• Главная
  • Бюджет РК: потенциал товарных бирж и совершенствование налоговой системы
5 Июня, 2019 16:28

Бюджет РК: потенциал товарных бирж и совершенствование налоговой системы

В Мажилисе Парламента РК депутаты рассмотрели отчеты Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2018 год. Подробнее о том, какие показатели достигнуты, а также какие важные вопросы не решены, читайте в материале ИА Strategy2050.kz.
Бюджет РК: потенциал товарных бирж и совершенствование налоговой системы | Strategy2050.kz

По данным Министерства финансов РК, в 2018 году в республиканский бюджет поступило 5,8 трлн тенге, доходы перевыполнены на 2,3%.

«Налоги в сравнении с 2017 годом выросли на 17,5 % и в бюджет поступило 846 млрд тенге. Главное увеличение налоговых поступлений бюджета связано с цифровизацией процедур налогового и таможенного администрирования. Основная цель цифровизации - это непрерывный мониторинг цикла передвижения товаров от импорта производителей до их реализации потребителю», - сказал заместитель Премьер-министра - министр финансов РК Алихан Смаилов в ходе рассмотрения отчета Правительства РК и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета за 2018 год на пленарном заседании Мажилиса.

По его словам, исполнение расходов составило 99,8%, или 9 трлн 600 млрд тенге. Доля социальных расходов в республиканском бюджете составила 44%. Дефицит бюджета сложился на уровне 729 млрд тенге, что на 17,5% ниже плана, или 1,2% к ВВП.  

Помимо этого, Алихан Смаилов рассказал на каком уровне находится государственный долг Казахстана.

«При обсуждении отчета особое внимание было уделено росту государственного долга и долга квазигосударственного сектора. Главная задача перед Правительством - это сохранение объема государственного долга на безопасном уровне. Для этого рассчитывается возможная долговая нагрузка на десятилетний период с учетом ожидаемых доходов бюджета и роста социальных выплат. Государственный долг на конец отчетного года остался на минимальном уровне. Его объем составил 25,8% к ВВП», - уточнил глава минфина.  

Вместе с тем, председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Наталья Годунова отметила, что необходимо смещать акценты фискальной политики на ужесточение требований  в отношении лжепредприятий и нелегального бизнеса, а не решать вопрос исполнения бюджета за счет авансовых платежей добросовестных предпринимателей, которые наоборот должны  чувствовать поддержку со стороны государства.

«Следует повысить эффективность мер принудительного взыскания и недоимки, ее уменьшения не за счет списания долгов обанкротившихся предприятий, а за счет поступлений денежных средств от должников. Наряду с этим, необходимо дальше совершенствовать систему управления рисками, ее интеграцию с информационными системами в сфере недропользования, управления земельными ресурсами, государственным имуществом, а также реестром проектов ГЧП. Снижение нагрузки на добросовестный бизнес целесообразно осуществлять через кардинальный пересмотр подходов к уплате двух системообразующих налогов КПН и НДС с исключением практики авансирования платежей по ним без должных на то оснований. Предприниматель должен платить по факту получения дохода, а не за возможность его получения в будущем», - резюмировала Годунова.

Она добавила, что Счетный комитет видит резервы для повышения экономической отдачи от реализуемых государственных программ в стабильности мер господдержки.

«Только по оцененным Счетным комитетом госпрограммам в 2018 году было изменено 40% механизмов и условий реализации мер господдержки. Мы полагаем, что доведение лимитов финансирования при разработке проектов госпрограммам, согласование проектов программ со Счетным комитетом позволит в значительной степени предотвратить неэффективное расходование государственных ресурсов и четко привязать показатели результатов к стратегическим целям и к планируемым затратам. Сейчас 32% общенациональных целей не каскадированы до уровня государственных программ, 35% - до стратегических планов центральных госорганов, 68% - до программ развития территорий», - отметила Годунова.

Наталья Годунова отметила, что использование товарных бирж при госзакупках может существенно сэкономить государственные средства.

«Одновременно обращаем внимание на значительный потенциал товарных бирж. Хотя на них торгуется пока не очень много товаров. Тем не менее, при четкой регламентации их деятельности можно обеспечить существенную экономию финансов и в разы повысить оперативность при приобретении товаров. К примеру, только центральными госорганами за 2018 год через портал госзакупок  было приобретено около 2 млн пачек бумаги на 2 млрд тенге. При этом 26% всех закупок были  проведены  неконкурентным способом из одного источника со средней закупочной ценой в  1 840 тенге. В том же 2018 году на одной из  товарных бирж аналогичная бумага торговалась в среднем по 1 000 тенге. Только этот факт по простой бумаге свидетельствует о резервах в экономии бюджетных средств при проведении закупок на биржах», - сказал Годунова.

Глава Счетного комитета добавила, что необходимы только изменения в закон о товарных биржах и расширение Перечня биржевых товаров стандартизированными однородными товарами со схожими характеристиками (в настоящее время он состоит из 9-ти товаров).  

В свою очередь, Председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин поднял ряд актуальных вопросов, в частности, о слабом налоговом администрировании, в результате которого сумма недоимки составила 198 млрд тенге. В то время как авансовые платежи, несмотря на запрещающий приказ министра финансов, относительно 2017 года выросли на 111 млрд тенге.

По его мнению, за счет таких авансовых изъятий налогов у бизнеса представителями налоговых органов выполняются плановые показатели. Отметив, что законодательство дает право исполнить налоговое обязательство досрочно, Нурлан Нигматулин подчеркнул, что это не обязанность.

«Налоговым органам следует исходить не из того, что предприниматель должен заплатить ставку налога по достигнутой прибыли прошлого года, а дать ему право скорректировать выплату корпоративного подоходного налога по результатам квартала, как это делается во всем мире по стандартам ОЭСР. За годы реализации Государственной программы индустриально-инновационного развития было введено 1250 предприятий, создано 120 тысяч рабочих мест. Вот вам налогооблагаемая база», - сказал Нигматулин, отметив необходимость координации работы министерств для формирования дополнительной налогооблагаемой базы.

Вместе с тем Спикер Мажилиса сказал, что в настоящее время работа по улучшению налогового администрирования ведется, однако проводить ее следует более активно, чтобы был виден результат.

Председатель Мажилиса РК резюмировал, что в целом, удалось достичь многих запланированных показателей темпов развития экономики страны. Рост ВВП составил 4,1%. Годовая инфляция не превысила 5,3%. Поступления в Национальный фонд увеличились, по сравнению с 2017 годом, более чем в 1,5 раза. Все это позволило не только сохранить, но и наращивать социальную направленность бюджетных расходов страны, которые возросли в 2018 году на 14%, составив 4 триллиона 275 млрд тенге, или 42,2% от общего объема расходов.

«Благодаря усилиям Елбасы Нурсултана Назарбаева, его постоянному вниманию к решению макроэкономических проблем, реализации упреждающих мер в социально-экономической сфере, в прошлом году были достигнуты запланированные темпы развития экономики страны», - подчеркнул Нигматулин.

Председатель Мажилиса считает, что у Правительства остается достаточно резервов для качественного исполнения бюджета.

«Складывается впечатление, что сейчас вся работа государственных органов в большей степени ориентирована на формальное выполнение бюджетных процедур. А результативность – то, для чего вообще нужны эти расходы – упускается», - заявил Нигматулин.

В качестве причин неэффективного использования бюджетных средств названы неграмотное бюджетное планирование, отсутствие необходимой координации бюджетных программ министерств и ведомств. Кроме того, нет взаимной увязки целевых индикаторов, предусмотренных этими бюджетными программами.

При этом Председатель Мажилиса подчеркнул, что не должно быть так, чтобы государственные органы сами устанавливали себе «удобные» показатели, а затем отчитывались об их выполнении и перевыполнении.

«Над всеми вопросами и проблемами, о которых сегодня говорилось, Правительству необходимо основательно поработать. Наверное, нужно, чтобы каждый член Правительства, руководитель государственного органа, руководитель государственной компании нес персональную ответственность за достижение целевых показателей. Только тогда можно ожидать полноценного решения задач, поставленных Первым Президентом страны», - заключил Нурлан Нигматулин.

В ходе обсуждения, депутаты обратили внимание на работу информационных систем. Несмотря на то, что освоение бюджетных средств, выделенных на реализацию Программы «Цифровой Казахстан», составило 99,7%, проблемы остаются. При этом отмечено, что за все годы из государственного бюджета на цифровизацию выделено в целом свыше 132 млрд тенге. К тому же, отсутствие интеграции систем отрицательно сказывается на качестве оказания госуслуг. К примеру, только у МВД 6 информационных систем интегрированы с Информационной системой корпорации «Правительство для граждан». Но, практически, ни одна из них бесперебойно не работает.

«В результате, простои в работе филиалов Корпорации «Правительство для граждан» только в прошлом году составили более 356 часов. Если поделить это на 8 часов рабочего дня, то простои составили 45 рабочих дней. Вот такое, с позволения сказать, «Правительство для граждан», самим гражданам точно не нужно. Деньги выделяются и осваиваются, а система толком не работает. Не надо «заливать» проблему деньгами. Проблему надо решать, - резюмировал Нурлан Нигматулин.

Напомним, одной из ключевых задач, поставленных Елбасы перед Правительством в октябрьском 2018 года Послании народу Казахстана, являлось принятие системных мер по оптимизации затрат и экономии средств, исключение неэффективных и несвоевременных расходов.

Кайрат Жандыбаев

рекомендуемое
Все новости
хроника 2050

МСБ будет производить не менее 50% объема ВВП

Производительность труда будет увеличена до 126 тысяч долларов 100-процентный охват казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием

Казахстан будет полностью обеспечивать собственный рынок ГСМ в соответствии с новыми стандартами экологичности

Доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта должна увеличиться в два раза и в три раза к 2040 году

Начнется перевод нашего алфавита на латиницу

95% казахстанцев должны владеть казахским языком

На 15 % посевных площадей будут применяться водосберегающие технологии

Будет решена проблема обеспечения населения водой для орошения

Показатель объёма ВВП на душу населения достигнет 60 тысяч долларов

Доля городских жителей РК вырастет до 70 % от всего населения