Парламент

Китай выделит Казахстану льготный кредит в 2 млрд юаней: на что его потратят

КНР выделит льготный кредит Казахстану сроком на 20 лет для реализации проекта модернизации и технического оснащения пунктов пропуска, расположенных на казахстанском участке таможенной границе ЕАЭС. Подробнее о том, в какие сроки будет происходить модернизация и как наша страна будет отдавать кредит, читайте в материале ИА Strategy2050.kz.
Нур-Султан06 Марта , 14:59

В Послании народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Главой государства отмечено, что одним из приоритетов экономики Казахстана является развитие новой Евразийской логистической инфраструктуры, в связи с чем необходимо обеспечить свободу транзита грузов, создание и модернизацию транспортных коридоров.

«В этих целях необходимо развитие таможенной инфраструктуры пунктов пропуска на казахстанском участке внешней границы ЕАЭС. Имеющаяся инфраструктура не позволяет осуществлять равномерный и ускоренный пропуск возрастающего потока. Примером является сложившаяся ситуация на казахстанско-узбекской границе. Перед пунктами пропуска со стороны Казахстана наблюдается ежедневное скопление от 70 до 300 автотранспортных средств в сутки, перевозчики простаивают в очередях до трех суток. В целях увеличения пропускной способности, Министерством финансов разработана концепция «Эталонного пункта пропуска». Согласно данной концепции казахстанские пункты пропуска планируется обустроить обязательным физическим разделением потоков движения. Будут установлены Единые сквозные автоматизированные коридоры технического контроля для безостановочного движения транспортных средств», - пояснил первый заместитель Премьер-министра РК - министр финансов Алихан Смаилов, представляя проект Закона РК «О ратификации Рамочного соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о предоставлении Китайской Народной Республикой льготного кредита» на пленарном заседании Мажилиса Парламента.

Он сообщил, что в рамках займа, предоставляемого КНР, планируется провести модернизацию и техническое дооснащение девяти автомобильных и одного железнодорожного пунктов пропуска.

«Реализацию проекта планируем начать в конце этого года и завершить в 2022 году. Модернизация пунктов пропуска по всему периметру внешней границы ЕАЭС, а также автоматизация всего цикла перемещения товаров позволит повысить уровень таможенного администрирования, улучшить инфраструктуру пунктов пропуска, минимизировать коррупционные риски, что, в целом, положительно повлияет на финансовые затраты участников внешнеэкономической деятельности и рейтинги страны», - доложил Смаилов.

В свою очередь, депутат Валихан Кайназаров поинтересовался у докладчика о том, насколько выгодна процентная ставка данного займа по сравнению с условиями других международных финансовых организаций, и на какой стадии находятся переговоры по кредитному соглашению.

«В Казахстане сейчас функционируют четыре международных финансовых института: Всемирный банк, ЕББР, АБР, Исламский банк развития. Их процентная ставка привязана к доллару, и составляет от 3 до 4%. Рассматриваемый нами кредит, привязан к юаню и составляет 2% в год. Следует отметить, что курс юань в последнее время также, как и тенге понижается по отношению к доллару, и за последние 3 года тенге подешевел на 10%, а юань, соответственно, на 5%, т.е. это дополнительное облегчение для бюджета. Согласно данному соглашению, мы с экспортно-импортным банком Китая пришли к соглашению. На следующей недели я планирую поехать в Китай и уже обговорить итоговые договоренности, а в апреле, мы планируем подписать данное соглашение», - ответил Смаилов.

Депутат Иван Клименко спросил о том, как модернизируют свои пропускные пункты соседние государства.

«Работу по модернизации пунктов пропуска на государственной границе проводим на согласованной основе. Что касается узбекской стороны, то у нас уже подписана совместная дорожная карта. Сейчас идет работа узбекской стороны по реконструкции со своей стороны по пункту пропуска «Конысбаева», они тоже со своей стороны проводят модернизацию. Мы со своей стороны до конца года планируем закончить все работы по модернизации. Что касается китайской стороны, то с их стороны все вопросы по инфраструктуре уже решены, теперь дело за нами, т.е. мы сейчас в рамках этого займа хотим все вопросы решить. Что касается туркменской стороны, то там не сколько вопрос в пункте пропуска, а сколько в качестве автодорог, которые ведут к этому пункту пропуску. Я думаю наши коллеги соответствующего министерства решат данный вопрос», - отметил Смаилов.

Депутат Анар Жайлганова посетовала, что привлечение внешних займов становится постоянной практикой у нашего правительства, а занимаемые средства не всегда используются эффективно.  

«Учитывая, что неосвоенными ежегодно остаются миллиардные суммы на счетах республиканского бюджета, на счетах субъектов квазигоссектора, мы ведь могли реализовать этот проект за счет бюджетных средств?», - спросила депутат.

Алихан Смаилов пояснил, что если такие проекты финансировать за счет бюджета, то единовременная нагрузка на него будет слишком велика.

«Во-вторых, разработка и реализация проектов затянется, а это значит, что придется пересматривать средства и, соответственно, их увеличивать. При привлечении кредита, этот кредит очень льготный, мы тем самым растягиваем нагрузку на 20 лет, т.е. нагрузка будет ниже, и поэтому, когда есть такие льготные кредиты, надо, на мой взгляд, привлекать такие кредиты», - сказал Смаилов.

По словам депутата Серика Сейдуманова, всего на реконструкцию и модернизацию 10 пунктов пропусков планируется направить более 100 млрд тенге, в то же время, мажилисмена удивляет тот факт, что в сентябре прошлого года пункт пропуска «Нур жолы» в Алматинской области, построенный по ГЧП, обошёлся почти в 70 млрд тенге.

«В связи с чем такая разница? 100 млрд на 10 пунктов и 70 млрд на один пункт пропуска? Достаточно ли для всех планируемых пунктов средств?», - задал вопрос Сейдуманов.

Глава минфина отметил, что «Нур жолы» - это пункт пропуска, который находится на нашем основном транзитном коридоре «Западная Европа – Западный Китай» и является крупнейшим пунктом пропуска в Средней Азии, по сравнению с остальными пунктами пропуска, что, соответственно, требовало больше средств на модернизацию.

«Его территория 25 га с 14 полосами автомобильного движения, и на каждой полосе установлено советующее оборудование для того, чтобы транспортные средства безостановочно могли проходить весь необходимый контроль. Его пропускная способность порядка 2,5 тысяч автотранспортных средств в сутки. Что касается тех пунктов пропуска, которые мы сейчас планируем в рамках займа реконструировать, то они значительно меньше по размерам. Объем работ по каждому пункту пропуску в 5 раз меньше, их территория составляет от 3 до 6 га. Например, на реконструкцию пункта пропуска «Конысбаева» требуется 13,5 млрд тенге на текущий год. На все 9 автомобильных пунктов пропуска заложено порядка 120 млрд тенге, т.е. на каждый пункт пропуска в среднем по 13 млрд тенге. Данной суммы достаточно», - заверил Смаилов.

О том, насколько увеличатся пропускная способность пунктов пропуска и поступления таможенных платежей и налогов в бюджет, спросила депутат Жанат Омарбекова.

«В результате реконструкции пропускная способность данных пунктов возрастет в 12 раз и достигнет с 450 до порядка 5,5 тысяч автотранспортных средств в сутки. Мы увеличим транзитный потенциал Казахстана, как транзитного хаба, а также сократится время с одного часа до 25 минут. Если говорить о налогах, то в текущем году мы дополнительно планируем, что 200 млрд тенге поступят в бюджет, а в следующем году дополнительно еще 300 млрд тенге и в 2021 году еще 300 млрд тенге. За три года по таможне мы планируем, что дополнительно поступит 800 млрд тенге», - подсчитал глава ведомства.

Депутат Александр Суслов попросил министра пояснить, кто будет поставщиком современного технического оборудования и информационных систем для наших таможенных пунктов пропуска.

«Кредит является льготным, и, соответственно, связанным под поставку китайского оборудования. В данном случае речь идет о всемирно известном крупнейшем поставщике оборудования компания «Newtech», которая имеет долю порядка 30% на мировом рынке в этой сфере, и поставляет это оборудование в 122 страны мира. Кроме того, она предоставляет нам также услуги по сопровождению в течение 5 лет по инсталляции всего этого оборудования, техническому сопровождению и берет на себя все технологические вопросы и риски, которые с этим связаны», - рассказал первый заместитель Премьер-министра.

Депутат Майра Айсина попросила разъяснить, на какой период берется кредит и как его собираются отдавать, а также что подразумевается по случаю перекредитования этого кредита.

«Первые 5 лет мы будем оплачивать только проценты - 2% в год, начиная с 6 года до последнего 20 года, мы будем оплачивать основную сумму долга. Перекредитование - это стандартная процедура в таких договорах, например, если средства выделены в рамках кредита, будут направлены на другие проекты, это должно согласовываться с кредиторами и с нашим уполномоченным органом Казахстана, это Министерство нацэкономики», - разъяснил Алихан Смаилов.

В свою очередь, Председатель Мажилиса Парламента РК Нурлан Нигматулин обратил внимание на пропускной пункт «Астана-1», который является проблемным и работает с перебоями.

«Астана-1» у нас занималась европейская компания. В январе месяце мы включили новый функционал по контролю стоимости, с этим были связаны перебои. Сейчас, мы в «Telegram», в социальной сети, специально создали чат, там более 4 тысяч участников, ежедневно в онлайн режиме задают свои вопросы, проблемы. И мы оперативно на них отвечаем и реагируем», - ответил министр.

Спикер Парламента добавил, что любая информационная система для наших таможенных пунктов пропуска, должна быть помощью для предпринимателей, а не проблемой. 

В завершение, депутат Сергей Симонов напомнил, что законопроект внесен в Мажилис Парламента РК 19 октября 2018 года. Основной целью Рамочного соглашения является дальнейшее развитие дружественных отношений и технико-экономического сотрудничества между двумя странами путем реализации достигнутых сторонами договоренности о предоставлении экспортно-импортным банком Китая льготного кредита на общую сумму не более 2 млрд 62 млн китайских юаней. Эти финансовые средства пойдут на модернизацию техническое дооснащение современным техническим оборудованием казахстанских пунктов пропуска на таможенной границе ЕАЭС, а также на реконструкцию главного диспетчерского управления Комитета госдоходов РК.

Кайрат Жандыбаев

Читайте также:

Казахстан и Китай: опыт многолетнего сотрудничества




Яндекс.Метрика