• Главная
  • Как столице Казахстана удалось за 20 лет стать самодостаточным городом
25 июня, 2018 11:12

Как столице Казахстана удалось за 20 лет стать самодостаточным городом

Главой государства ставилась стратегическая задача по постепенному выходу Астаны на уровень самодостаточности. Поставленная задача подразумевала то, что город должен стать самодостаточным с точки зрения экономической составляющей, в первую очередь, за счет налогового наполнения. Как эта задача решалась, читайте в аналитическом материале ИА Strategy 2050.kz.
Как столице Казахстана удалось за 20 лет стать самодостаточным городом | Strategy2050.kz

Подводя итоги 20-летнего развития новой столицы можно достаточно уверенно заявить, что поставленная Президентом РК задача была успешно выполнена. Выход города на самодостаточный уровень произошел ещё несколько лет назад на рубеже 2014-2015 гг. В качестве аргументов приведем результаты анализа по следующим параметрам: наличие бюджетных изъятий; налоговые поступления в государственный бюджет; структура доходной части местного бюджета

Наличие бюджетных изъятий

Согласно Бюджетному кодексу РК бюджетными изъятиями являются трансферты, передаваемые из нижестоящих бюджетов в вышестоящие бюджеты в пределах сумм, утвержденных в республиканском, областном или районном (города областного значения) бюджете.

Начиная с 2015 года, Астана является одним из четырёх регионов доноров республиканского бюджета. За 2015-2018 гг. сумма изъятий из бюджета города в республиканский бюджет составила более 64,7 млрд тенге (Табл.1). Ежегодно сумма изъятий увеличивается, что закрепляет позиции Астаны в качестве донора республиканского бюджета. В 2018 году изъятия из столичного бюджета составили около 20,5 млрд тенге и по сравнению с 2015 годом выросли почти в 3 раза. При этом доля г. Астаны в общей сумме изъятий в республиканский бюджет пока является весьма незначительной – 8,1% (для сопоставления г. Алматы – 40,7%, Атырауская область – 38,8%, Мангистауская область – 12,4%).

Следует отметить, что основным параметром, определяющим является ли область субвенционной или донором, служит отношение доходов и расходов местного бюджета. При превышении прогнозного объема доходов над прогнозным объемом затрат местного бюджета устанавливаются бюджетные изъятия из местного бюджета в вышестоящий бюджет. И наоборот, при превышении прогнозного объема затрат над прогнозным объемом доходов местного бюджета устанавливаются бюджетные субвенции в местный бюджет из вышестоящего бюджета. До 2015 года столица Казахстана была субвенционной, т.к. прогнозные объемы расходов местного бюджета превышали прогнозные объемы его доходов, к примеру, 312,8 млрд тенге против 305,7 млрд тенге в 2013 году. Решением маслихата «О бюджете города Астаны на 2014-2016 годы» было впервые установлено обратное соотношение прогнозных объемов расходов и доходов: 327,8 млрд тенге против 368,6 млрд тенге в 2014 году. Это является свидетельством перехода столицы на самодостаточный уровень. Как уже ранее отмечалось, начиная с 2015 года, Астана присоединилась к числу регионов доноров республиканского бюджета.

Налоговые поступления

По данным Комитета государственных доходов Министерства финансов РК в 2017 году Астана расположилась на третьем месте по поступлениям налогов и платежей в государственный бюджет после Алматы и Атырауской области. На долю только этих трёх регионов приходится больше половины всех налоговых сборов в стране – 53,2% (из них Алматы – 24,7%, Атырауская область – 14,6%, Астана – 13,8%). Если сравнить доли регионов между собой, очевидно, что налоговые поступления столицы сопоставимы с объемами одной области, являющейся крупным донором республиканского бюджета. При этом доля налоговых сборов практически в 2 раза меньше показателя г. Алматы.

По итогам 2017 года общая сумма уплаченных налогов в госбюджет составила более 989,9 млрд тенге, из которых в столичный бюджет поступило примерно четверть или 226,7 млрд тенге. Анализируя динамику за 1999-2017 годы (Рис.1), отметим общий положительный тренд. Суммарный объем налоговых поступлений в государственный бюджет за этот период составил более 7,3 трлн тенге, из которых рекордные 1 трлн 64 млрд тенге были зафиксированы в 2016 году.

Выступая на форуме «Астана – 20 лет развития инноваций» в январе этого года аким города Асет Исекешев подчеркнул, что Астана стала экономически эффективным проектом, поступления в государственный бюджет увеличились почти 80 раз – с 13 млрд тенге в 1998 году до 1 трлн тенге в 2017 году. По его мнению, такой высокий уровень поступлений был обеспечен за счет роста национальной экономики и эффективного налогового администрирования. Более того, в отчете Ревизионной комиссии об исполнении бюджета города Астаны за 2017 год также отмечается, что рост объема налоговых поступлений бюджета обусловлен в основном увеличением размера экономики города и совершенствованием деятельности уполномоченных органов в части администрирования отдельных бюджетных поступлений.

С другой стороны увеличение суммы налогов в 1998-2017 гг. объясняется почти десятикратным ростом количества действующих компаний (в 1998 году насчитывалось 4 046 предприятий, в 2017 году – 38 485). Уже на 1 июня 2018 года количество действующих юридических лиц Астаны составило 41 495 единиц, из них 99,3% являются малыми и средними, 0,7% – крупными предприятиями. Следует отметить, что за эти годы доля малого и среднего бизнеса в общей структуре юридических лиц практически не изменилась и занимала доминирующее большинство (в 1998 году – 98,3%), даже несмотря на введение с 1 января 2015 года новой нормы отнесения к субъектам малого предпринимательства. Если ранее к малым предприятиям относились субъекты со среднегодовой численностью работников до 50 человек, то ныне – до 100 человек.

Таким образом, увеличение численности действующих субъектов малого и среднего предпринимательства поспособствовало росту налоговых поступлений в государственный бюджет. В 2016 году доля малого и среднего бизнеса в структуре ВРП города превысила 57%, этот показатель является самым высоким среди регионов Казахстана. В апреле текущего года в ходе совещания по вопросам дальнейшего развития столицы Асет Исекешев отметил, что в настоящее время сформировалась самодостаточная структура экономики города, опирающаяся на малый и средний бизнес.

Структура доходной части местного бюджета

Доходная часть бюджета города формируется за счет четырех основных поступлений:

налоговые поступления;
неналоговые поступления;
поступления от продажи основного капитала;
поступления трансфертов из республиканского бюджета.

Согласно отчету Управления финансов г. Астаны в 2017 году столичный бюджет был исполнен в объеме 469,3 млрд тенге, в структуре доходной части основную долю занимают налоговые поступления 226,7 млрд тенге или 48,3%. Две другие статьи – неналоговые поступления и поступления от продажи основного капитала в совокупности ежегодно дают бюджету Астаны в среднем не более 5% дохода (в 2017 году – 3,6%). Анализ исполнения бюджета города за 1998-2017 годы показал, что налоговые поступления в номинальном выражении выросли в 26 раз – в 1998 году размер налоговых поступлений составил 8,7 млрд тенге, а их доля в структуре доходной части бюджета составила 90,7% (Рис. 2). Как отмечает эксперт Центра экономических исследований, оценки и мониторинга Шолпан Айтенова, в 2002 году корпоративный подоходный налог был передан из местных бюджетов в республиканский бюджет – с этого момента началась централизация налоговой системы. Несмотря на номинальный рост налогов, их доля в структуре доходной части бюджета города сократилась почти в два раза. Вместе с тем, произошел рост доли другой составляющей доходной части бюджета – трансфертов из республиканского бюджета с 5,2% в 1998 году до 48% в 2017 году. На рис.2 представлено как менялась структура доходной части местного бюджета за предыдущие годы согласно исполнению, и какой будет эта структура в последующие 3 года.

Начиная с 2009 года, изменения в структуре доходной части бюджета города демонстрируют постепенный переход столицы к самодостаточности. Основным критерием этого служит сокращение поступления трансфертов из республиканского бюджета и, наоборот, увеличения собственных средств (налоговых поступлений) на развитие города. Если до 2009 года наблюдалось сокращение доли налоговых поступлений и увеличение доли трансфертов, то с 2009 года постепенно наметился тренд в сторону повышения собственных доходов в общей структуре поступлений – с 21,3% в 2009 году до 48,3% в 2017 году. При этом доля трансфертов из республиканского бюджета постепенно снижается с 76,9% до 48% соответственно. Более того, прогнозные значения доходной части столичного бюджета на 2018-2020 годы продолжают наметившийся тренд и более отчетливо отражают повышение самодостаточности города.

Так, прогнозируемая доля налоговых поступлений будет ежегодно увеличиваться: в 2018 году – 65,1%, в 2019 году – 79,3%, в 2020 году – 87,6%. В свою очередь, как прогнозируется, доля трансфертов из республиканского в местный бюджет к 2020 году снизится до 11,3%. В одном из аналитических докладов экономист Айдос Тайбекулы отмечает, что Астана наряду с Алматы и Мангистауской областью традиционно относится к числу регионов с высокой долей налоговых поступлений в структуре бюджетных поступлений. Соответственно данные регионы имеют более высокий уровень самообеспеченности местного бюджета, который дает возможность в меньшей степени зависеть от трансфертов из республиканского бюджета.

В целом, проведенный анализ позволил показать, каким образом столице удалось за 20 лет стать самодостаточным городом. Анализ проводился по следующим ключевым параметрам: наличие бюджетных изъятий; налоговые поступления в государственный бюджет; структура доходной части местного бюджета, которые демонстрируют постепенный переход города к самодостаточности. Начиная с 2015 года, Астана присоединилась к числу регионов доноров республиканского бюджета. Ежегодно сумма изъятий из бюджета города в республиканский бюджет постепенно увеличивается, однако доля г. Астаны в общей сумме изъятий пока остается весьма незначительной по сравнению с другими донорами. Кроме того, за 20-летний период отмечен положительный тренд объема налоговых поступлений в государственный бюджет. В 2017 году Астана стала третьей по объему поступлений налогов и платежей в государственный бюджет после двух крупных доноров Алматы и Атырауской области.

Как показал анализ, с одной стороны, высокий уровень поступлений был обеспечен за счет роста национальной экономики и эффективного налогового администрирования, а с другой стороны – увеличением числа действующих субъектов малого и среднего бизнеса. Также с 2009 года в структуре доходной части бюджета города происходит сокращение объема поступлений трансфертов из республиканского бюджета и увеличение собственных средств.

Согласно прогнозам, значения доходной части столичного бюджета на 2018-2020 годы продолжают наметившийся тренд и, по всей видимости, стремятся достичь структуры 1998 года, когда доля трансфертов составляла чуть более 5%. Исследуемые параметры показывают, что поставленная Президентом РК стратегическая задача по постепенному выходу Астаны на уровень самодостаточности была успешно выполнена.

Маншук Каримова

Коллаж: Надежда Линникова

Все новости