12 Апреля, 2017 10:23

Казахстан: путь в космос (ОБЗОР)

Космос всегда был и остается одной из наиболее волнующих все человечество загадок. Его неизведанные глубинные дали неустанно влекут к себе исследователей всех поколений со всего мира. Звездное небо завораживает своей красотой, а звезды издревле были верными проводниками для путешественников. Поэтому неудивительно, что День космонавтики весьма популярный и любимый в народе праздник. О том, как начинался путь развития в освоении космоса и какие перспективы ожидают Казахстанскую космонавтику, читайте в обзоре корреспондента ИА Strategy2050.kz, который был подготовлен совместно с Аэрокосмическим Комитетом Казахстана.
Казахстан: путь в космос (ОБЗОР) | Strategy2050.kz

Для жителей Казахстана это не просто праздник, ведь особенной гордостью является то, что именно с нашей священной земли Байконура проложены дороги в космос. Мы являемся стартовой площадкой и в большинстве случаев – космической гаванью.

Космос – это не только уникальная природная лаборатория, где создаются новые материалы и исследуется Вселенная. Космос – это еще и арена будущего распространения человечества, это материал, из которого в далеком будущем мы сможем творить свою Вселенную. История освоения космоса - это самый яркий пример торжества человеческого разума над непокорной материей Галактики.

Техническому исследованию космоса предшествовало развитие астрономии и создание крупных и относительно эффективных ракет в начале ХХ века. Освоение космоса было одним из направлений соперничества между СССР и США в холодной войне. Началом эпохи освоения космоса можно считать запуск первого искусственного спутника Земли – Спутник-1, запущенного Советским Союзом 4 октября 1957 года.

Создателем ПС-1 был конструктор Сергей Королев, который мог бы получить нобелевскую премию. Но в СССР не принято было присваивать достижения кому-то одному, все было общее. Поэтому создание ИСЗ было достижением всего народа СССР. Кстати, копию ПС-1 можно было приобрести на аукционе Ebay в начале 21 века.

Поехали!

12 апреля 1961 года в 9:07 по московскому времени со стартовой площадки № 1 космодрома Байконур был запущен космический корабль «Восток-1» с первым в мире космонавтом на борту — Юрием Гагариным. Совершив один виток вокруг Земли и проделав путь в 41 тыс. км, спустя 90 минут после старта, Гагарин приземлился под Саратовом, став на долгие годы самым знаменитым, почитаемым и любимым человеком планеты, вписав и свое имя, и этот полет в мировую историю. Его «поехали!» и «все видно очень ясно — космос черный — земля голубая» вошли в список наиболее известных фраз человечества. С тех пор каждое 12 апреля в честь первого орбитального полета человека вокруг Земли мы отмечаем День космонавтики, который официально был установлен в апреле 1962 года. Кстати, идею праздника предложил второй летчик-космонавт СССР Герман Титов.

В дальнейшем дата 12 апреля стала не только Днем космонавтики. В 1969 году Международная авиационная федерация назначила на 12 апреля Всемирный день авиации и космонавтики. А уже в 2011 году это день стал еще и Международным днем полета человека в космос по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН. Под резолюцией, официально подтверждающей этот факт, подписались более шестидесяти государств.

Время первых

Казахстан является стартовой площадкой к освоению космоса. На его территории расположен крупнейший в мире и самый востребованный на сегодня космодром «Байконур». Во многом решение о его строительстве было обосновано географическим положением. Преимуществами данного места для строительства космодрома были названы относительная близость к экватору, а также большое количество солнечных дней в году. Официальным днем рождения космодрома считается 2 июня 1955 года.

Следует отметить, что изначально название «Байконур» принадлежало ложному деревянному космодрому, который был возведен в Карагандинской области неподалеку от поселка Байконур с целью отвлечения на себя сил агентов иностранных разведок. И только в 1961 году, после полета Юрия Гагарина, название появилось в открытой печати и закрепилось за настоящим местом запуска космического корабля с первым в мире космонавтом. До этого момента и вплоть до развала СССР в иностранных источниках настоящий космодром обозначался не иначе как «Тюратам» в честь расположенной рядом железнодорожной станции.

Помимо первого в мире искусственного спутника Земли, 12 сентября 1959 года был также запущен первый в мире космический аппарат на поверхности Луны, который впервые в мире достиг лунной поверхности и назывался он «Луна-2». «Прилунилась» автоматическая межпланетная станция 14 сентября того же года.

Также 19 августа 1960 года был запущен космический аппарат «Спутник-5». На его борту находились собаки Белка и Стрелка. Впервые в мире живые существа сумели отправиться в космос и вернуться оттуда живыми.

Вслед за полетом Гагарина знаменательные вехи в истории освоения космоса посыпались одна за другой: был совершен первый в мире групповой космический полет, затем в космос отправилась первая женщина-космонавт Валентина Терешкова (16 июня 1963 г.). Кстати, ее полет был примечателен несколькими моментами. Так, своих родных перед полетом она предупредила о том, что уезжает на соревнования среди парашютистов. В отличие от Юрия Гагарина, предполетной «речью» первой женщины-космонавта стала целая строка из стихотворения: «Эй, небо, сними шляпу!». Первая женщина-космонавт благополучно вернулась на Землю спустя 2 суток полета. Это был единственный раз в истории мировой космонавтики, когда женщина совершила космический полет в одиночку.

Также состоялся полет первого многоместного космического корабля, Алексей Леонов стал первым человеком, совершившим выход в открытый космос (1965 г.) — и все эти грандиозные события — целиком заслуга отечественной космонавтики. К слову, 6 апреля текущего года в широкий прокат вышла картина нашего соотечественника, режиссера Тимура Бекмамбетова «Время первых», которая рассказывает о тех самых военных летчиках, которые были первыми, кто вышел в открытый космос. Для казахстанских зрителей картину перевели на казахский язык.

2 октября 1991 года стартовал космический корабль «Союз ТМ-13». Для Казахстана этот день был особенным, ведь на его борту находился первый в истории космонавт-казах Токтар Аубакиров. Продолжительность пребывания в качестве космонавта-исследователя на орбите составила более 7 суток. Примечательно, что формально он является последним космонавтом Советского Союза.

Далее 1 июля 1994 года стартовал космический корабль «Союз ТМ-19», на борту которого находился второй в истории космонавт-казах Талгат Мусабаев. Стоит отметить, что он совершил 3 полета в космос. Общая продолжительность пребывания в космосе - более 341 суток.

Первый гражданин Казахстана в космосе совершил свой полет 2 сентября 2015 года на космическом корабле «Союз ТМА-18М». На его борту находился Айдын Аимбетов. Во время космического полета он провел ряд научных исследований по изучению влияния радиации на человека в космосе. Также он провел космический мониторинг экологии Аральского и Каспийского морей. Кроме того, в рамках полета им был проведен эксперимент «Дастархан-6», суть которого заключалась в исследовании влияния на организм человека в невесомости блюд казахской национальной кухни. В сублимированном виде на орбиту Земли были доставлены айран, сухое кобылье молоко, курт, иримшик.

Казахстанская космонавтика сегодня

В Стратегии «Казахстан-2050» создание полноценной космической отрасли страны определено одной из стратегических задач модернизации экономики Республики Казахстан.

К 2030 году Казахстан должен расширить свою нишу на мировом рынке космических услуг. Ведется работа в рамках Концепции по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира.

Создана и организована под единым началом космическая инфраструктура страны, включающая космические объекты и объекты наземной космической инфраструктуры. Созданы предприятия по всем стратегическим направлениям развития космической отрасли. Сформировано квалифицированное кадровое ядро научного и инженерного состава предприятий космической отрасли, укомплектовано специальное конструкторско-технологическое бюро космической техники. Организована подготовка специалистов по космической технике и технологиям в ведущих ВУЗах зарубежных стран и Казахстана.

Созданы, запущены и введены в эксплуатацию две орбитальные группировки из двух спутников связи «Kazsat-2», «Kazsat -3» и из двух спутников дистанционного зондирования Земли «KazEOSat-1», «KazEOSat-2», которые обеспечивают удовлетворение потребностей страны в каналах фиксированной спутниковой связи и данных ДЗЗ, информационную безопасность страны, а также снижение импорта услуг.

Самый сложный проект Казкосмоса – это создание сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов, который будет оснащен современным технологическим оборудованием. При строительстве объекта применяются самые передовые технологии, которые еще редкость в строительной отрасли Казахстана.  К примеру, при  возведении реверберационной акустической камеры, конструкции из самоуплотняющегося бетона должны выдерживать акустические нагрузки в 153 дБ с учетом дополнительных вибрационных нагрузок. И эта конструкция была изготовлена силами наших казахстанских специалистов при поддержке, ведущей в этой сфере французской компании SEREME.

Одним из достижений Казкосмоса можно назвать создание космической системы научно-технологического назначения (КС НТН). Технологический спутник весом около 120 кг разработан казахстанскими специалистами СП «Ғалам». Запуск запланирован на 2018 год. Этот космический аппарат станет первой «ласточкой» нового поколения  спутников, созданных в  НКЦ Казахстана.

Казкосмос приступил к 2-ой очереди строительства Национального космического центра в рамках внебюджетных инвестиций.  Он включает в себя жилой комплекс со встроенными помещениями и паркингом, детский сад, торгово-развлекательный комплекс, гостиницу, спортивно-оздоровительный комплекс, музей космонавтики с планетарием. Так что планы у нас хорошие.

Функционирует Национальный центр космических исследований и технологий, объединяющий три научных института, в которых работают известные в мире ученые, профессора и академики. Наряду с дальнейшим развитием традиционных направлений научных исследований в области астрофизики, ионосферы Земли и ДЗЗ центр ведет успешные прикладные научные исследования по новому направлению – разработка отечественных образцов космической техники и технологий.

Успешно функционирует Научно-исследовательский центр «Ғарыш-Экология». Центр ведет экологический мониторинг пусков ракет-носителей с космодрома «Байконур», а также изучает их воздействие на окружающую среду и здоровье населения Казахстана.

Созданы стационарные лаборатории в городах Алматы, Байконыр и Жезказган, а также передвижные лаборатории для работы в районах падения отделяющихся частей ракет-носителей.

Продолжаются работы, направленные на создание на космодроме «Байконур» экологически безопасного космического ракетного комплекса «Байтерек», который является совместным казахстанско-российским проектом и имеет стратегически важное значение для Казахстана, так как он должен обеспечить сохранение и дальнейшее развитие космодрома «Байконур».

Установлено международное сотрудничество в области исследования и использования космического пространства в мирных целях с ведущими космическими державами, в том числе с Россией, Украиной, Францией, Германией, Китаем, Индией, Великобританией, Израилем, Нидерландами, Швецией, Японией, Южной Кореей, Тайландом, ОАЭ, Саудовской Аравией и Ираном.

Выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию отечественных образцов космической техники. В настоящее время завершены опытно-конструкторские работы по созданию дифференциальных станций для спутниковой навигации, изготовлена опытная партия дифференциальных станций в количестве 50 штук в составе системы высокоточной спутниковой навигации Республики Казахстан. Изготовлено 10 опытных образцов бортовых мобильных терминалов и разработан экспериментальный образец диспетчерского центра для системы ЭВАК.

Результаты НИОКР внедрены в производство, получили признание международной научной общественности. Результаты выполненных НИОКР по созданию отечественных образцов космической техники позволили реализовать без закупа зарубежных технологий два крупных проекта:

- разработка Системы экстренного вызова при авариях и катастрофах (ЭВАК);

- разработка системы электронных средств слежения за поднадзорными лицами.

В Казахстане созданы основы новой отрасли – наукоемкой высокотехнологичной космической отрасли. Следующая задача – дальнейшее развитие космической отрасли путем расширения спутниковых группировок, создания новых спутников и космических ракетных комплексов.

Таким образом, применение достижений космической отрасли Республики Казахстан для решения задач отраслей экономики уже дает большой экономический эффект. Использование собственных разработок в производстве космической техники создаст предпосылки технической независимости государства в данной отрасли.

Человечество вступило в новую космическую эру и настолько привыкло к этому, что сегодня полеты в космос воспринимаются совершенно обыденно и стали доступны богатым туристам. История не знала такой стремительной скорости развития техники, когда научные открытия изменяют все вокруг прямо у нас на глазах.

Всемирный день космонавтики посвящен не только самому Гагарину, но и всем тем людям, которые были причастны к этому знаменательному событию, всем работникам космической отрасли, астрономам, исследователям и ученым. Все эти люди ежедневно приближают нас еще на один маленький шаг к разгадке удивительной тайны – необъятного космоса. Казахстан свои первые шаги как независимое государство, можно сказать начал с космоса, и это знаменательно и подкреплено свыше.

Кайрат Жандыбаев