• Главная
  • Как повлияли на безопасность Казахстана реформы в правоохранительной системе
27 марта, 2019 10:32

Как повлияли на безопасность Казахстана реформы в правоохранительной системе

19 марта этого года Нурсултан Назарбаев сложил с себя полномочия Президента. 30 лет Первый Президент руководил государством. За годы независимости по инициативе Лидера нации проведены реформы, благодаря которым обеспечивается высокий уровень социально-экономического развития, общественно-политическая стабильность и безопасность страны. О том, как реформы в правоохранительной сфере повлияли на безопасность государства, читайте в аналитическом материале ИА Strategy2050.kz.
Как повлияли на безопасность Казахстана реформы в правоохранительной системе | Strategy2050.kz

Для истории 30 лет – это мгновение. За эти годы Казахстан прошел путь, который другие страны проходили столетиями. Для нашего народа это было время серьёзных испытаний и впечатляющих достижений.

Сегодня Казахстан знает весь мир. Мы - участники важных международных организаций. Председательствовали в ОБСЕ, Организации  исламского сотрудничества, ШОС, ОДКБ и Совете Безопасности ООН. Провели ЭКСПО. Построили новую столицу, которая стала центром мира и согласия в регионе. Сюда приезжают лидеры государств, чтобы решать острые вопросы международных отношений.

Всё это во многом благодаря личности и авторитету Лидера нации – НурсултанаАбишевича Назарбаева, который заслужил признание и огромное доверие нашего народа и мирового сообщества.

Именно он взял на себя ответственность за молодой Казахстан в самые трудные времена. В полной мере это касается правоохранительной системы.

Давайте зададимся вопросом: что нужно каждому человеку от правоохранительной системы? Наверное, прежде всего, две вещи. Безопасность личная, безопасность близких. И вторая – безопасность собственности.

Теперь вспомните, что творилось после развала Советского Союза. В новых независимых республиках наступил экономический коллапс, глубокий кризис. Перестал работать Госплан. Разорваны хозяйственные связи, встали заводы и фабрики. Людям не платили зарплату, пенсии, пособия. Миллионы безработных, страшный дефицит, полупустая казна, астрономическая инфляция. Всё по талонам. Это стало серьезным испытанием для молодой страны.

На этом тяжелом социально-экономическом фоне колоссально взлетела преступность. Процветали рэкет, бандитизм, воровство. Грабили даже государственные грузы на ж/д транспорте, в армии растаскивали воинское имущество. Увеличился поток контрабанды. Появились первые заказные убийства, криминал открыто делил сферы влияния.

В 1992 году в Темиртау жертвой киллеров из Литвы стал гендиректор Карметкомбината Александр Свичинский. Тогда за 3 тысячи долларов его застрелили на проходной завода. Были и заказные убийства ревизора Ломако в Балхаше, бизнесмена Мильграмма в Алматы.

В феврале 1992 года двое сбежавших заключенных угнали автобус в Кызылорде. Угрожали расстрелять 13 заложников. В начале 1993 года в колонии в Кокчетавской области трое заключенных захватили двух сотрудниц. Требовали оружие, наркотики, самолет.

Именно поэтому тот суровый период в постсоветских странах называют «лихие 90-ые». Казахстан, как и другие страны СНГ, не стал исключением.

Статистика того времени была далека от объективной картины. Тем не менее, по официальным данным в «лихие» 90-е годы только убийства и тяжкий вред здоровью по сравнению с 80-ми подскочили в 2 раза, а разбои – в 4. В эти годы нам было не до реформ. Главной задачей тех лет было остановить криминал, защитить людей, сохранить страну. Именно жёсткий спрос Елбасы и еженедельный «разбор полётов» с силовиками в корне выправили криминогенную ситуацию, обуздали оргпреступность, остановили массовый рэкет.

Благодаря этим решительным мерам в нашей стране более 20 лет подряд идёт постоянное снижение наиболее опасных преступлений, таких как убийство, причинение тяжкого вреда, разбои. В мире оценка безопасности стран формируется именно по таким видам преступлений.

Сегодня по сравнению с 90-ми убийств стало меньше в 3 раза. Так, если в 1996 году их было 2,5 тысячи (2625), то в 2018 году 900 (943). Тяжкого вреда было 6 тысяч (6088), по итогам прошлого года 2 тыс (2198). Разбои сократились в 5 раз (с 2952 до 580).

В Глобальном индексе миролюбия Казахстан в 2018 году занял 70 место из 163 стран. Это один из лучших показателей в СНГ. К примеру, Россия занимает в нем 154 место. За ней Украина, Азербайджан (132), Армения (120), Туркменистан (119), Таджикистан (114).

Все это свидетельствует о том, что жить и работать в нашей стране с каждым годом становится гораздо безопасней. И этот прогресс очевиден. Ситуация лучше не только в сравнении с 90-ми годами, но и с самыми благополучными советскими 80-ми. Тогда в Казахской ССР в среднем в год совершалось 1,5 тысячи убийств. Сегодня на треть меньше. Наполовину сократились факты причинения тяжкого вреда здоровью.

Кто-то может сказать: снижение криминала – это всего лишь статистика и ею без проблем можно манипулировать.

Да, случаи укрытия преступления есть. Но их сейчас единицы. Раньше за это сотрудник мог схлопотать максимум дисциплинарное наказание. С 2011 года отдаем под суд и нередко сажаем в тюрьму. А с 2015 года укрытие преступления потеряло всякий смысл, поскольку регистрируется абсолютно всё, даже самые мелкие правонарушения.

Это стало возможным благодаря реализации комплекса системных мер по борьбе с преступностью.

Во-первых, под личным патронажем Елбасы проведены реформы уголовной политики. За 29 лет реализованы важные программные документы и концепции, приняты нужные законы, налажено международное сотрудничество по оказанию правовой помощи и выдаче преступников, сформирована новая правоохранительная система. С 1998 года впервые в истории суверенного Казахстана заработали Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. В 2015 году введены новые УК и УПК.

Во-вторых, по требованию Первого Президента обеспечена, с одной стороны, полнота и достоверность уголовной статистики, с другой – нулевая терпимость к любым правонарушениям.

В то же время бытует мнение, что ситуация с преступностью стала гораздо хуже. Это объясняется тем, что информацию сейчас легко получить и распространить. Через соцсети каждый криминал вмиг становится достоянием общественности. Раньше такого не было – ни смартфонов, ни Интернета. Информация была закрытой.

Вместе с тем, правоохранительные органы стараются реагировать на каждый сигнал по резонансным публикациям в СМИ, Интернете. Открытость, тесное взаимодействие с обществом, вовлечение населения в борьбу с преступностью, культивирование в обществе принципа нулевой терпимости к правонарушениям – это новая стратегия работы силовых органов.

В-третьих, кардинально пересмотрены подходы в пенитенциарной системе.

В своё время политика СССР по принудительной миграции, сталинские репрессии превратили нашу территорию в страну лагерей и тюрем. В момент обретения независимости тюрьмы были переполнены, в колониях сидели более 100 тысяч со всех республик. По тюремному индексу Казахстан тогда был в тройке мировых лидеров, у кого самое большое число заключенных на душу населения. Впереди нас лишь США и Россия. Выйдя на свободу, многие из них оставались жить у нас.

В те годы давать максимальные сроки считалось нормальным. Сажали больше, чем выпускали. Для разгрузки колоний амнистировали. Но через год-два они вновь переполнялись.

Если в 1986 году на 100 тысяч населения заключенных было 676, сейчас – менее 200. За 29 лет этого контингента стало меньше в 3 раза. Их сегодня 32 тысяч. За три последних года закрыли 8 исправительных учреждений. Казахстан вышел из числа 50 стран, худших по тюремному рейтингу, и с 3-го места улучшил позицию до 82-го.

В-четвёртых, в 2015 году проведена реформа уголовного законодательства. Новые УК и УПК действуют четыре года. Практика показала, как плюсы, так и ряд ключевых вопросов, которые требуют всесторонней проработки.

В-пятых, в рамках исполнения 32-го шага Плана нации «100 конкретных шагов» внедрена «Карта уголовных правонарушений». Можно онлайн видеть на какой улице, в каком доме, когда и какое преступление совершено. Любое преступление, после его регистрации, через 3-4 минуты отражается на Карте. Это удобно населению - можно составить безопасный маршрут в школу, детсад, на работу, домой. Она помогает и бизнесу, так как сразу видно в каком районе не опасно и выгодно работать. Основная цель Карты - вовлечь население в борьбу с правонарушениями и сделать их жизнь более защищенной.

Сегодня весь мир стал цифровым. Правоохранительные органы уже двигаются в этом направлении и тоже перевели уголовный процесс в электронный формат.

В целом, за годы Независимости изменилась вся система государственного и политического устройства. Созданы адекватные рыночной экономике новые институты – по инвестициям, развитию бизнеса, специализированные суды. Госуслуги перешли в электронный формат и сделали нашу жизнь более комфортной.

В то же время в обществе бытует мнение -  правоохранительная сфера, ее структура, методы и содержание работы такие же, как и в советское время, и намного отстают от современных реалий.

Раньше служителей закона оценивали по голой статистике. Поэтому они буквально «грызли землю», чтобы, прежде всего, нарастить показатели. Сегодняшний критерий абсолютно другой – это доверие граждан, доверие общества.

Первый Президент - Елбасы определил, что правосудие и правоохранительная система должны быть нацелены на права и свободы граждан, строгое исполнение законов и укрепление правопорядка.

Именно поэтому все реализуемые правоохранительными органами инициативы будут и дальше подчинены пяти институциональным реформам и Плану нации «100 конкретных шагов» и иным стратегическим документам, инициированным Первым Президентом – Елбасы Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым.

Кайсар Ногаев

Читайте также:

Правоохранительные органы должны продуманно подойти к сокращению штатной численности - Токаев

Безопасность государства. Решение проблем экстремизма и терроризма в Казахстане

Кодекс поведения по достижению мира: новый этап контртеррористической политики Казахстана

Цифровизация: инновационные проекты в Генпрокуратуре РК

Как полиция обеспечивает безопасность в стране, рассказал глава МВД

 

Все новости