• Главная
  • Порт Курык: новая перспективная гавань Каспия
16 августа, 2018 09:23

Порт Курык: новая перспективная гавань Каспия

12 августа 2018 года, в международный день Каспия, в Актау состоялось знаковое событие – был проведен V Каспийский саммит. Главным результатом саммита стало принятие Актауской конвенции. После более 20 лет дискуссий, 5 прикаспийских стран (Казахстан, Азербайджан, Иран, Россия, Туркменистан), наконец, договорились об основных принципах и положениях определения правового статуса Каспия. Конечно, принятая Конвенция далеко не панацея для решения всех проблем на Каспии, однако она внесет ясность в действия и сотрудничество стран региона, а также будет служить своеобразным первоисточником для всех последующих соглашений в различных сферах: безопасности, энергетики, транспорта, экологии и др. О том, как принятые решения повлияют на дальнейшее развитие нашей страны, читайте в аналитическом материале ИА Strategy 2050.kz.
Порт Курык: новая перспективная гавань Каспия | Strategy2050.kz

Не стоит забывать, что у каждой из 5 стран есть свои экономические интересы от расположения Каспия на их территории. Для Казахстана значимость Каспия в настоящее время закрепилась не только в качестве источника энергетических ресурсов, но и возможности развития альтернативного пути по перевозке экспортных товаров и транзитных грузов. Именно поэтому на сегодняшний день в Мангистауской области идет активная работа по формированию крупнейшего транспортно-логистического комплекса страны. В области располагаются водные, автомобильные, железнодорожные и авиационные транспортные сети. Доказательством этого является и то, что в преддверии Актауского саммита 11 августа в Мангистауской области с участием Главы государства Н.А. Назарбаева состоялась торжественная презентация мультимодального транспортного хаба - паромного комплекса порта Курык. Здесь полноценно заработал автомобильный паромный терминал мощностью 2 млн тонн грузов в год. Таким образом, была завершена вторая фаза проекта.

На презентации Нурсултан Назарбаев обратил внимание на важность развития транзитно-транспортного потенциала страны и отметил, что мультимодальный комплекс Курык является важным звеном проводимой масштабной работы в данном направлении.

«Введенная сегодня автодорожная инфраструктура порта Курык предоставляет новые возможности для развития автомобильного транзита. Транскаспийский маршрут через Курык обеспечивает эффективную логистику доставки грузов из Китая, стран Центральной Азии – Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, а также Урало-Сибирского региона России в Турцию и Европу и обратно, что позволит Казахстану к 2020 году увеличить доходы от транзитных перевозок до 5 миллиардов долларов в год», - заявил Нурсултан Назарбаев.

Кроме того, 12 августа во время двусторонней встречи между главами государств Казахстана и Азербайджана, Ильхам Алиев поздравил Нурсултана Назарбаева с открытием мультимодального хаба и обратил внимание на важность этого проекта для сотрудничества двух государств.

«Я очень рад вновь побывать на земле братского Казахстана. Для нас Мангистауский регион – очень близкий и исторически, и географически. Новые возможности порта Курык позволят нам еще более тесно сотрудничать», - сказал президент Азербайджанской Республики.

Ильхам Алиев отметил, что в мае текущего года в Азербайджане был открыт порт Алят, который обеспечит полную интеграцию транспортных потоков, и что это несет в себе политические и экономические выгоды использования транзитных возможностей двух стран.

Важность проекта Курык объясняется его стратегическим расположением на пересечении торговых коридоров Восток-Запад и Север-Юг. Порт Курык является одним из связующих звеньев в цепочке активно развиваемых портов Каспийского и Черного морей (порт Курык – порт Алят – порт Анаклия, порт Курык – порт Амирабад – порт Бандер Аббас).

Если анализировать различные характеристики порта Курык, то, действительно, можно констатировать о многих преимуществах данного инфраструктурного объекта. Прежде всего, порт Курык находится на восточном побережье Каспия в 50 км к югу от г. Актау, в 17 км к западу от поселка Курык, где климатические и географические условия береговой полосы являются более благоприятными: бухта не замерзает, подходящая роза ветров, достаточная глубина. Как следствие это облегчает и ускоряет осуществление погрузочно-разгрузочных работ, в частности, операций по накату и выкату вагонов, а также предоставляет возможность осуществления круглогодичных морских операций.

Во-вторых, Курык в отличие от Актауского порта располагается ближе к ключевым торговым портам Ирана и Азербайджана. В результате, в среднем время фрахта на ≈ 8-10% меньше. Помимо этого расстояние до порта Курык для автофур короче, чем до порта Актау. Эти факторы в свою очередь увеличивают оперативность доставки грузов и повышают конкурентоспособность данного маршрута.

В-третьих, отдаленность от областного центра и наличие свободной территории позволяют расширять в перспективе производственные мощности для перевалки и хранения грузов.

Кроме того, стоит отметить, что до начала строительства нового порта, Актауский терминал работал на пределе своих возможностей. Возведение нового порта было объективной необходимостью. Поэтому не может не радовать и активная работа по строительству паромного комплекса. Строительство первой фазы паромного комплекса Курык началось в апреле 2015 года, а уже в декабре 2016 года был запущен железнодорожный паромный терминал мощностью 4 млн тонн. Операционная деятельность порта началась с марта 2017 года и за 10 месяцев в порту была осуществлена перевалка порядка 1,5 млн тонн грузов. За 7 месяцев 2018 года через данный терминал уже перевалено более 1 млн тонн грузов.

Ожидается, что к 2030 году совокупная мощность паромного комплекса составит 10 млн тонн. Увеличение мощностей планируется за счет строительства универсального перегрузочного терминала, который будет осуществлять перевалку контейнерных, генеральных и навальных грузов до 3 млн тонн в год, и терминала наливных грузов с мощностью 2,9 млн тонн. Согласно предварительным планам, эти терминалы будут введены в эксплуатацию к 2022 году.

Подводя итоги, можно резюмировать, что все эти меры по развитию портовой инфраструктуры направлены на то, чтобы порт Курык смог выполнять две ключевые задачи – повышать товарооборот Казахстана с прикаспийскими странами и увеличивать транзитный потенциал страны на Каспии. Одними из гарантов выполнения этих задач являются как раз договоренности, достигнутые в рамках подписания Конвенции о правовом статусе Каспия.

Заместитель директора Библиотеки Первого Президента РК — Елбасы Гульзат Кобенова комментируя подписание Конвенции, отмечает: «Примечательно, что на Актауском саммите также подписаны ряд документов по важным направлениям сотрудничества, включая вопросы формирования международно-правовой базы экономических отношений в сферах промышленности, торговли, туризма и других отраслях экономики. Все это говорит о том, что страны «Каспийской пятерки», реализуя свои национальные интересы на Каспии, руководствовались как геополитическими мотивами, так и интересами экономической целесообразности».

Действительно, наряду с принятием Конвенции, также было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. Документ предусматривает создание Каспийского экономического форума, который будет проводиться в целях развития и укрепления торгово-экономического сотрудничества государств региона. Отсюда следует, что принятые на Актауском саммите документы направлены не только на разграничение Каспия и обеспечения безопасности, но и на расширение правовой базы для экономической деятельности в каспийском регионе. Это в свою очередь станет своебразным драйвером развития таких важных и экономически выгодных проектов, как Курык.

Найля Альмухамедова

Коллаж: Надежда Линникова

Все новости