• Главная
  • Агропромышленный комплекс: новые возможности для села
27 Марта, 2019 18:04

Агропромышленный комплекс: новые возможности для села

В Мажилисе Парламента РК на пленарном заседании депутаты рассмотрели поправки в законодательные акты РК по вопросам регулирования агропромышленного комплекса. Подробнее, читайте в материале ИА Strategy2050.kz.
Агропромышленный комплекс: новые возможности для села | Strategy2050.kz

Доступность финансирования

Для повышения доступности финансирования в рамках законопроекта предусмотрено совершенствование действующих и внедрение новых финансовых инструментов. Таким образом, будет кардинально изменена система страхования в сельском хозяйстве: осуществлен переход от обязательного страхования к добровольному страхованию, а также от субсидирования страховых выплат к субсидированию страховых премий.

«Действующий механизм страхования не обеспечивает должный уровень управления рисками в отрасли. Покрытие посевных площадей страхованием не достигает и половины – в 2018 году это всего 43%. 70% страхового покрытия приходится на общества взаимного страхования. Отсутствие должного контроля над ними приводит к нарушению законодательства в части установления тарифов, сбора страховых премий, оплаты страховых выплат и др. Учитывая негативный опыт обязательной формы страхования, принято решение о переходе к добровольному типу. Переход от субсидирования страховых выплат к страховым премиям позволит повысить доступность страхования для субъектов агропромышленного комплекса, так как страховой полис может стать дополнительным обеспечением при получении займов в БВУ», - рассказал министр сельского хозяйства РК Сапархан Омарова, представляя проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования АПК» в Мажилисе РК.

Кроме того, как отметил спикер, предусматривается перезагрузка системы кредитных товариществ. 

«На сегодня все кредитные товарищества зависят от одного источника фондирования – бюджета, отсутствует возможность привлекать иные источники финансирования, по сути, кредитные товарищества сейчас уперлись в свой потолок развития. Если не принять мер, то в развитии КТ будет стагнация. В связи с чем, в Закон РК «О кредитных товариществах» внесены поправки, предусматривающие возможность создания кредитными товариществами центрального кредитного товарищества. На центральное кредитное товарищество будут также распространяться общие требования, регулирующие деятельность кредитных товариществ, предусмотренные данным законом», - доложил Омаров.

Он пояснил, что для обеспечения финансового оздоровления кредитных товариществ – участников центрального кредитного товарищества, предусматривается создание в его структуре стабилизационного фонда кредитных товариществ.

«Помимо этого предусмотрены поправки, уточняющие порядок проведения и сроки созыва общего собрания участников кредитного товарищества. Планируемые изменения в системе кредитных товариществ позволят привлекать им дополнительно внебюджетные средства для дальнейшего кредитования своих участников –  субъектов агропромышленного комплекса», - добавил министр.

Фитосанитарная и ветеринарная безопасность

По данным Минсельхоза, ежегодно за счет средств республиканского бюджета, выделяемых на проведение фитосанитарных и карантинных мероприятий против особо опасных вредных организмов и карантинных объектов обрабатывается не более 50% площадей, подлежащих под обработку.

«Сложившаяся ситуация обусловлена в первую очередь тем, что из выделяемых средств на закуп пестицидов приходится от 30% до 50%. т.е. около половины финансовых средств расходуется на закуп услуг по хранению, транспортировке и применению закупленных пестицидов. В целях обеспечения максимального охвата фитосанитарными и карантинными мероприятиями площадей, подлежащих под обработку, законопроектом предлагается разграничение ответственности за проведение фитосанитарных и карантинных мероприятий между государством и сельхозтоваропроизводителями», - сказал Омаров.

Таким образом, предлагается за государством сохранить ответственность за проведение мероприятий против вредителей, болезней и сорняков представляющих высокий фитосанитарный риск, (такие как стадные и нестадные саранчовые, бактериальный ожог плодовых, дынная муха, южноамериканская томатная моль), а также мероприятий против карантинных сорняков на землях государственного запаса, за сельхозтоваропроизводителями будет закреплена ответственность за проведение обработок против оставшихся вредителей и болезней.

При этом, как отметил министр, будет предусмотрено субсидирование затрат сельхозтоваропроизводителей на закуп пестицидов для проведения фитосанитарных и карантинных мероприятий.  

«За счет изменения схемы проведения фитосанитарных и карантинных мероприятий ожидается увеличение обрабатываемой площади и проведение защитных мероприятий в оптимальные сроки, что в свою очередь приведет к последовательному снижению очагов распространения вредителей и сорняков», - отметил Омаров.

Что изменится в ветеринарии

Как отметил министр, основная часть организационных, реализационных и часть контрольно-надзорных функций в области ветеринарии закреплены за местными исполнительными органами. За Комитетом ветеринарного контроля и надзора же остались контрольные и координационные функции, связанные с экспортом/импортом сельхозпродукции, а также за деятельностью МИО, государственных ветеринарных организаций.

«Сосредоточенность части контрольно-надзорных и реализационных функций за МИО способствует конфликту интересов, поскольку акимат сам организует проведение мероприятий и сам же их контролирует. Также сосредоточенность контрольно-надзорных функций за двумя службами (МИО и Комитет ветеринарного контроля и надзора МСХ РК) в некоторых случаях затрудняет определение ответственности за реализацию функций в области ветеринарии. Для повышения эффективности функционирования ветеринарной службы проектом закона предусматривается: первое, сосредоточение всех контрольно-надзорных функции за одним органом, путем возврата контрольно-надзорных функции от местных исполнительных органов  и таможенных органов (контроль на автотранспорте) в ведомство уполномоченного органа в области ветеринарии; второе, изменение структуры ветеринарной службы местных исполнительных органов, путем создания их вертикальной подчиненности за счет сосредоточенности ветеринарных подразделений на уровне области с возможностью иметь представителей на уровне районов, городов областного значения, а также подчиненности государственных ветеринарных организаций областному уровню», - пояснил Омаров.

Он отметил, что при принятии вышеуказанных изменений, за местными исполнительными органами останутся реализационные функции в области ветеринарии, а за ведомством уполномоченного органа – контрольно-надзорные функции на всех этапах, а также позволит создать вертикаль ветеринарной службы местных исполнительных органов. 

Развитие аграрной науки

Для вовлечения предпринимателей во внедрение инноваций законопроектом предусмотрено  субсидирование части затрат бизнеса по финансированию научных исследований. Это продиктовано тем, что самый эффективный способ сближения произойдёт тогда, когда бизнес станет со-заказщиком. Но сейчас бизнес не в состоянии оплачивать исследования самостоятельно.  Таким образом, это позволит запустить механизм взаимодействия бизнеса и науки и значительно ускорит масштабы внедрения инноваций в агропромышленном комплексе.

«Мы начали реформирование этой сферы, настроив науку и образование на потребности бизнеса и трансферт технологий», - заверил Омаров.

Также, в рамках законопроекта предусмотрена передача функций Министерства образования и науки по формированию объема образовательных грантов по сельскохозяйственным специальностям Минсельхозу, а также будет введено обязательное требование отработки (не менее 3-х лет) в сельской местности для выпускников аграрных вузов.

«Внесение изменений и дополнений в законодательство позволит обеспечить точечное формирование госзаказа, с учетом потребностей аграрного сектора, а также обеспечит правильное концентрирование грантов по специальностям. Обязательная отработка выпускников в сельской местности в свою очередь позволит решить проблему с обеспеченностью кадрами всех производственных структур АПК, трудоустроить выпускников и в дальнейшем закрепить молодых специалистов на селе», - отметил глава ведомства.

К слову, в соответствии с Законом «О науке» программно-целевое финансирование реализуется с трехлетним периодом. В 2015-2017 годах дочерними организациями НАО «Национальный аграрный научно-образовательный центр» и частными организациями выполнялись прикладные исследования по 27 научно-техническим программам, с общим ежегодным объемом финансирования 4,2 млрд тенге. Отличительной особенностью трехлетки является выполнение исследований в крестьянских и фермерских хозяйствах, т.е. непосредственно на производствах. Таким образом, все научные разработки были внедрены в производство. На 2018-2020 годы дочерними организациями НАО «Национальный аграрный научно-образовательный центр» и частными организациями выполняются прикладные исследования по 42 научно-техническим программам, с общим ежегодным объемом финансирования 7,6 млрд тенге. Данные исследования также выполняются непосредственно в крестьянских и фермерских хозяйствах.

Устранение административных барьеров

Сапархан Омаров отметил, что основная деятельность 196 лицензированных хлебоприемных предприятий ограничена перечнем, установленным Законом РК  «О зерне». Данные предприятия могут оказывать также сопутствующие услуги, такие как предоставление ж/д путей в использование другим субъектам, находящихся в их собственности, реализация крупяной продукции, переработка и реализация маслосемян. Данные возможности не предусмотрены законом «О зерне», что не позволяет получать дополнительный доход хлебоприемным предприятиям.

«В целях создания благоприятной бизнес среды законопроектом вносятся изменения в Закон РК «О зерне», которые предоставят право заниматься вышеперечисленными видами деятельности ХПП», - сообщил Омаров.

Министр добавил, что согласно действующему законодательству РК, переработка зараженной растениеводческой продукции на предприятиях запрещена.

Однако, по его словам, в соответствии с Едиными карантинными фитосанитарными требованиями ЕАЭС организациям, осуществляющим реализацию продуктов переработки зерна, предоставляется возможность перерабатывать зараженное сырье при условии применения технологий, обеспечивающих лишение семян и плодов карантинных сорных растений жизнеспособности.

«Чтобы исключить неравное положение отечественных поставщиков, законопроектом предусматривается исключение из запретов на переработку зараженной продукцией сырья, в случае применения технологий, обеспечивающих лишение семян и плодов карантинных сорных растений жизнеспособности», - отметил министр.

Помимо вышеперечисленных поправок законопроект предусматривает изменения законодательства в части развития лесного и водного хозяйств, животного мира и особо охраняемых территорий.

Обследование гидросооружений

По данным Минсельхоза, на территории страны насчитываются 1715 гидротехнических сооружений. Срок эксплуатации большинства из них, а это примерно 97%, превышает 25 лет. И, соответственно, во избежание катастрофических последствий, их состояние требует оценки. Для этого в рассматриваемом законопроекте приводится понятие многофакторного обследования.

Депутат Канат Мусин обратился с вопросом к министру о том, каким образом будет проводиться такое обследование?

Сапархан Омаров посетовал, что состояние многих гидротехнических сооружений «оставляет желать лучшего», 26 таких сооружений находятся в аварийном состоянии.

«При проверке их необходимо делить на три категории: опасные, потенциально сложные и аварийные. Законопроектом мы вводим понятие «многофакторное обследование». Проверка этих гидротехнических сооружений велась только согласно информации, которую они сами предоставляли или путем визуального осмотра. На сегодня это не соответствует требованиям. При многофакторном обследовании проверяют все, что связано с этими гидросооружениями, начиная от механизмов, прочности этих плотин, риска смыва берега плотины. Эти все моменты будут охвачены многофакторным обследованием. После принятия законопроекта, все вопросы будут отражены в необходимой документации», - проинформировал министр.

Спецпроект «Ауыл – ел бесігі»

Председатель Мажилиса Парламента РК Нурлан Нигматулин поднял вопрос несоблюдения сроков разработки и внедрения специального проекта «Ауыл – ел бесігі».

«Как отметили депутаты Мажилиса, в октябре прошлого года Елбасы поручил разработать в рамках программы «Рухани жаңғыру» спецпроект «Ауыл – ел бесігі», направленный на решение широкого круга социальных вопросов. Однако, как пояснили представители Министерства национальной экономики, данный проект будет утвержден лишь в ближайшее время.  Сегодня уже март. В чем причина задержки? Деньги выделены, трехлетний бюджет утвержден. А вы все не можете согласовать программу. Нет программы – нет движения по освоению денег. В чем причина? -  сказал Нурлан Нигматулин, обратившись к вице-министру нацэкономики, на что то не смог дать внятного ответа.

При этом Председатель Мажилиса подчеркнул, что причина такой ситуации заключается в безответственности.

«Вот так относиться к поручению руководства страны? Поправляйте дела. Мы должны всю инфраструктуру и все остальные составляющие жизни на селе подтянуть до достойного уровня», - сказал Нурлан Нигматулин.

При этом Председатель Мажилиса предложил министру сельского хозяйства активно включиться в данную работу и взять координирующую функцию на себя.  

Кайрат Жандыбаев

Читайте также:

Как изменился рынок зерна и что происходит с ценами на хлеб

Господдержка и контроль: сельское хозяйство на пороге глобальных перемен

Как министры будут решать задачи Президента по обеспечению стабильности экономики

Инновации в АПК: точное земледелие, ресурсосбережения и высокая урожайность

рекомендуемое
Все новости
хроника 2050

МСБ будет производить не менее 50% объема ВВП

Производительность труда будет увеличена до 126 тысяч долларов 100-процентный охват казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием

Казахстан будет полностью обеспечивать собственный рынок ГСМ в соответствии с новыми стандартами экологичности

Доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта должна увеличиться в два раза и в три раза к 2040 году

Начнется перевод нашего алфавита на латиницу

95% казахстанцев должны владеть казахским языком

На 15 % посевных площадей будут применяться водосберегающие технологии

Будет решена проблема обеспечения населения водой для орошения

Показатель объёма ВВП на душу населения достигнет 60 тысяч долларов

Доля городских жителей РК вырастет до 70 % от всего населения