• Главная
  • Стратегия «Казахстан-2050»: уровень охвата экономических процессов
4 сентября, 2018 09:33

Стратегия «Казахстан-2050»: уровень охвата экономических процессов

«Стратегия «Казахстан-2050» - Новый политический курс для нового Казахстана в быстро меняющихся исторических условиях» является базовым стратегическим документом для социально-экономического развития страны. В интересах этой стратегии разработана очередной стратегический документ «Казахстан-2025». Каким является уровень охвата Стратегией «Казахстан-2050» социально-экономических явлений, происходящих в обществе в настоящее время, читайте в аналитическом материале ИА Strategy2050.kz.
Стратегия «Казахстан-2050»: уровень охвата экономических процессов | Strategy2050.kz

Все мы знаем, что Стратегический план развития до 2025 года разработан в рамках Послания Главы государства «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность».

Данный план является документом первого уровня Системы государственного планирования на среднесрочный период. Указанный документ направлен не только для реализации Стратегии «Казахстан-2050», но и для обеспечения вхождения страны в 30-ку развитых стран.

Исходя из этого, актуальным вопросом является уровень охвата социально-экономических явлений, происходящих в обществе, Стратегией «Казахстан-2050».

Поэтому необходимо определить, какие виды экономической деятельности охватывает Стратегия «Казахстан-2050»? Чтобы ответить на этот вопрос, следует провести сравнительный анализ между данным документом и статистическим документом касательно Общего кода экономической деятельности страны. Именно в этом коде охвачены все виды экономических процессов.

Теперь обратим внимание на структуру Стратегии «Казахстан-2050», который состоит из ключевых семи направлений.

 

Структура Стратегии «Казахстан-2050»

 

Анализировав структуру документа можно сделать несколько промежуточных выводов.

Во-первых, предусмотрен ряд компонентов экономической политики. В их числе бюджетная политика, налоговая политика, денежно-кредитная политика, политика управления государственным и внешним долгом. Кроме того,  значатся социальная политика, политика занятости и в сфере водных ресурсов, приоритеты внешней политики.

Во-вторых, среди базовых отраслей экономики числятся развитие инфраструктуры, индустриализация страны, модернизация сельского хозяйства, торговля.

В-третьих, есть малый и средний бизнес, образование, здравоохранение, государственное управление, административная реформа, казахстанский патриотизм и др.

Представляется, что этим документом практически охвачены все сферы социально-экономической жизни страны.

Однако, чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем классификатор всех видов экономической деятельности. Он предусмотрен в прилагаемой таблице.

Двухзначные категории (разделы), являющиеся самыми крупными, обозначаются цифровыми кодами, сгруппируются в блоки (21 секции от A до U). Эти блоки охватывают все сферы экономической деятельности и представлены в таблице.

В целом, классификатор содержит 88 разделов (двузначный цифровой код), 272 группы (трехзначный код), 615 классов (четырехзначный код).

Следует отметить, что требования классификатора являются обязательными для государственных органов, физических и юридических лиц, независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Казахстан и участвующих в работах по классификации и кодированию технико-экономической и социальной информации и (или) использующих их в своей деятельности.

Сопоставление структуры Стратегии «Казахстан-2050» и классификатора всех видов экономической деятельности позволяет сделать ряд важных выводов.

ПЕРВОЕ. В разрезе отраслей экономики страны Стратегия «Казахстан-2050» охватывает 12 секции из 21. Это примерно 57% от общего количества видов экономической деятельности.

ВТОРОЕ. Стратегия «Казахстан-2050» охватывает такие отрасли, как водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов, горнодобывающая промышленность и разработка карьеров, государственное управление и оборона; обязательное социальное обеспечение и др.

ТРЕТЬЕ.  «Казахстан-2050» не охватывает такие сферы, как  деятельность в области административного и вспомогательного обслуживания, деятельность домашних хозяйств, нанимающих домашнюю прислугу и производящих товары и услуги для собственного потребления, деятельность экстерриториальных организаций и органов, операции с недвижимым имуществом, предоставление прочих видов услуг, профессиональная и техническая деятельность.

Казалось бы, эти сферы экономической деятельности небольшие, однако именно там работают и зарабатывают на жизнь несколько миллионов казахстанцев. Поэтому важным критерием эффективности любой стратегии является максимальный охват населения страны.

ЧЕТВЕРТОЕ. С точки зрения охвата всего населения Стратегия «Казахстан-2050» предусматривает раздел 2. Всесторонняя поддержка предпринимательства – ведущей силы национальной экономики. Именно по данному направлению могут быть охвачены все сферы экономической деятельности страны.

Однако, по информации НПП «Атамекен», около 2 млн представителей малого и среднего бизнеса остро нуждаются в кредитных ресурсах. И эти финансовые  ресурсы все еще им не доступны.

ПЯТОЕ. Правительством все еще не решены вопросы структурного неравновесия. По итогам реализации стратегического плана «Казахстан-2020» и в ходе реализации второй пятилетки ГП ИИР в экономике РК сформирован ряд структурообразующих секторов. По нашей оценке, разница в производительности труда между секторами предопределила маршрут движения добавленной стоимости между ними: от внутреннеориентированного и инфраструктурного секторов в экспорториентированный сектор и торговлю, где концентрируются доходы, и далее – через изъятие налогов - в сектор социальных услуг и Национальный фонд.

Иными словами, структурное неравновесие Казахстана растет по следующим направлениям:

- Налоговая нагрузка, образуемая сектором социальных услуг;

-Нагрузка на отечественных товаропроизводителей со стороны торговли;

-Ценовой диспаритет между экспортно-сырьевым и внутреннеориентированным секторами экономики.

К другим накопленным структурным проблемам экономики можно отнести дисбаланс в межбюджетных отношениях между центром и регионами, недоверие бизнеса к госорганам, низкую деловую активность, отток капитала, разрастание неэффективного госсектора при ослаблении рыночных и правовых институтов и т.д.

Таким образом, недостаточный охват Стратегией «Казахстан-2050» отдельных видов экономической деятельности может стать барьером в пути достижения поставленной цели – вхождение в число 30 развитых стран мира. С другой стороны, недоступность кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса по тем секторам, которых не охватывает наша Стратегия, может привести к углублению структурных диспропорций в экономике и социальных проблем. И эта задача выполнима при одновременном обеспечении Правительством страны структурных равновесий по вышеуказанным направлениям.

 

Каирбек Арыстанбеков 

Инфографика и таблица: Надежда Линникова

Все новости