• Главная
  • «Западная Европа – Западный Китай» – главный автодорожный проект начала нового столетия
9 Марта, 2016 17:48

«Западная Европа – Западный Китай» – главный автодорожный проект начала нового столетия

«Западная Европа - Западный Китай» - это строящаяся автомагистраль, идущая от Северной Европы до Западного Китая. По мнению ИА Strategy2050.kz, данная магистраль должна улучшить транспортные связи между Европой и Азией, а также существенно облегчить импорт товаров из КНР.
«Западная Европа – Западный Китай» – главный автодорожный  проект начала нового столетия | Strategy2050.kz

В РК реализация Международного транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай» была начата в 2009 году по поручению  Главы государства, окончание строительства планируется не раньше 2019 года. Общая протяженность автомагистрали – 8445 км. Реконструкции подлежит  2 452 км, из них 1390 км под I-техническую категорию с 4-х полосным движением (от Хоргоса на границе с Китаем до г. Кызылорды) и 1062 км под II-тех. категорию (от г. Кызылорды до п. Мартук Актюбинской области). От общей протяженности коридора 1079 км дорог (от Хоргоса до Туркестана) будет построено с цементобетонным покрытием. В период с 2009 по 2014 г.г. было открыто движение от границы Российской Федерации до г. Шымкента, в том числе по Жамбылской, Актюбинской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областям общей протяженностью 1884 км. Полное завершение работ на территории Казахстана ожидается в 2016 году.

Как сообщил первый заместитель Премьер-Министра РК Бакытжан Сагинтаев на Международном форума «Евразийская экономическая перспектива» в Астане, около 8% товарооборота между Китаем и Европейским союзом к 2020 году будет проходить через коридор «Западная Европа - Западный Китай», это порядка 50 млрд долларов.

«Совокупный объем экономики государств - членов ЕАЭС  и ШОС составляет порядка 13 трлн долларов или 16% общемирового объема ВВП. Численность населения превышает 1,5 млрд человек, что составляет почти четверть проживающих на планете. В нынешних модных экономических условиях этот проект может стать драйвером экономического роста стран евразийского субрегиона», - сказал первый вице-премьер.

Так, XXIV сессия Генеральной Ассамблеи ЮНЕСКО по инициативе десяти стран, включая Советский Союз, приняла резолюцию об организации и осуществлении крупномасштабного гуманитарного проекта «Великий Шелковый путь – Путь диалога». Это придало новый импульс в развитии культурного диалога между странами и народами, принадлежащими к различным культурам и общественно-экономическим системам, исповедующим разные религии. Одновременно с организацией научных исторических, археологических и экологических исследований в проекте ЮНЕСКО уделено большое внимание развитию торговли, культурно-туристическому освоению современных трасс древних караванных путей: строительство отелей, создание фольклорно-этнографических центров, музеев, возрождение народных промыслов и ремесел, сотрудничества молодежных организаций, издательско-просветительской деятельности.

Как считает ИА Strategy2050.kz, Великий Шелковый путь во всех его древних проявлениях возродился сегодня к новой жизни и вновь появился на карте мира. Молодое энергичное поколение начала 3-го тысячелетия, развивая традиции своих далеких предков, активно осваивает огромный потенциал международного общения.

По данным Всемирной Торговой Организации и ЮНЕСКО, Великий Шелковый путь к 2020 году превратится в самый привлекательный маршрут для туристов, способный принять на свои просторы треть всех путешественников мира.

Трансконтинентальный автодорожный коридор «Западная Европа –Западный  Китай» является главным проектом отрасли начала этого столетия. В его развитии  заинтересованы главные торговые партнеры Казахстана.

Несмотря на мировой финансовый кризис, по мнению редакции, достигнута договоренность о предоставлении займов ведущих мировых финансовых институтов.  Всемирный банк (МБРР) выделяет средства на сумму 2 млрд 125 млн  долл. Это крупнейший заем в истории банка, выданный какой-либо стране мира. С учетом займов Азиатского, Европейского и Исламского банков развития, общая сумма заемных средств по проекту составит 3,5 млрд долл. Выделение значительных средств на выгодных условиях сроком до 25 лет свидетельствует о высочайшем уровне доверия мировых финансовых институтов казахстанской экономике.

Общая протяженность коридора по маршруту Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород – Казань – Оренбург – Актобе – Кызылорда – Шымкент – Тараз – Кордай – Алматы – Хоргос – Урумчи – Ланьчжоу – Чжэнчжоу – Ляньюньган составляет 8 445 км. Из них 2 233 км - по территории Российской Федерации,   2 787 км – Республики Казахстан, 3 425 км – Китайской  Народной Республики.

По Казахстану реконструкции подлежит 2452 км дороги.  Стоимость проекта казахстанского участка составляет – 825,1  млрд тенге, в рамках которых предусмотрен перевод на I техническую категорию с 4-х полосным движением 1390 км дороги (Кызылорда – Туркестан – Шымкент – Тараз – Алматы – Хоргос), остальные участки протяженностью 1062 км будут переведены на II техническую категорию (гр. РФ – Мартук – Актобе – Карабутак – Кызылорда).

По всему коридору предусматривается улучшение геометрических параметров трассы (повороты, видимость, уклоны), в целях улучшения экологической и санитарной обстановки предусматривается обходы крупных населенных пунктов (Актобе, Шаган, Аральск, Кызылорда, Шиели, Жанакорган, Туркестан, Икан, Темирлан, Шымкент, Тараз, Кулан, Ташкарасу, Жаркент, перевалы Кордай, Машат, Куюк).

Для реализации проекта определены три источника финансирования. Так, за счет республиканского бюджета в сумме 136,1 млрд тенге предусмотрена реконструкция участка  Карабутак – Иргиз – гр. Кызылординской области, северного обхода г.Актобе, проезд по г.Шымкент, выход на БАКАД, а также софинансирование участков, финансируемых за счет средств международных финансовых институтов.

Вторым источником станут внешние займы международных финансовых институтов в сумме  3,4 млрд долларов США. Из которых, Международный банк реконструкции и развития выделит 2 125 млн долларов США, Азиатский банк развития  – 700 млн долларов США, Исламский банк развития– 398 млн долларов США и  Европейский банк реконструкции и развития  – 180 млн долларов США. В качестве третьего источника финансирования запланировано привлечение частных инвестиций на концессионной основе на сумму 266,6 млрд  тенге. На эти средства будут реконструированы участки Алматы – Хоргос и Ташкент – Шымкент – граница Жамбылской области.

Так, на сегодня  Правительство Республики Казахстан при участии министерства по инвестициям и развитию реализует важную программу по реконструкции и развитию транзитного коридора из Китая в Россию через Алматы, Шымкент, Кызылорду и Актобе (Западная Европа – Западный Китай) обшей протяженностью 2787 километров. Реализация этого проекта была начата Правительством совместно с Международным Финансовым Институтом (МФИ).

Всемирный Банк финансируют две составные части данного проекта:

Часть 1: Модернизация и реконструкция участка дороги на территории Кызылординской области (за исключением обхода Кызылорды) и Актюбинской области.

Протяженность данного участка дороги около 812 км по Кызылординской области с современным проектированием строительных конструкций, учитывающим безопасность дороги и расходы на содержание.

Часть 2: Модернизация и реконструкция участка дороги на территории Южно-Казахстанской области. Все они были завершены и переданы на гарантийный период, с обеспечением проезда.

Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) и Правительство Республики Казахстан финансируют Модернизацию и Реконструкцию дороги на участке Граница Российской Федерации – Мартук – Актобе протяженностью 102 км. Данный участок был завершен и сдан в гарантийный период.

На участке Ташкент – Шымкент – Граница Жамбылской области протяженностью 182 км проводятся работы по повышению категории и реконструкции, финансируемые АБР, ЕБРР и ВБ, и планируется завершить в 2016 году.

Участок дороги от границы Южно-Казахстанской области до Тараза протяженностью 56 км финансируется Исламским Банком Развития и Правительством Республики Казахстан.

Участок дороги Тараз – Кордай – Алматы протяженностью 439 км финансируется Азиатским Банком Развития, Японским Агентством Международного Сотрудничества  и Правительством Республики Казахстан.

На участках дороги Алматы - Хоргос протяженностью 304 км проводятся работы по повышению категории и реконструкции за счет средств МБРР по проекту развития дорог Восток-Запад.

Так, в Южно-Казахстанской  области все 7 лотов были завершены в 2015 году.

Участок дороги Шымкент – гр. Жамбылской области по двум лотам в рамках модернизации и реконструкции, финансируемых Всемирным Банком планируется завершить в 2016 году.

«Основная транспортная артерия – это Западная Европа - Западный Китай протяженностью 420 км, из них осталось завершить 220 км. Если говорить по направлениям, то участок Шымкент – граница Кызылординской области завершен, участок Шымкент – граница Жамбылской области будет завершен в этом году, на участке Шымкент – Ташкент в настоящее время пройдет Казыгуртский перевал, одностороннее направление будет запущено до конца года и полное завершение участка уже в следующем году», - сказал аким Южно-Казахстанской области Бейбут Атамкулов.

При этом глава региона отметил, что дорог областного значения в ЮКО 4,4 тысячи км, из них 62,4% находятся в удовлетворительном и хорошем состоянии. В 2015 году было отремонтировано 558 км дорог.

В свою очередь, аким Жамбылской области Карим Кокрекбаев на пресс-конференции в СЦК отметил, что  автодорога «Западная Европа - Западный Китай» дает возможность обеспечить занятостью порядка 700 человек в сферах услуг, туризма и сельского хозяйства.

«Свою лепту в развитие региона вносит и автодорога «Западная Европа - Западный Китай». С начала ввода в эксплуатацию данной дороги объемы грузоперевозок возросли в 1,3 раза - на 1 023 тыс км. Вдоль автодороги планируем построить 8 комплексов придорожного сервиса. На сегодня в рамках программы «Нұрлы жол» завершено строительство одного современного кемпинга, где обеспечено работой 45 человек. Открыты 6 мини-молочных ферм, завозится племенной скот молочного направления», - сказал аким.

Как уточнила  пресс-служба МИР РК, транспортный коридор «Западная Европа – Западный Китай» полностью заработает в 2016 году. Задержка при сдаче масштабного объекта связана с источниками финансирования. Напомним, в декабре 2015 года  на заседании Счетного комитета, а позже в ряде СМИ заявили, что проект находится на грани срыва и строительство не будет завершено в намеченные сроки.

Первоначально реализация проекта была запланирована с рассмотрением разных источников финансирования, таких как концессия, инвестиции и т.д. Реализация реконструкции участков транспортного коридора  «Алматы-Хоргос», «Шымкент-Ташкент», «Шымкент-гр. Жамбылской области»  была запланирована на концессионной основе, однако, в связи с отсутствием потенциальных концессионеров в 2013 году Правительством РК было решено изменить источники финансирования с привлечением займовых средств Международных финансовых институтов. По этим причинам  завершение проекта было перенесено на 2016 год.

«В прошлом году на реализацию автодорожных проектов выделено порядка 300 млрд тенге. Работы велись на восьми проектах. Основной проект - это «Западная Европа - Западный Китай», «Центр-Юг - Центр-Восток», Алматы - Усть-Каменогорск, Астана - Петропавловск, Актобе - Атырау и Уральск - Каменка», - сообщил заместитель председателя комитета автомобильных дорог министерства по инвестициям и развитию РК Амангельды Беков.

По его словам, 93 % материала, использованного при ремонте дорог, составляла продукция отечественного производства.

«Было охвачено порядка двух тысяч километров автодорог, ремонтными работами было задействовано более 70 тыс человек. Из них 80 % - это местное население. Из примененного материала 93 % составляют материалы отечественного производства. Дорожный битум поставлялся четырьмя заводами Казахстана. В реализации проекта принимали участие свыше 10 цементных заводов. Все это обеспечило полную загрузку действующих производств. В целом по итогам 2015 года построено и реконструировано 456 км», - рассказал он.

«В текущем году будет продолжена работа на ранее начатых участках. Протяженность автомобильных дорог, где будет проходить реконструкция, составит более 1 700 км. В целом по итогам 2016 года планируется открыть проезд на всем протяжении транзитного коридора «Западная Европа - Западный Китай». Планируем открыть движение на 1 000 км», - добавил он.

К тому же, в соответствии с государственной программой «Нұрлы жол» будет развиваться транзитно-транспортный потенциал страны.

«В текущем году завершается строительство магистрали «Западная Европа - Западный Китай». Реализуются еще 2 перспективных проекта – Евразийский трансконтинентальный коридор и Транскаспийский маршрут. Идет строительство паромного комплекса в порту Курык Мангистауской области, реконструируется международный аэропорт Астаны. Будет продолжено развитие логистической сети контейнерных перевозок. Уже сейчас товары из порта Ляньюньган везут через Казахстан в Европу. За счет всего этого ежегодный прирост объема ВВП составит в среднем 5 процентов», - заявил он.

К тому же, как передает пресс-служба МИР РК, согласно разработанного ТЭО реализации коридора «Западная Европа-Западный Китай» после завершения строительства БАКАД предусмотрено соединить его с коридором (протяженность участка составит 32 км). На сегодняшний день по БАКАД ведутся конкурсные процедуры по определению концессионера, а начало строительных работ запланировано на следующий год.

«В текущем году начата реализация первого концессионного проекта - строительство Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД) протяженностью 66 км. Проект предусматривает строительство 4 и 6-полосной скоростной автомагистрали, которая позволит вывести весь транзитный транспорт, идущий по коридору «Западная Европа - Западный Китай» в объезд г.Алматы и разгрузить транспортную систему южной столицы»,- сказал А.Беков.

Участок выхода на БАКАД не относится к основному коридору. После завершения строительства он будет использоваться в качестве соединения коридора «Западная Европа - Западный Китай» и Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги. Строительство выхода на БАКАД никак не влияет на полноценное использование коридора «Западная Европа - Западный Китай», – говорится в сообщении.

Таким образом, в период реализации проекта, учитывая ожидаемые грузоперевозки, было принято решение строительства нового пункта пропуска «Нұр жолы». По причине отсутствия инвестиций и затянувшимся началом строительного процесса в 2015 году по инициативе МИР РК были внесены изменения в действующее законодательство РК по вопросам обеспечения компетенции министерства по строительству пункта пропуска и по привлечению инвестиций. Наряду с этим министерство вело переговоры по привлечению инвестора для   строительства   пункта пропуска. В итоге инвестором было определено ТОО «EurotransitTerminal». На сегодняшний  день земельные участки под строительство переданы инвестору, который в настоящее время разрабатывает проектно-сметную документацию.

Наряду с этим, на  участке Самара - Шымкент» между п. Торткуль и г. Туркестан были зафиксированы дефекты строительства. Основной причиной дефектов является сбой в компьютерной системе, установленной в бетоноукладчике при закладке анкеров (арматуры). Другими словами, на момент устройства цементобетонного покрытия отслеживание расстояния устройства анкеров невозможно.  На сегодняшний день подрядчик компания «Поско Инжиниринг» (Корея) признал замечание комитета автомобильных дорог МИР РК и ведет работы по устранению дефектов за собственный счет. На данный момент объем работ подходит к завершению. Согласно пунктам, прописанным в контракте, МИР РК обязал подрядчика самостоятельно устранять замечания, в случае отказа ущерб возмещался бы из суммы банковской гарантии.

Напомним, в период использования дороги были образованы дефекты на локальных участках. После чего, подрядчиком совместно с представителями  Комитета автомобильных дорог МИР РК,   АО «КазДорНИИ», АО «НК «КазАвтоЖол», РГП «Казахавтодор» и РГУ «Онтустикжоллаборатория» были проведены обследования по определению причин возникновения дефектов на цементобетонном покрытии. При исследовании дефектов первоначальной причиной  было отсутствие на локальных участках анкеров. В ходе проведения мероприятий по восстановлению покрытия выяснилось, что на всех участках имеются анкера, но с небольшим отклонением от предусмотренных проектных расстояний.

В заключение отметим, что проект имеет высокую важность для казахстанской экономики. Значительное региональное развитие получат пять крупных областей страны (Актюбинская, Кызылординская, Южно-Казахстанская, Жамбылская и Алматинская, включая г.Алматы), где в общей сложности  проживает 7,5 млн человек или почти половина населения страны.

Индира Кауметова

рекомендуемое
Все новости
хроника 2050

МСБ будет производить не менее 50% объема ВВП

Производительность труда будет увеличена до 126 тысяч долларов 100-процентный охват казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием

Казахстан будет полностью обеспечивать собственный рынок ГСМ в соответствии с новыми стандартами экологичности

Доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта должна увеличиться в два раза и в три раза к 2040 году

Начнется перевод нашего алфавита на латиницу

95% казахстанцев должны владеть казахским языком

На 15 % посевных площадей будут применяться водосберегающие технологии

Будет решена проблема обеспечения населения водой для орошения

Показатель объёма ВВП на душу населения достигнет 60 тысяч долларов

Доля городских жителей РК вырастет до 70 % от всего населения