• Главная
  • МФЦА: воплотятся ли ожидания в реальность
31 мая, 2018 12:14

МФЦА: воплотятся ли ожидания в реальность

В 2015 году Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым был инициирован План нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ. Одним из шагов Плана было обозначено создание Международного финансового центра Астана (МФЦА, AIFC). Реализация этого амбициозного проекта предполагает создание сильного локального финансового сектора и рынков капитала, которые позволят Казахстану принимать участие в формировании и перераспределении мирового финансового дохода. Как будет центр способствовать привлечению иностранных инвестиций в экономику страны, читайте в аналитическом материале ИА Strategy2050.kz.
МФЦА: воплотятся ли ожидания в реальность | Strategy2050.kz

В январе 2018 года МФЦА официально начал свою работу, однако международная презентация центра состоится 5 июля 2018 года в дни празднования 20-летия столицы Казахстана – Астаны. Проведение международной презентации даст дополнительный толчок для активизации деятельности МФЦА и будет способствовать выходу на полную мощность. При этом не должно складываться мнение, будто в подготовительный этап не проводился достаточный объем работы по формированию общего порядка деятельности и структуры центра. За 3 года было сделано немало.

В первую очередь, в июне 2015 года совместными действиями Правительства и Национального банка РК был разработан и одобрен план действий по созданию и развитию МФЦА. Согласно плану ключевыми стратегическими направлениями являются развитие местных рынков (capital markets), развитие рынка и экспертизы по управлению активами (asset management), управление благосостоянием частных лиц (private banking), создание рынка исламского финансирования (islamic finance) и условий для выпуска суверенных исламских ценных бумаг, а также формирование благоприятной деловой среды.

Помимо вышеуказанных направлений особое внимание уделяется реализации и продвижению технологических проектов в области финансовых сервисов (FinTech) и мерам, ориентированных на развитие «зеленого» финансирования (Green finance).

Во-вторых, была подготовлена нормативно-правовая база МФЦА. В частности, 7 декабря 2015 г. был принят специальный Конституционный закон «О Международном финансовом центре «Астана», а в марте 2017 года в Конституцию РК были внесены поправки, которые создали условия для особого правового режима деятельности МФЦА. Согласно этим изменениям особый правовой режим, регулирующий взаимоотношения участников МФЦА и заинтересованных лиц, основан на нормах английского права, а также законодательстве РК, которое будет применяться в неурегулированной части.

В-третьих, была сформирована основная структура МФЦА. Высшим органом МФЦА является Совет по управлению финансовым центром, возглавляемый Президентом РК. В состав Совета с казахстанской стороны входят Премьер-министр РК, Председатель Национального Банка РК, Министр национальной экономики РК, Министр финансов РК, Управляющий МФЦА. Зарубежными участниками Совета являются авторитетные руководители таких финансовых организаций, как С. Чакрабарти – президент ЕБРР, Д. Френкель – председатель Совета директоров JP Morgan Chase International, А. Волож – генеральный директор компания «Яндекс», Г. Греф – президент и председатель правления Сбербанка России.

Следующим в иерархии международного финансового центра является управленческий уровень. В него входит Администрация МФЦА, Комитет по регулированию финансовых услуг, Суд МФЦА, биржа МФЦА и Международный арбитражный центр.

Работа в управленческих структурах уже началась. К примеру, в конце прошлого года девять судей МФЦА, ранее работавших на основе англосаксонского права в Великобритании, Гонконге, Катаре и т.д., принесли присягу Главе государства. Создана биржа МФЦА, акционерами биржи выступают ведущие финансовые компании NASDAQ и Шанхайская фондовая биржа. В январе 2018 года заработал Комитет по регулированию финансовых услуг. На первом заседании совета директоров Комитета был принят ряд ключевых управленческих решений касательно функционирования организации, а также регистрации и аккредитации участников МФЦА.

В целях привлечения квалифицированных кадров сформированы Экспат-центр и Бюро непрерывного профессионального развития. Если первая структура отвечает за упрощение процедур для найма международных экспертов, то на базе второй проводится обучение и подготовка кадров финансового сектора среди отечественных специалистов.

В целом, можно видеть, что за прошедшие годы была проведена объемная работа законотворческого и организационного характера, устанавливались контакты с ключевыми партнерами по развитию МФЦА. Теперь остаются актуальными вопросы насколько международным игрокам будет известен и интересен новый финансовый центр, в каком направлении (международном или региональном) деятельность МФЦА будет приоритетной, каким вызовам необходимо будет противостоять.

 

О среднесрочных перспективах

 

Если говорить о первоначальных планах, то на начальном этапе МФЦА будет развиваться в рамках таких ключевых стратегических направлений, как развитие рынков капитала и управление активами. Для этого планируется увеличить ликвидность на казахстанских рынках капитала, реализовать меры по стимулированию предложения (выпуск государственных ценных бумаг) и спроса.

При этом эксперты ведущих консалтинговых и финансовых компаний рекомендуют Казахстану не торопиться с запуском работы МФЦА в режиме предоставления услуг в расширенном виде и на все направления. Так, на 29-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте РК управляющий директор Deutsche Bank Йорг Бонгарц подчеркнул, что успешные финцентры сначала предоставляли несколько услуг и поэтапно расширяли их перечень. Такой же подход он советует применять при работе МФЦА, который предусматривает одновременное развитие нескольких разных направлений.

Похожую точку зрения высказал и главный исполнительный директор Deloitte, СНГ Иан Коулберн. Он отметил, что создание международного финцентра «можно сравнить с марафоном, но никак не со спринтом», поэтому целесообразно инвестировать в необходимое время для сохранения качества работы МФЦА.

Именно поэтому при планировании деятельности МФЦА был выбран вектор развития центра по принципу «от локального к международному». Поэтому первоначально от центра не стоит ожидать глобальных проектов и инициатив. МФЦА в первую очередь сначала должен стать полноценным локальным финансовым центром, ориентированным на страны Центральной Азии, ЕАЭС и дополняющим отечественный банковский сектор. Кроме того, руководство МФЦА отмечает, что деятельность центра будет также направлена на взаимодействие с финансовыми институтами в рамках китайской инициативы Пояс и Путь.

Еще одним и, можно сказать, ключевым аспектом, который может повлиять на успешное развитие МФЦА является отечественная финансовая инфраструктура. Во-первых, в настоящее время для Казахстана особо актуальны проблемы банковской системы, функционирование которой характеризуется определенными проблемами. В частности, увеличение проблемных банков, а также вновь начавшийся рост удельного веса неработающих кредитов. Во-вторых, сложности в развитии фондового рынка. Экономист Вячеслав Додонов отмечает, что несмотря на позитивную динамику биржевой торговли акциями, общий уровень развития фондового рынка Казахстана пока что недостаточен, а его потенциал слабо задействован в привлечении инвестиций. Ранее для активизации рынка принимались меры по выводу акций отечественных компаний на IPO, однако этот процесс характеризовался долгим периодом реализации и в IPO принимали участие ограниченное количество компаний. В-третьих, зачастую в городах, где находятся международные финансовые центры, сконцентрировано значительное количество, как отечественных банков, так и иностранных. К примеру, в Нью-Йорке сосредоточены более 2/3 всех активов иностранных банков, действующих в США, а в Лондоне расположено более 500 иностранных банков. На сегодняшний день в Казахстане действует 32 БВУ, центральные офисы, которых в основном расположены в г. Алматы.

В этой связи обнадеживает тот факт, что уже на сегодняшний день в МФЦА поступило около 20 заявок на участие от финансовых и инвестиционных компаний. Представители МФЦА отмечают, что до конца текущего года количество таких компаний составит около ста. По их оценкам, это будут не только крупные, но и средние компании, которые будут эффективны в реализации проектов в технологической сфере.

Подводя итоги, хочется особо выделить, что проект создания МФЦА является важным и своевременным, так как при его успешной реализации можно ожидать укрепление финансовой системы и долгосрочный прямой положительный эффект на экономику страны в целом. При этом для того чтобы МФЦА стал развитым финансовым центром, способным обслуживать потоки капитала между собой и другими международными, региональными и местными финансовыми рынками, должна проводиться целенаправленная, скоординированная и последовательная политика, а финансовая инфраструктура обладать устойчивыми финансовыми институтами, обеспечивающими правильное функционирование финансовых рынков. В случае сохранения этих условий можно ожидать, что МФЦА достигнет своей цели – а именно, вклад МФЦА в ВВП Казахстана к 2025 году– 40 млрд долларов США.

Найля Альмухамедова

Все новости