дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. Данный принцип ещё называют принципом «нулевой терпимости», согласно ему нельзя относиться к смертям на дороге как к неизбежному злу, связанному с автомобилизацией.

Основной подход программы к этой проблеме призван снять с водителей основную вину за смертельные происшествия на дорогах, сделать так, чтобы в решении проблемы участвовали и те, кто строит и обслуживает дороги, производители автомобилей.

«Это понятно, что водители — обычные люди и будут ошибаться всегда. Однако необходимо организовать дорожное движение таким образом, чтобы ошибки людей не приводили к смертельным исходам»,-  отмечает и.о. председателя правления АО НК «КазАвтоЖол».

К примерам реорганизации относятся:

перекрёстки с круговым движением - несмотря на то, что светофорное регулирование снижает число аварий и увеличивает пропускную способность перекрёстка, как правило, аварии на них приводят к более тяжёлым последствиям, чем на перекрёстках с круговым движением.

дороги с разделительным барьером- данное решение эффективно предотвращает аварии, связанные со столкновениями встречного автотранспорта

ограничение скорости в населённых пунктах до 30 км/ч - именно скорость в 30 км/ч является пределом, при котором большинство пешеходов выживают при наездах транспорта.

очистка прилегающих к дорогам территорий – способ предполагает очистку прилегающих территорий от опасных предметов, камней и деревьев, установку заборов

подробное расследование аварий со смертельным исходом -все дорожные аварии со смертельным исходом расследуются специальной комиссией.

напоминания о ремнях безопасности

алкозамки - технология, предназначенная уменьшить количество случаев вождения в нетрезвом виде.

фоторадары - средство контроля над установленными ограничениями скорости на дорогах.

велосипедные шлемы - все дети до 15 лет обязаны использовать шлем при езде на велосипеде.

Необходимо отметить, что многие средства Vision Zero уже давно применяются в Казахстане.

Реконструкция дорог

По словам Алипова, к ключевым проектам реконструкции относятся коридоры Центр – Юг, Центр – Восток, Центр – Запад, Центр – Север. Также, приоритетными проектами обозначены международные коридоры и приграничные направления такие как: Алматы – Усть-Каменогорск, Ушарал – Достык, Бейнеу – Акжигит, Калабатау – Майкапшагай, Актобе-Атырау-граница РФ.

«На сегодняшний день по всем проектам начаты соответствующие мероприятия, то есть подписаны договора подрядов, произведены подготовительные и начаты строительные работы, по мере завершения которых на реконструированных участках будет открыто движение», - проинформировал представитель ведомства.

Алипов также подчеркнул, что ведется активная работа по привлечению инвестиций для реализации инфраструктурных проектов.

«Достигнуто соглашение о выделении неправительственного займа под государственную гарантию с ЕБРР и ЭКСимБанк КНР. За счет привлеченных средств в 2019 году продолжаются работы на участках Талдыкорган - Усть-Каменогорск (763 км), Калбатау – Майкапшагай (415 км), Мерке – Бурылбайтал (266 км), Юго-Западный обход Астаны (34 км), Курты – Бурылбайтал (143 км)», - рассказал и.о. председателя правления АО НК «КазАвтоЖол».

По его словам, теперь у граждан появится возможность  наблюдать за реконструкцией дорог в режиме реального времени.

«Еще одно новшество,  которым хотелось бы поделиться – это запуск нового сайта QazAvtoJol. Обновленный сайт, с доменным именем qaj.kz будет функционировать с 1 сентября текущего года. Новая версия сайта ориентирована преимущественно на пользователей автодорог. В целях прозрачности деятельности Общества, на корпоративном сайте будут размещены онлайн видеокамеры для наблюдения за проводимыми ремонтными работами», - отметил он.

Придорожные сервисы и инвестиции

Помимо ремонта и реконструкции казахстанских автодорог, особое внимание уделяется и сопутствующей инфраструктуре- объектам дорожного сервиса. Подробно о развитии придорожного сервиса рассказал директор департамента стратегического планирования, развития бизнеса и информатизации Рустам Исаев.

На сегодняшний день 1819 объектов придорожного сервиса, оказывают услуги вдоль автомобильных дорог республиканского и международного значения. Из них лишь 850 объектов (47%) оборудованы благоустроенными туалетами.

«В ведении АО «НК «КазАвтоЖол» имеются 880 холодных туалетов: в том числе 411 на площадках отдыха и 469 на автобусных остановочных пунктах, и 18 благоустроенных туалетов: в том числе 11 расположены на платном участке Нур-Султан – Щучинск», - проинформировал глава департамента.

По его словам, уборка холодных туалетов осуществляется силами подрядной организации ТОО «Казахавтодор» от 1 до 5 раз в неделю в зависимости от интенсивности дорожного движения. Существующие нормы и санитарные правила разрешают устанавливать холодные туалеты на объектах придорожного сервиса, кроме кафе.

Рустам Исаев проинформировал о причинах отсутствия благоустроенных санузлов на дорогах Казахстана.

«Имеется много фактов намеренного закрытия построенных теплых санитарно-гигиенических узлов на автомобильных заправках. Одной из главных причин является отсутствие обязательного действия Национального стандарта по объектам придорожного сервиса СТ РК 2476-2014 от 01.07.2015 для всех объектов сервиса. В настоящее время, данный стандарт является обязательным только при проектировании новых объектов придорожного сервиса, но не обязывает поддерживать чистоту и обслуживание благоустроенных туалетов», - рассказал он.

Для решения вопроса наличия туалетов на площадках отдыха и автобусных остановочных пунктах АО «НК «КазАвтоЖол» объявит инвестиционный конкурс на установку и содержание благоустроенных туалетов сроком до 7 лет.

«Имеются заинтересованные инвесторы, которые готовы полностью отвечать за чистоту и работу благоустроенных санитарно-гигиенических узлов в режиме 24/7. С инвесторами уже обсуждены вопросы народного контроля и штрафов при ненадлежащей эксплуатации», - пояснил он.

По словам директора департамента стратегического планирования, развития бизнеса и информатизации, инвесторам будет невыгодно не содержать туалеты в чистоте, поскольку в таком случае они лишаются дохода. Кроме того, для обеспечения народного контроля, предлагается создать онлайн карту, где пользователи смогут оценивать качество и состояние туалетов. По словам Исаева, компания уже создала телеграмм чат и бот каналы.

Согласно его данным, за 1 полугодие 2019 года было открыто 20 новых объектов сервиса в соответствии с Национальным стандартом. На 2019-2021 года определены места установки 304 санитарно-гигиенических узлов.

Руководитель департамента добавил, что ведется работа по привлечению инвесторов для строительства новых объектов придорожного сервиса. До конца июля 2019 года планирует объявить отрытый двух этапный инвестиционный конкурс на установку и эксплуатацию благоустроенных туалетов.

«На первом этапе потенциальные инвестора должны показать по одному прототипу благоустроенного туалета, а на втором этапе будет осуществлен отбор по наименьшей стоимости содержания. Допускается использование любой технологии, в том числе «зеленых», а также изменение конструкции туалетных павильонов в рамках утверждённых минимальных требований. Стоимость одного такого санузла оценивается примерно в 500 тыс тенге», - рассказал он.

Отметим, что на сегодня уже 8 казахстанских компаний проявили заинтересованность в участии в данном инвестиционном конкурсе.

Платные дороги

В свою очередь, директор филиала «Дирекция платных автодорог» Асхат Окасов сообщил, что в рамках реализации программы по внедрению платных автодорог на сегодняшний день функционируют 4 платные автодороги.

«На сегодняшний день платность внедрена на 4-х участках автомобильных дорог общей протяженностью 682 км: Нур-Султан-Щучинск (211 км), Нур-Султан-Темиртау (134 км), Алматы-Капшагай (42 км) и Алматы-Хоргос (295 км). Сбор денег по оплате за проезд по платным участкам осуществляется с помощью автоматизированной системы взимания платы (СВП)», - проинформировал он.

Ставки оплаты устанавливаются Уполномоченным государственным органом по каждому участку отдельно. При этом участки разделены на зоны, оплата начисляется за каждую зону. Ставки зависят от типа транспортного средства и в зависимости от грузоподъемности.

«Для легковых автомашин, использующих предварительную оплату проезда, предусмотрена утвержденная ставка, которая в два раза меньше, чем при оплате наличными. Ставки оплаты для грузовых автомашин остались без изменения», - рассказал Асхат Окасов.

Заметим, что в Казахстане существует 20 способов предварительной оплаты, которая значительно сокращает время проезда через ПВП.

«Это интернет сервисы PayWay.kz, KazDriver; терминалы оплаты QIWI, Касса24, Тенге, Каспи; электронные кошельки  QIWI, Каспи; интернет-банкинги Халык, Сбербанк, АТФ, Каспи; оплата со счета мобильного телефона Wooppay, Билайн, KCell или Актив; а также через мобильное приложение KazToll и др», - отметил директор филиала «Дирекция платных автодорог».

По его словам, компания предусмотрела создание контакт-центра с коротким номером 1403, где можно задать любой интересующий вопрос, узнать о тарифах на все платные участки дорог, а также сделать запрос на уточнение баланса траснпортного средства.

Он добавил, что для юридических лиц предусмотрена возможность заключения договора для оплаты безналичным способом, а также получения счетов-фактур и других бухгалтерских документов.

Как пояснил Окасов, для пользователей, чьи легковые автомашины зарегистрированы в населенных пунктах районов, прилегающих к платным участкам дорог предусмотрена абонентская плата в размере 1000 тенге в год. Данный абонемент дает возможность проезжать по платному участку без ограничений. Для оформления абонемента пользователю необходимо в любое удобное время  приехать на пункт взимания платы с техническим паспортом транспортного средства и удостоверением личности.

Директор филиала также рассказал о планах расширения сети платных участков дорог и о введени проездов без шлагбаумов и ПВП.

«В ближайшие 2-3 года мы планируем расширить сеть платных участков автодорог еще на 32 участка общей протяженностью 11 тысяч км. В настоящее время проводятся конкурсные процедуры. Предполагается внедрение открытой системы взимания платы, на которой не будет шлагбаумов и пунктов взимания платы, оплата будет производиться теми же способами предварительной оплаты», - сказал он.

По его словам, все денежные средства собранные на платных участках расходуются на содержание дорог и содержание системы взимания платы. По его мнению, в будущем это позволит практически полностью исключить статью содержания дорог из государственного бюджета.

Напомним, в соответствии с Государственной программой инфраструктурного развития «Нурлы Жол» предусмотрена реализация 14 проектов общей протяженностью более 4,4 тыс.км, в которых задействовано более 18 тыс человек персонала и 12 тыс единиц техники. Кроме того, работами по капитальному ремонту охвачено 428 км, по среднему ремонту -1415 км, содержанием автодорог -19,6 тыс км. Всего в Казахстане 96 тыс км дорог, из них 23 тыс – республиканского значения.

Перефразируя высказывание о том, что будущее — это не то, куда мы идем, а то, что мы создаем и дороги следует не искать, а строить, поскольку сам процесс строительства меняет как самого творца, так и его судьбу можно сказать, что новые подходы к развитию дорожной инфраструктуры, придорожного сервиса, безопасности и культуре всех участников дорожного движения в значительной степени изменят отношение общества в целом. И как следствие, инновации, внедряемые в развитие дорожной отрасли, несомненно окажут определенное влияние на развитие экономики страны.

 

Рабига Нурбай

Читайте также: 

Когда в нашей стране будут качественные дороги?

Какие дороги отремонтируют до конца года

Какие дороги станут платными в 2021 году

 

 

 

рекомендуемое
Все новости
хроника 2050

МСБ будет производить не менее 50% объема ВВП

Производительность труда будет увеличена до 126 тысяч долларов 100-процентный охват казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием

Казахстан будет полностью обеспечивать собственный рынок ГСМ в соответствии с новыми стандартами экологичности

Доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта должна увеличиться в два раза и в три раза к 2040 году

Начнется перевод нашего алфавита на латиницу

95% казахстанцев должны владеть казахским языком

На 15 % посевных площадей будут применяться водосберегающие технологии

Будет решена проблема обеспечения населения водой для орошения

Показатель объёма ВВП на душу населения достигнет 60 тысяч долларов

Доля городских жителей РК вырастет до 70 % от всего населения