• Главная
  • Как столице Казахстана удалось за 20 лет стать самодостаточным городом

Как столице Казахстана удалось за 20 лет стать самодостаточным городом

25 июня, 2018 11:12
Главой государства ставилась стратегическая задача по постепенному выходу Астаны на уровень самодостаточности. Поставленная задача подразумевала то, что город должен стать самодостаточным с точки зрения экономической составляющей, в первую очередь, за счет налогового наполнения. Как эта задача решалась, читайте в аналитическом материале ИА Strategy 2050.kz.

Подводя итоги 20-летнего развития новой столицы можно достаточно уверенно заявить, что поставленная Президентом РК задача была успешно выполнена. Выход города на самодостаточный уровень произошел ещё несколько лет назад на рубеже 2014-2015 гг. В качестве аргументов приведем результаты анализа по следующим параметрам: наличие бюджетных изъятий; налоговые поступления в государственный бюджет; структура доходной части местного бюджета

Наличие бюджетных изъятий

Согласно Бюджетному кодексу РК бюджетными изъятиями являются трансферты, передаваемые из нижестоящих бюджетов в вышестоящие бюджеты в пределах сумм, утвержденных в республиканском, областном или районном (города областного значения) бюджете.

Начиная с 2015 года, Астана является одним из четырёх регионов доноров республиканского бюджета. За 2015-2018 гг. сумма изъятий из бюджета города в республиканский бюджет составила более 64,7 млрд тенге (Табл.1). Ежегодно сумма изъятий увеличивается, что закрепляет позиции Астаны в качестве донора республиканского бюджета. В 2018 году изъятия из столичного бюджета составили около 20,5 млрд тенге и по сравнению с 2015 годом выросли почти в 3 раза. При этом доля г. Астаны в общей сумме изъятий в республиканский бюджет пока является весьма незначительной – 8,1% (для сопоставления г. Алматы – 40,7%, Атырауская область – 38,8%, Мангистауская область – 12,4%).

Следует отметить, что основным параметром, определяющим является ли область субвенционной или донором, служит отношение доходов и расходов местного бюджета. При превышении прогнозного объема доходов над прогнозным объемом затрат местного бюджета устанавливаются бюджетные изъятия из местного бюджета в вышестоящий бюджет. И наоборот, при превышении прогнозного объема затрат над прогнозным объемом доходов местного бюджета устанавливаются бюджетные субвенции в местный бюджет из вышестоящего бюджета. До 2015 года столица Казахстана была субвенционной, т.к. прогнозные объемы расходов местного бюджета превышали прогнозные объемы его доходов, к примеру, 312,8 млрд тенге против 305,7 млрд тенге в 2013 году. Решением маслихата «О бюджете города Астаны на 2014-2016 годы» было впервые установлено обратное соотношение прогнозных объемов расходов и доходов: 327,8 млрд тенге против 368,6 млрд тенге в 2014 году. Это является свидетельством перехода столицы на самодостаточный уровень. Как уже ранее отмечалось, начиная с 2015 года, Астана присоединилась к числу регионов доноров республиканского бюджета.

Налоговые поступления

По данным Комитета государственных доходов Министерства финансов РК в 2017 году Астана расположилась на третьем месте по поступлениям налогов и платежей в государственный бюджет после Алматы и Атырауской области. На долю только этих трёх регионов приходится больше половины всех налоговых сборов в стране – 53,2% (из них Алматы – 24,7%, Атырауская область – 14,6%, Астана – 13,8%). Если сравнить доли регионов между собой, очевидно, что налоговые поступления столицы сопоставимы с объемами одной области, являющейся крупным донором республиканского бюджета. При этом доля налоговых сборов практически в 2 раза меньше показателя г. Алматы.

По итогам 2017 года общая сумма уплаченных налогов в госбюджет составила более 989,9 млрд тенге, из которых в столичный бюджет поступило примерно четверть или 226,7 млрд тенге. Анализируя динамику за 1999-2017 годы (Рис.1), отметим общий положительный тренд. Суммарный объем налоговых поступлений в государственный бюджет за этот период составил более 7,3 трлн тенге, из которых рекордные 1 трлн 64 млрд тенге были зафиксированы в 2016 году.

Выступая на форуме «Астана – 20 лет развития инноваций» в январе этого года аким города Асет Исекешев подчеркнул, что Астана стала экономически эффективным проектом, поступления в государственный бюджет увеличились почти 80 раз – с 13 млрд тенге в 1998 году до 1 трлн тенге в 2017 году. По его мнению, такой высокий уровень поступлений был обеспечен за счет роста национальной экономики и эффективного налогового администрирования. Более того, в отчете Ревизионной комиссии об исполнении бюджета города Астаны за 2017 год также отмечается, что рост объема налоговых поступлений бюджета обусловлен в основном увеличением размера экономики города и совершенствованием деятельности уполномоченных органов в части администрирования отдельных бюджетных поступлений.

С другой стороны увеличение суммы налогов в 1998-2017 гг. объясняется почти десятикратным ростом количества действующих компаний (в 1998 году насчитывалось 4 046 предприятий, в 2017 году – 38 485). Уже на 1 июня 2018 года количество действующих юридических лиц Астаны составило 41 495 единиц, из них 99,3% являются малыми и средними, 0,7% – крупными предприятиями. Следует отметить, что за эти годы доля малого и среднего бизнеса в общей структуре юридических лиц практически не изменилась и занимала доминирующее большинство (в 1998 году – 98,3%), даже несмотря на введение с 1 января 2015 года новой нормы отнесения к субъектам малого предпринимательства. Если ранее к малым предприятиям относились субъекты со среднегодовой численностью работников до 50 человек, то ныне – до 100 человек.

Таким образом, увеличение численности действующих субъектов малого и среднего предпринимательства поспособствовало росту налоговых поступлений в государственный бюджет. В 2016 году доля малого и среднего бизнеса в структуре ВРП города превысила 57%, этот показатель является самым высоким среди регионов Казахстана. В апреле текущего года в ходе совещания по вопросам дальнейшего развития столицы Асет Исекешев отметил, что в настоящее время сформировалась самодостаточная структура экономики города, опирающаяся на малый и средний бизнес.

Структура доходной части местного бюджета

Доходная часть бюджета города формируется за счет четырех основных поступлений:

налоговые поступления;
неналоговые поступления;
поступления от продажи основного капитала;
поступления трансфертов из республиканского бюджета.

Согласно отчету Управления финансов г. Астаны в 2017 году столичный бюджет был исполнен в объеме 469,3 млрд тенге, в структуре доходной части основную долю занимают налоговые поступления 226,7 млрд тенге или 48,3%. Две другие статьи – неналоговые поступления и поступления от продажи основного капитала в совокупности ежегодно дают бюджету Астаны в среднем не более 5% дохода (в 2017 году – 3,6%). Анализ исполнения бюджета города за 1998-2017 годы показал, что налоговые поступления в номинальном выражении выросли в 26 раз – в 1998 году размер налоговых поступлений составил 8,7 млрд тенге, а их доля в структуре доходной части бюджета составила 90,7% (Рис. 2). Как отмечает эксперт Центра экономических исследований, оценки и мониторинга Шолпан Айтенова, в 2002 году корпоративный подоходный налог был передан из местных бюджетов в республиканский бюджет – с этого момента началась централизация налоговой системы. Несмотря на номинальный рост налогов, их доля в структуре доходной части бюджета города сократилась почти в два раза. Вместе с тем, произошел рост доли другой составляющей доходной части бюджета – трансфертов из республиканского бюджета с 5,2% в 1998 году до 48% в 2017 году. На рис.2 представлено как менялась структура доходной части местного бюджета за предыдущие годы согласно исполнению, и какой будет эта структура в последующие 3 года.

Начиная с 2009 года, изменения в структуре доходной части бюджета города демонстрируют постепенный переход столицы к самодостаточности. Основным критерием этого служит сокращение поступления трансфертов из республиканского бюджета и, наоборот, увеличения собственных средств (налоговых поступлений) на развитие города. Если до 2009 года наблюдалось сокращение доли налоговых поступлений и увеличение доли трансфертов, то с 2009 года постепенно наметился тренд в сторону повышения собственных доходов в общей структуре поступлений – с 21,3% в 2009 году до 48,3% в 2017 году. При этом доля трансфертов из республиканского бюджета постепенно снижается с 76,9% до 48% соответственно. Более того, прогнозные значения доходной части столичного бюджета на 2018-2020 годы продолжают наметившийся тренд и более отчетливо отражают повышение самодостаточности города.

Так, прогнозируемая доля налоговых поступлений будет ежегодно увеличиваться: в 2018 году – 65,1%, в 2019 году – 79,3%, в 2020 году – 87,6%. В свою очередь, как прогнозируется, доля трансфертов из республиканского в местный бюджет к 2020 году снизится до 11,3%. В одном из аналитических докладов экономист Айдос Тайбекулы отмечает, что Астана наряду с Алматы и Мангистауской областью традиционно относится к числу регионов с высокой долей налоговых поступлений в структуре бюджетных поступлений. Соответственно данные регионы имеют более высокий уровень самообеспеченности местного бюджета, который дает возможность в меньшей степени зависеть от трансфертов из республиканского бюджета.

В целом, проведенный анализ позволил показать, каким образом столице удалось за 20 лет стать самодостаточным городом. Анализ проводился по следующим ключевым параметрам: наличие бюджетных изъятий; налоговые поступления в государственный бюджет; структура доходной части местного бюджета, которые демонстрируют постепенный переход города к самодостаточности. Начиная с 2015 года, Астана присоединилась к числу регионов доноров республиканского бюджета. Ежегодно сумма изъятий из бюджета города в республиканский бюджет постепенно увеличивается, однако доля г. Астаны в общей сумме изъятий пока остается весьма незначительной по сравнению с другими донорами. Кроме того, за 20-летний период отмечен положительный тренд объема налоговых поступлений в государственный бюджет. В 2017 году Астана стала третьей по объему поступлений налогов и платежей в государственный бюджет после двух крупных доноров Алматы и Атырауской области.

Как показал анализ, с одной стороны, высокий уровень поступлений был обеспечен за счет роста национальной экономики и эффективного налогового администрирования, а с другой стороны – увеличением числа действующих субъектов малого и среднего бизнеса. Также с 2009 года в структуре доходной части бюджета города происходит сокращение объема поступлений трансфертов из республиканского бюджета и увеличение собственных средств.

Согласно прогнозам, значения доходной части столичного бюджета на 2018-2020 годы продолжают наметившийся тренд и, по всей видимости, стремятся достичь структуры 1998 года, когда доля трансфертов составляла чуть более 5%. Исследуемые параметры показывают, что поставленная Президентом РК стратегическая задача по постепенному выходу Астаны на уровень самодостаточности была успешно выполнена.

Маншук Каримова

Коллаж: Надежда Линникова

Все новости