• Главная
  • Участие Казахстана в ВТО: проблемы и перспективы
4 октября, 2018 12:41

Участие Казахстана в ВТО: проблемы и перспективы

На прошлой неделе, 26-27 сентября в Астане состоялось седьмое заседание Круглого стола по присоединениям к Всемирной торговой организации (ВТО). Экспертная встреча проводилась в рамках заявленной темы «Евразийский взгляд на будущее многосторонней торговой системы: присоединения к ВТО и эволюция правил ВТО», где были обсуждены вопросы роли, значимости вклада стран региона в многостороннюю торговую систему. В связи с этим, мы решили прояснить, какие изменения происходят в торговой политике Казахстана в рамках ВТО? Чего стоит ожидать в ближайшие 2-3 года? Есть ли проблемы в международной торговле? Подробнее об этом, читайте в аналитическом материале ИА Strategy2050.kz.
Участие Казахстана в ВТО: проблемы и перспективы | Strategy2050.kz

Всемирная торговая организация (ВТО) это международная организация, действующая в целях урегулирования торговых проблем – снижении экспортных и импортных барьеров. Организация была создана в 1995 году на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году. В ноябре 2015 года Казахстан вступил в ВТО, став 162-ым полноправным членом этой организации. При этом для отдельных отраслей до 2020 года был установлен переходный период.

Прежде всего, важно отметить, что переговорные этапы Казахстана по присоединению к ВТО считаются одним из уникальных переговорных процессов в истории организации. Уникальность нашего опыта заключается в том, что Казахстан, перед тем как вступить в ВТО, стал членом Таможенного союза (ТС). В мировой практике существуют определенные правила создания такой интеграционной формы. Как правило, страны-участницы ВТО объединяются и создают Таможенный союз. В случае нашей страны была обратная ситуация: Казахстан сначала стал членом ТС, а потом вступил в ВТО. В связи с этим за последние 3 года перед вступлением в международную организацию представителями Казахстана проводилась работа по гармонизации правил и обязательств в рамках ТС и ВТО. В частности, более чем в 50 законодательных актов РК были внесены изменения в сфере технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, а также были произведены изменения в 10 соглашениях, принятых в рамках ТС.

При этом директор Департамента развития внешнеторговой деятельности МНЭ РК Жанель Кушукова отмечает, что вступление в ВТО для Казахстана не принесло больших противоречий в действующую внешнеторговую политику страны: «С 2010 года мы участники Таможенного союза, с 2015 года в Евразийском экономическом союзе – эти международные соглашения, если они касались сферы внешней торговли, также были изменены в соответствии с условиями торговой организации с тем, чтобы наш переход в ВТО состоялся плавно и менее болезненно для всех участников внешней экономической деятельности (ВЭД). Уже с 2010 – 2012 года наши участники ВЭД находились в условиях ВТО, де-юре мы уже исполняли и работали по тем правилам, которые приняты Организацией. Ничего такого сверхестественного не произошло после того, когда официально было подписано о присоединении Казахстана к ВТО. Не было наплыва иностранных товаров - все работает так, как диктует рынок».

В то же время некоторые изменения в торговой политике страны будут применяться только через несколько нет. Поскольку, как отмечалось ранее, для ряда сфер Казахстану удалось установить переходные периоды.

Во-первых, сохранена возможность оказывать государственную поддержку сельскому хозяйству в размере 8,5% от валовой стоимости сельскохозяйственной продукции. Кроме того, был принят переходный период до 1 января 2018 года по применению льготы в виде сокращения суммы НДС к уплате в бюджет на 70% для юридических лиц, производящих сельскохозяйственную продукцию и продукцию животноводства и птицеводства, а также для переработчиков сельскохозяйственной продукции.

Во-вторых, с момента вступления в ВТО Казахстан не должен требовать казахстанское содержание в товарах при заключении новых контрактов на недропользование, а также при коммерческих закупках национальных компаний (с 50% и более долей участия государства). Для контрактов на недропользование, заключенных до 1 января 2015 года, закреплен переходный период до 1 января 2021 года. Также наша страна отстояла требование казахстанского содержания при закупке недропользователями работ и услуг, а также требование привлечения казахстанских кадров до 50%, сохранено право требовать предоставления 20% условной скидки казахстанским производителям работ и услуг. При этом Казахстан принял условия по либерализации въезда иностранных высококвалифицированных специалистов, направляемых в Казахстан крупными ТНК.

В-третьих, сохранены переходные периоды для применения тарифных и налоговых льгот в рамках СЭЗ, свободных складов до 1 января 2017 года, и при применении режима «промышленной сборки» – до 1 июля 2018 года.

В-четвертых, изменения коснутся и целого ряда услуг. По истечению срока переходного периода наша страна приняла обязательства либерализовать доступ на отечественный рынок поставщиков зарубежных телекоммуникационных и финансовых услуг. Так, с середины 2017 года, снято ограничение иностранного участия в 49% в отношении компаний, оказывающих услуги международной и междугородной связи. По истечении 5 лет после присоединения в ВТО, с 2020 года в стране будет разрешено создание прямых филиалов иностранных банков и страховых организаций, оказывающих посреднические услуги в области страхования. Помимо этого, зарубежные дистрибьюторские компании смогут без ограничений торговать оптом фармацевтическими, парафармацевтическими и медицинскими товарами.

В-пятых, стоит отметить обязательства по снижению уровней импортных таможенных пошлин. Однако, здесь следует выделить, что в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), применяется Единый таможенный тариф (ЕТТ). При этом Казахстан вступил в ВТО на обязательствах, которые были оговорены в ходе двусторонних переговоров со странами-членами рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО. В связи с этим в течение определенного периода времени Казахстан будет применять изъятия из ЕТТ в отношении порядка 3500 товаров.

В целом вступление Казахстана в ВТО и предпринимаемые в рамках этого меры позволили стране получить благоприятные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг, поддержку устранения дискриминации в торговле путем доступа к механизму по разрешению споров, а также дополнительный импульс для притока иностранных инвестиций. Для обычных потребителей открывается доступ к более широкому ассортименту выбора товаров и услуг за счет прихода новых поставщиков и усиления конкуренции среди отечественных производителей.

Несмотря на эти значимые преимущества от участия в ВТО, в последнее время, с учетом введения различных торговых ограничений ведущих экономических игроков мира, все чаще возникает вопрос об эффективности работы организации и её роли в разрешении торговых споров между странами.

Экономист, старший партнер Центра стратегических инициатив Олжас Худайбергенов на Астанинском экономическом форуме, в мае 2018 года акцентировал внимание на том, что в последние 10 лет в мире наблюдается тренд изменения внешнеторговой политики стран-лидеров глобальной экономики в сторону протекционизма (презентация О. Худайбергенова «Налоговая и бюджетная политика Казахстана в условиях глобальных экономических вызовов»). В частности, ведущие экономики мира начали применять все больше торговых барьеров. К примеру, по данным ВТО, на сегодняшний день в Южной Корее действует 306 торговых ограничений, в Китае – 269, в Швейцарии – 127. В перспективе в этих странах предполагается инициирование 1247, 2161 и 292 торговых ограничений соответственно приведенному порядку стран. Наибольшее количество торговых барьеров наблюдается в сельскохозяйственной и химической отраслях. Помимо этого, растет количество и охват санкций, которые негативно сказываются не только на страны с санкционными предприятиями, но и на их постоянных торговых партнеров.

Такие тенденции в мировой торговле указывают на недостаточную эффективность действующей модели ВТО и необходимость ее реформирования. Так, совсем недавно Еврокомиссия (ЕК) обнародовала документ о едином подходе Евросоюза к реформе ВТО.

«Последние десятилетия многосторонняя торговая система обеспечивала стабильную, предсказуемую и эффективную основу для работы компаний по всему миру, помогала экономике многих стран расти быстрее. Однако, несмотря на успешность ВТО, она не смогла достаточным образом адаптироваться к быстро меняющейся мировой экономике. Мир изменился, ВТО – нет», - приводятся в сообщении ЕК слова члена комиссии по вопросам торговли Сесилии Мальмстрём.

Схожую точку зрения высказывают и другие эксперты. Артем Деев, ведущий аналитик Amarkets, отмечает, что на сегодняшний день имеющие места торговые споры между странами-участницами не всегда решаются благодаря вмешательству организации:

«Вступление в ВТО для Казахстана и России произошло довольно поздно, в момент, когда в организации уже активно нарастали противоречия, а споры и судебные разбирательства между членами стали обычным делом. Примечательно, что множество подобных споров успешно решалось и решается как в рамках ВТО, так и вне организации, фактически в ходе взаимных переговоров сторон и обмена требований на уступки, такой же досудебный этап является и частью согласительных процедур в рамках разрешения споров внутри организации».

Алексей Калачев, эксперт аналитик АО «ФИНАМ»:

«Нарушение правил ВТО грозит распадом этой организации. Прекращение ее деятельности или выход из нее потребуют значительной перестройки экономических связей и чреваты значительными потерями. К сожалению, угроза торговых войн со стороны президента США ставит ВТО в трудное положение, так как складывающаяся ситуация демонстрирует неспособность реальной защиты прав членов организации».

Если суммировать экспертные мнения, то можно видеть предпосылки нарастания мер протекционизма и изоляционизма в мире. В таких условия для сохранения общих «правил игры» в мировой торговле ВТО необходимо проводить структурные реформы в своей работе. Такими мерами могут быть дальнейшее усиление организации в качестве инстанции, контролирующей за неукоснительным исполнением членами организации своих обязательств, а также применение действенных мер при разрешении споров в рамках организации. Несмотря на данные вызовы в мировой экономике, на сегодняшний день для Казахстана остается целесообразным быть полноправным участником ВТО, так как членство наделяет страну не только правилами и обязательствами организации, но и общими правами, которые подлежат защите и могут являться своеобразным гарантом при двусторонних торговых отношениях с другими странами.

Найля Альмухамедова

Коллаж: Надежда Линникова

Все новости