• Главная
  • Роль АНК в укреплении национального единства страны
27 апреля, 2018 12:13

Роль АНК в укреплении национального единства страны

28 апреля состоится 26 сессия Ассамблеи народа Казахстана, которая будет посвящена реализации 5-ти социальным инициативам Президента. О роли и значении АНК в контексте тенденций трансформации этнического состава населения, читайте в аналитическом материале ИА Strategy2050.kz.
Роль АНК  в  укреплении национального единства страны | Strategy2050.kz

Ассамблея представляет собой консультативно-совещательный орган при Президенте РК, главной целью которого является сохранение и укрепление национального единства и согласия.

Если говорить о предпосылках инициирования и создания института, то, безусловно, таковой является полиэтничность казахстанского общества, так как регулирование межэтнических отношений, поддержание климата взаимопонимания, толерантности и согласия является одной из главных задач государственного управления. Говоря о предпосылках, необходимо отметить, что в конце 80-х начале 90-х годов XX в. актуализировался национальный вопрос, который был обусловлен, в первую очередь, полиэтничным составом населения страны, а также отсутствием внимания со стороны официальных властей на проблемы этнической/национальной самоидентификации населения.

Согласно данным Комитета по статистике РК население республики в 1991 г. составляло более 16 358 тыс. человек. Согласно переписи населения 1989 года в этнической структуре Казахстана численно преобладали казахи, русские, немцы, украинцы и др. (рисунок 1).

На момент обретения независимости в Казахстане проживало достаточно большое количество этносов, что, в свою очередь, актуализировало вопрос соблюдения интересов и прав многочисленного населения, имеющего различную этническую принадлежность, а также формирования собственной национальной политики.

При рассмотрении вопроса переписи относительно того, считают ли жители Казахской ССР родным языком язык этноса, представителями которого они являются, можно выделить высокие показатели положительных ответов среди казахов, русских, а также тюркских и кавказских народов (рисунок 2).

Согласно данным переписи очевидно, что политика гласности и перестройка в СССР в начале 90-х годов ХХ в. активизировала вопрос этнического самоопределения.

Отметим, что этнический состав населения Казахстана претерпел ряд изменений под влиянием определенных факторов:

- снижение и повышение уровня рождаемости;

- экономический спад 90-х годов;

- увеличение эмиграции из страны;

- политика других государств по возвращению на историческую родину этнических диаспор;

- диаспоральная политика Казахстана по переселению этнических казахов и др.

По данным на начало 2017 г. в Казахстане проживало 17 918,2 тыс. человек. При сравнении с данными переписи 1989 г. наблюдается изменения в этнической структуре населения:

во-первых, существенно выросла доля казахского населения;

во-вторых, сократилась доля русского и в целом славянского населения, а также немцев;

в-третьих, третью позицию по представленности занял узбекский этнос, чему способствует как высокие показатели рождаемости, миграция, а также эмиграция славянского и немецкого населения (рисунок 3).


Можно отметить, что славянское население в большей степени представлено в северных, центральных регионах страны, а также в областях, граничащих с Российской Федерацией (Западно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Северо-Казахстанская области и др.). В то время как, например, большая часть узбеков и таджиков сосредоточена в Южно-Казахстанской области, уйгуры в большей степени в г. Алматы и Алматинской области. Также отметим, что наличие специализированной структуры, регулирующей вопросы сохранения межэтнического согласия, является необходимым условием поддержания стабильности, ввиду полиэтничности общества и сложного этнического состава населения в разрезе регионов.

Кроме того, стоит отметить, что одним из ключевых факторов создания Ассамблеи народа Казахстана является политическая составляющая, а именно демократизация общества и государства. После обретения независимости перед Казахстаном стала задача определения собственной позиции в формировании собственной модели межэтнического согласия и единства. Страна, избрав путь демократического развития, провозгласила свою приверженность поддержки всех этносов, проживающих на территории Казахстана, в их праве на развитие и использование собственного языка и культуры. То есть, Казахстан брал на себя обязательства по предоставлению условий для представителей различных этносов по сохранению и развитию собственной самобытной культуры. В данном ключе именно централизованный институт позволил обеспечить необходимые системные механизмы и инструменты по реализации этих принципов. Кроме того, принимая во внимание унитарность государственного устройства и централизованность системы управления, представлялось целесообразным создание централизованного института в сфере межэтнических отношений.

Таким образом, полиэтничность общества выступает одним из основных предпосылок создания Ассамблеи. При этом она также является основным фактором, определяющим актуальность и значимость данного института. Кроме того, необходимо отметить, что этнический состав населения постоянно находится под влиянием определенных факторов – миграционные, идентификационные демографические, социально-экономические процессы, которые выступают дополнительными рисками реализации государственной национальной политики и следовательно наличие единого центра координации и исполнения минимизирует данные риски.

АНК призвана гармонизировать межэтнические отношения на основании таких принципов как защита прав и свобод человека, плюрализм, развитие культур, традиций, языков этносов, проживающих на территории страны. Более того, можно отметить, что Ассамблея создана с целью обеспечения целостности государства и создания устойчивых взаимосвязей между государством и обществом. Для достижения поставленной цели АНК функционируют на базе разветвленной организационной структуры (Дома Дружбы, Советы общественного согласия, Научно-экспертные советы, советы матерей, ГУ «Қоғамдык келісім» и др.), представленных во всех регионах Казахстана соответственно, что позволяет оперативно реагировать на происходящие процессы в странах.

Амина Урпекова

Коллаж: Надежда Линникова

Графики составлены по данным Комитета статистики МНЭ РК

Все новости
66.249.70.92, 192.168.88.100