- Главная
- Порт Курык: новая перспективная гавань Каспия
Порт Курык: новая перспективная гавань Каспия

Не стоит забывать, что у каждой из 5 стран есть свои экономические интересы от расположения Каспия на их территории. Для Казахстана значимость Каспия в настоящее время закрепилась не только в качестве источника энергетических ресурсов, но и возможности развития альтернативного пути по перевозке экспортных товаров и транзитных грузов. Именно поэтому на сегодняшний день в Мангистауской области идет активная работа по формированию крупнейшего транспортно-логистического комплекса страны. В области располагаются водные, автомобильные, железнодорожные и авиационные транспортные сети. Доказательством этого является и то, что в преддверии Актауского саммита 11 августа в Мангистауской области с участием Главы государства Н.А. Назарбаева состоялась торжественная презентация мультимодального транспортного хаба - паромного комплекса порта Курык. Здесь полноценно заработал автомобильный паромный терминал мощностью 2 млн тонн грузов в год. Таким образом, была завершена вторая фаза проекта.
На презентации Нурсултан Назарбаев обратил внимание на важность развития транзитно-транспортного потенциала страны и отметил, что мультимодальный комплекс Курык является важным звеном проводимой масштабной работы в данном направлении.
«Введенная сегодня автодорожная инфраструктура порта Курык предоставляет новые возможности для развития автомобильного транзита. Транскаспийский маршрут через Курык обеспечивает эффективную логистику доставки грузов из Китая, стран Центральной Азии – Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, а также Урало-Сибирского региона России в Турцию и Европу и обратно, что позволит Казахстану к 2020 году увеличить доходы от транзитных перевозок до 5 миллиардов долларов в год», - заявил Нурсултан Назарбаев.
Кроме того, 12 августа во время двусторонней встречи между главами государств Казахстана и Азербайджана, Ильхам Алиев поздравил Нурсултана Назарбаева с открытием мультимодального хаба и обратил внимание на важность этого проекта для сотрудничества двух государств.
«Я очень рад вновь побывать на земле братского Казахстана. Для нас Мангистауский регион – очень близкий и исторически, и географически. Новые возможности порта Курык позволят нам еще более тесно сотрудничать», - сказал президент Азербайджанской Республики.
Ильхам Алиев отметил, что в мае текущего года в Азербайджане был открыт порт Алят, который обеспечит полную интеграцию транспортных потоков, и что это несет в себе политические и экономические выгоды использования транзитных возможностей двух стран.
Важность проекта Курык объясняется его стратегическим расположением на пересечении торговых коридоров Восток-Запад и Север-Юг. Порт Курык является одним из связующих звеньев в цепочке активно развиваемых портов Каспийского и Черного морей (порт Курык – порт Алят – порт Анаклия, порт Курык – порт Амирабад – порт Бандер Аббас).
Если анализировать различные характеристики порта Курык, то, действительно, можно констатировать о многих преимуществах данного инфраструктурного объекта. Прежде всего, порт Курык находится на восточном побережье Каспия в 50 км к югу от г. Актау, в 17 км к западу от поселка Курык, где климатические и географические условия береговой полосы являются более благоприятными: бухта не замерзает, подходящая роза ветров, достаточная глубина. Как следствие это облегчает и ускоряет осуществление погрузочно-разгрузочных работ, в частности, операций по накату и выкату вагонов, а также предоставляет возможность осуществления круглогодичных морских операций.
Во-вторых, Курык в отличие от Актауского порта располагается ближе к ключевым торговым портам Ирана и Азербайджана. В результате, в среднем время фрахта на ≈ 8-10% меньше. Помимо этого расстояние до порта Курык для автофур короче, чем до порта Актау. Эти факторы в свою очередь увеличивают оперативность доставки грузов и повышают конкурентоспособность данного маршрута.
В-третьих, отдаленность от областного центра и наличие свободной территории позволяют расширять в перспективе производственные мощности для перевалки и хранения грузов.
Кроме того, стоит отметить, что до начала строительства нового порта, Актауский терминал работал на пределе своих возможностей. Возведение нового порта было объективной необходимостью. Поэтому не может не радовать и активная работа по строительству паромного комплекса. Строительство первой фазы паромного комплекса Курык началось в апреле 2015 года, а уже в декабре 2016 года был запущен железнодорожный паромный терминал мощностью 4 млн тонн. Операционная деятельность порта началась с марта 2017 года и за 10 месяцев в порту была осуществлена перевалка порядка 1,5 млн тонн грузов. За 7 месяцев 2018 года через данный терминал уже перевалено более 1 млн тонн грузов.
Ожидается, что к 2030 году совокупная мощность паромного комплекса составит 10 млн тонн. Увеличение мощностей планируется за счет строительства универсального перегрузочного терминала, который будет осуществлять перевалку контейнерных, генеральных и навальных грузов до 3 млн тонн в год, и терминала наливных грузов с мощностью 2,9 млн тонн. Согласно предварительным планам, эти терминалы будут введены в эксплуатацию к 2022 году.
Подводя итоги, можно резюмировать, что все эти меры по развитию портовой инфраструктуры направлены на то, чтобы порт Курык смог выполнять две ключевые задачи – повышать товарооборот Казахстана с прикаспийскими странами и увеличивать транзитный потенциал страны на Каспии. Одними из гарантов выполнения этих задач являются как раз договоренности, достигнутые в рамках подписания Конвенции о правовом статусе Каспия.
Заместитель директора Библиотеки Первого Президента РК — Елбасы Гульзат Кобенова комментируя подписание Конвенции, отмечает: «Примечательно, что на Актауском саммите также подписаны ряд документов по важным направлениям сотрудничества, включая вопросы формирования международно-правовой базы экономических отношений в сферах промышленности, торговли, туризма и других отраслях экономики. Все это говорит о том, что страны «Каспийской пятерки», реализуя свои национальные интересы на Каспии, руководствовались как геополитическими мотивами, так и интересами экономической целесообразности».
Действительно, наряду с принятием Конвенции, также было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. Документ предусматривает создание Каспийского экономического форума, который будет проводиться в целях развития и укрепления торгово-экономического сотрудничества государств региона. Отсюда следует, что принятые на Актауском саммите документы направлены не только на разграничение Каспия и обеспечения безопасности, но и на расширение правовой базы для экономической деятельности в каспийском регионе. Это в свою очередь станет своебразным драйвером развития таких важных и экономически выгодных проектов, как Курык.
Найля Альмухамедова
Коллаж: Надежда Линникова
-
Президент подписал закон о расширении территориальных вод Казахстана
-
Обеспечение роста экономики: принципы, направления и новая структура
-
Каспийский трубопровод: итоги и планы на экспорт
-
Реформы в РК: новая система госпланирования, национальный план развития и концепция госуправления
-
Казахстан: экспорт из ЕАЭС не должен вредить внутреннему рынку
-
Налог на имущество и транспорт: ответы на актуальные вопросы
-
С 13 февраля казахстанские водители смогут не возить с собой права и техпаспорт
-
Коронавирус в мире: «корона-паспорт» в Дании, план санбезопасности на Олимпиаде в Японии
-
Казахстан увеличит ширину территориальных вод на Каспии: Сенат принял законопроект
-
Досрочное снятие пенсионных накоплений: заявки, доработка портала и уплата ИПН
-
Мы растем вместе с нашей страной – ровесница независимости Казахстана
-
Новая версия казахского языка на латинице представлена в Казахстане
-
Поручение Президента РК: установлена новая доплата для учителей физкультуры
-
Вакцинация против КВИ: этапы поставки, «холодовая цепь» и транспортировка
-
За какие виды деятельности казахстанским экспортерам возместят затраты

