• Главная
  • Сколько денег потратят на развитие инфраструктуры в Казахстане
5 Марта, 2019 11:32

Сколько денег потратят на развитие инфраструктуры в Казахстане

Экономика нашей страны получила значительный социально-экономический эффект от реализации программы «Нұрлы жол», что позволило не только сохранить, но и увеличить темпы макроэкономических показателей во всех отраслях. Подробнее о том, как реализуется Госпрограмма инфраструктурного развития на 2015–2019 годы, читайте в материале ИА Strategy2050.kz.
Сколько денег потратят на развитие инфраструктуры в Казахстане | Strategy2050.kz

Бюджет госпрограммы «Нұрлы жол»

По данным МНЭ РК на реализацию госпрограммы «Нұрлы жол» в 2018 году за счет всех источников предусмотрено порядка 791 млрд тенге. По итогам 2018 года освоено 521,2 млрд тенге или 65,9%. Из республиканского бюджета выделено 437,2 млрд тенге, из которых освоено – 437,1 млрд тенге или 99,9%.

«По развитию транспортной инфраструктуры, строительством и реконструкцией было охвачено 4,6 тыс км и по итогам 2018 года открыто движение на 528 км. Выполнен капитальный ремонт 928 км железнодорожных путей. Заключены договора на приобретение 129 единиц пассажирских вагонов, из них поставлено 43 единицы», - доложил министр национальной экономики РК Руслан Даленов на заседании Правительства РК.

Он отметил, что по энергетической инфраструктуре, за счет заемных и собственных средств АО «KEGOC» завершены работы по второй фазе проекта «Строительство 500 кВ Шульбинская ГЭС (Семей) – Актогай – Талдыкорган – Алма». По итогам 2018 года проект введен в эксплуатацию.

По модернизации ЖКХ, в 2018 году из запланированных на 2018 – 2019 годы 290,6 км инженерных сетей построено 172,7 км или 59,4%. Таким образом, по словам министра, износ инженерных сетей снизился с 60% до 57%.

«По софинансированию проектов с микрофинансовыми организациями, из средств республиканского бюджета выделено 11,6 млрд тенге, из которых освоено 11,5 млрд тенге. Неосвоение в размере 60,8 млн тенге сложилось за счет экономии по результатам государственных закупок. За счет софинансирования средств МФО реализуются 4 проекта: усовершенствование ирригационных и дренажных систем, реализуемая МСХ РК, освоено 5,5 млрд тенге; развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест, реализуемая МТСЗН РК, освоено 0,9 млрд тенге; стимулирование продуктивных инноваций, реализуемая МОН РК, освоено 2,6 млрд тенге; обеспечение реализации проектов по содействию устойчивому развитию и росту Казахстана, реализуемая МНЭ РК, освоено 2,5 млрд тенге. Реализация Госпрограммы в 2018 году внесла вклад в прирост ВВП на уровне 0,6 пп и позволила создать более 86 тыс рабочих мест при плане 55 тыс», - резюмировал Даленов.

Автодорожные проекты

В рамках государственной программы «Нұрлы жол» продолжается масштабная реализация автодорожных проектов. С начала ее реализации построено и реконструировано 2,4 тыс км автодорог республиканского значения.

«В текущем году реконструкцией охвачено 4,4 тыс км. На проектах задействовано более 100 тысяч дорожных строителей. Начнутся строительные работы от Караганды до Алматы и от Актобе до границы РФ на Астрахань. По итогам года планируется открыть движение на 654 км реконструированных дорог. Будут полностью завершены работы по проектам Астана-Павлодар (441 км), Щучинск-Зеренда (80 км), Бейнеу-Акжигит (85 км), Таскесткен-Бахты (20 км), Жетибай-Жанаозен (73 км). Охват ремонтом составит 1,6 тыс км автодорог республиканского значения», - доложил министр индустрии и инфраструктурного развития Роман Скляр.

Глава МИИР РК также добавил, что для решения дефицита дорожного битума в пик строительного сезона, необходимо рассмотреть вопрос установления запрета на экспорт битумной продукции.

Платные дороги и холодный ресайклинг

В целях обеспечения нормативного содержания и сохранности автомобильных дорог, продолжается реализация проектов по внедрению систем взимания платы за проезд.

«В конце января текущего года начат сбор платы на участках дорог: Алматы-Хоргос (295 км), Алматы-Капшагай (42 км) и Астана-Темиртау (134 км) общей протяженностью 471 км. В целом, по итогам 2019 года ежегодный сбор по платным участкам (4 участка) составит порядка 5,4 млрд тенге (при нормативной потребности финансирования на содержание данных автодорог 3,2 млрд тенге). В следующем году планируется запустить систему взимания платы еще на 5,5 тыс км, что позволит значительно сократить расходы на содержание автомобильных дорог. К концу 2022 году протяженность платных автодорог составит порядка 6,5 тыс км, прогнозируемая сумма от сбора составит порядка 40 млрд тенге, что позволит перейти на режим самосодержания», - рассчитал министр.

К слову, в Глобальном индексе конкурентоспособности рейтинг состояния автомобильных дорог Казахстана находится на 59 месте по статистическим показателям. При этом опросный метод, который показывает уровень удовлетворенности населения состоянием дорог местной сети, находится на 106 месте.

В этой связи, в целях исполнения поручения Главы государства по системному развитию межрегиональной инфраструктуры финансирование автодорог местной сети в 2018 году доведено до 156 млрд тенге на паритетной основе, что позволило охватить ремонтном свыше 4 тыс км.

«С текущего года мы переходим от дорогих капитальных проектов в основном к экономичному среднему ремонту методом холодного ресайклинга (технология укрепления (стабилизации) грунтов, каменных материалов и асфальтового гранулята, получаемых в результате дробления асфальтобетонного лома (ФАЛа), различными вяжущими веществами, путём предварительного фрезерования и смешения на дороге - прим. автора). В рамках исполнения поручения Главы государства данного на съезде партии «Нур Отан», касательно дополнительного выделения средств на развитие дорог местной сети, будет увеличено финансирование до 200 млрд тенге на ежегодной основе. Такие темпы будут сохранены и в последующие годы. Это позволит до 2025 года отремонтировать порядка 35 тыс км и улучшить состояние 95% автодорог местного значения», - заверил глава МИИР РК.

Авиация Казахстана

Как отметил Роман Скляр, в гражданской авиации наблюдается стабильный рост показателей. Так количество транзитных пассажиров за 2018 составило 900 тыс человек, что на 45% больше прошлого года. По прогнозам министра, в 2020 году количество транзитных авиапассажиров составит 1,6 млн человек.

«В первом полугодии текущего года по поручению Главы государства планируем запустить первую национальную низкобюджетную авиакомпанию «Fly Arystan». В первый год эксплуатации планируется перевезти до 1 млн пассажиров по ценам в 2 раза ниже, чем у «Эйр Астаны», - сообщил Скляр.

Кроме того, министр добавил, что также в рамках реализации поручения Главы государства в текущем году министерством совместно с авиакомпанией «Эйр Астана» будут приняты меры по открытию авиасообщений по направлению Япония, Нью-Йорк, Шанхай и другие крупные города мира.

«В этом году мы начнем процедуру аккредитации для полетов в США. Министерством подготовлен к подписанию проект межправительственного Соглашения о воздушном сообщении между РК и США, которое планируется подписать в марте текущего года», - анонсировал глава индустрии и инфраструктурного развития РК.

Модернизация тепло-водоснабжения

В сфере модернизации систем тепло-, водоснабжения и водоотведения реализуются механизмы бюджетного кредитования и субсидирования.

«За период реализации госпрограммы (с 2015 по 2018 годы) реализовано 404 проекта на сумму 230 млрд тенге. Построено 3259,7 км сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, 24 котельных, 71 единиц других объектов. В результате принятых мер износ сетей с 2015 года снизился с 67% до 57%. В 2019 году предусмотрено 37,9 млрд тенге на реконструкцию и строительство 175 км инженерных сетей (41 км тепловых сетей, 135 км сетей водоснабжения и водоотведения, а также 3 ед других объектов). Кроме того, на сегодняшний день министерством совместно с акиматами сформирован Перечень проектов в сферах водоснабжения и водоотведения. Ежегодно будут выделяться дополнительные финансовые средства в размере 20 млрд тенге, которые будут направлены на решение наиболее актуальных проблем по водоснабжению и водоотведению», - рассказал Скляр.

По данным МИИР РК, на водоснабжение и водоотведение в 2019 году предусмотрено в РБ 102,8 млрд тенге на реализацию 317 проектов, из них 68,5 млрд тенге на 257 проектов СНП и 34,3 млрд тенге на 60 проектов ГНП.

В результате реализации проектов к 2025 году будет обеспечен 100% охват городского населения централизованным водоснабжением.

Транспортная инфраструктура

По словам Романа Скляра, улучшено состояние транспортной инфраструктуры, что позволило увеличить пропускные способности республиканских автомобильных дорог, магистральных железнодорожных сетей, логистической инфраструктуры. Таким образом, повышена транспортная доступность для населения и снижены транспортные издержки для бизнеса. Только за прошлый год реальный рост инвестиций в основной капитал вырос на 6,1% и составил порядка 1,5 трлн тенге. При этом, объем транспортных услуг увеличился на 4,6%, производительность труда увеличена на 3,4%.

«Дальнейшая реализация поставленных задач по развитию транспортной отрасли будет отражена в Госпрограмме «Нұрлы жол» до 2025 года. Новая политика инфраструктурного развития в рамках разрабатываемой программы будет основана на следующих принципах: первое, это социальная ориентированность на повышение качества жизни населения с акцентом на областной и районный уровень. Второе, развитие транспортной инфраструктуры в контексте интегрированности различных видов транспорта в единую систему. Третье - приоритетность решений, основанных на интеллектуальных технологиях, цифровизации и интеграции в глобальные системы», - пояснил министр.

Глава МИИР РК отметил, что на данный момент ведется разработка Концепции и в марте текущего года будет представлена на рассмотрение. Проект программы будет сформирован до июня, согласование с госорганами планируется завершить до августа месяца. Внесение на рассмотрение республиканского бюджета и на рассмотрение членам правительства планируется в сентябре 2019 года. 

Кайрат Жандыбаев 

Читайте также:

Аудит: нарушение на 6,5 млрд тенге

Новое в сфере ЖКХ: прозрачность в управлении домами и нацстандарт для лифтов

ИНФОГРАФИКА: реконструкция коридора «Центр-Восток»

 

 

рекомендуемое
Все новости
хроника 2050

МСБ будет производить не менее 50% объема ВВП

Производительность труда будет увеличена до 126 тысяч долларов 100-процентный охват казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием

Казахстан будет полностью обеспечивать собственный рынок ГСМ в соответствии с новыми стандартами экологичности

Доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта должна увеличиться в два раза и в три раза к 2040 году

Начнется перевод нашего алфавита на латиницу

95% казахстанцев должны владеть казахским языком

На 15 % посевных площадей будут применяться водосберегающие технологии

Будет решена проблема обеспечения населения водой для орошения

Показатель объёма ВВП на душу населения достигнет 60 тысяч долларов

Доля городских жителей РК вырастет до 70 % от всего населения