• Главная
  • 30-летие Независимости: казахстанский путь экономических преобразований

30-летие Независимости: казахстанский путь экономических преобразований

11 октября, 2021 17:08

30-летняя история независимого Казахстана – это история становления молодого государства, сумевшего построить рыночную экономику практически с нуля и стать полноценным участником мировой экономической системы. Казахстанский путь экономических преобразований не является уникальным, но за эти три десятилетия была сформирована такая национальная экономика, которая сумела преодолеть ряд вызовов и пережить непростые годы глобальных кризисов. Как страна вставала на рельсы рыночной экономики и каких целей достигла, читайте в аналитическом материале Strategy2050.kz.


1990-2000 гг

Начало 1990-х годов было связано с радикальными реформами, которые осуществлялись в условиях становления государственности и преодоления глубокого экономического кризиса. Для выстраивания новой экономической реальности по рыночным принципам требовалось построение новых систем: бюджетных отношений, банковской, налоговой, таможенной, пенсионной и т.д. Но главной задачей являлось формирование среды для появления неотъемлемых субъектов рынка – независимых хозяйственников или собственников.

Этому способствовало проведение масштабной приватизации в стране. Указом Первого Президента РК Н.А.Назарбаева была утверждена Национальная программа разгосударствления и приватизации государственной собственности в РК на 1993-1995 гг. Именно в этот период закладывались первые институты собственности в виде Инвестиционных приватизационных фондов (ИПФ) и осуществлялось распределение приватизационных инвестиционных купонов (ПИК) среди населения. Однако этот механизм не дал ожидаемых результатов. Несмотря на «провальность» массовой купонной приватизации, тем не менее, это был своеобразный бесценный опыт, который позволил дальнейшие процессы приватизации и разгосударствления проводить в более эффективном русле.

Параллельно с формированием института собственности и предпринимательства проводились масштабные реформы в финансовой сфере, по либерализации внешнеэкономической деятельности, осуществлялась практическая реализация принципов рыночного ценообразования и формирования структуры цен, отвечающих спросу и предложению.

Процессы либерализации способствовали активному рыночному строительству, в том числе либерализация внешнеэкономической деятельности содействовала привлечению иностранных инвестиций. В 1994 году был принят Закон об иностранных инвестициях, что гарантировало обеспечение защиты прав и интересов инвесторов. Стабильность законодательства в отношении инвесторов обеспечило активный приход иностранных инвесторов в добывающие отрасли экономики РК.  

В первые годы независимости нашей страны, основная проблема заключалась не только в переходе на новые рыночные принципы ведения хозяйства, сколько в том, что в те годы наше государство сильно зависело от изменений политической и социально-экономической ситуации в России, как впрочем и другие бывшие союзные республики. Лишь с введением своей национальной валюты и проведением независимой денежно-кредитной политики казахстанская экономика смогла выстраивать свою обособленную траекторию развития. Результатом стало снижение уровня инфляции с более 2000% в 1993 г. до 11% в 1997 г. с дальнейшим понижением в последующие годы, относительной стабилизацией валютного курса тенге, появлением положительных тенденций в отношении сальдо внешнеторгового баланса, последовательным наращиванием золотовалютных резервов страны.

Таким образом, в эти годы сложилась многоукладная экономика со специфическими проблемами, был заложен фундамент эффективных собственников и была создана необходимая рыночная инфраструктура. 

2000-2010 гг.

Начало второго десятилетия независимости характеризуется бурным ростом национальной экономики. Средние темпы роста экономики Казахстана составили около 7,5-8% и траектория устойчивого экономического роста сохранялась вплоть до 2008-2009 гг.

Основным драйвером положительной экономической динамики выступил добывающий сектор за счет освоения крупнейших нефтяных месторождений на Каспии. В период с 2000 по 2004 годы валовые прямые инвестиции в сектор выросли более, чем в два раза. В целом за указанный десятилетний период доля нефти в экономике РК выросла в два раза, а ее удельный вес в экспорте превышал 60%. Как следствие, наращивание добычи нефти и увеличение экспортных поставок оказали значительное влияние на повышение показателя ВВП РК на фоне постепенного повышения цен на нефть на мировом рынке (в конце февраля 2008 г. цена на нефть марки Brent впервые в истории превысила рубеж в 100 долл США). Таким образом, закреплялась зависимость национальной экономики от сырьевых поставок. (рис. 1).

Вместе с тем, позитивной стороной сложившейся ситуации можно считать рост доходов населения, возможность реализации государством различных социальных обязательств и программ, осуществление дальнейших реформ. Кроме того, рост доходов населения, расширение объемов инвестиций, рост экспорта и доходов от экспорта сырья привели к ускоренному развитию сервисных секторов экономики, включая розничную торговлю, транспортные, финансовые и телекоммуникационные услуги. Большое развитие получило строительство.

пеку45.jpg

Тем не менее, угроза «ресурсного проклятья» заставляет руководство страны принимать меры по диверсификации экономики. Так в 2003 году была разработана и принята «Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстана на 2003-2015 годы». Основная цель стратегии – обеспечение вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. А ключевая задача принятой стратегии заключалась в развитии отраслей несырьевого сектора на базе крупных сырьевых конгломератов, которые должны были построить полную производственную цепочку и стать ведущими конкурентоспособными игроками на мировом рынке. Так, основной инструментарий реализации Стратегии был направлен на реализацию и поддержку различных инвестиционных проектов. За годы реализации первого этапа Стратегии (2003-2006 гг.) объем производства в обрабатывающей промышленности вырос в реальном выражении на 38,4 %, в абсолютном выражении на 1 189,38 млрд тенге. Однако за годы реализации указанной стратегии переломного момента в развитии обрабатывающего сектора все же не произошло, но сложилась необходимая инфраструктура в виде СЭЗов, индустриальных зон, инновационных парков и т.д.

Еще одной мерой по борьбе с «ресурсным проклятьем» можно назвать формирование Национального фонда (Нацфонд), который был создан в 2000 г. в соответствии с Указом Президента РК от 23 августа 2000 г. «О Национальном фонде Республики Казахстан». Завершенное концептуальное оформление получило в 2005 году с утверждением Концепции формирования и использования средств Национального фонда РК на среднесрочную перспективу.  Полное законодательное оформление позволило значительно повысить поступления в Нацфонд. По данным Министерства финансов в 2005 году в Нацфод поступило около 3 млрд долл США, или около 385,4 млрд тенге или 18,4% дохода бюджета. За 2005 год Национальный фонд вырос с 5,1 до 8 млрд долл США, то есть на 1,71 трлн тенге, или на 156,9%. Создание Национального фонда позволило существенно повысить прочность финансовой системы государства и стерилизовать излишнюю денежную массу, предотвращая неконтролируемую инфляцию.

Значимую поддерживающую роль для экономики Казахстана средства Нацфонд оказали в период преодоления мирвого финансового кризиса 2008-2009 гг., а также в последующие кризисные годы.  Первый целевой трансферт объемом 10 млрд долл США был  выделен в 2009 году в связи со снижением роста экономики и направлен на реализацию антикризисных мер. При этом значимая часть средств объемом 4 млрд долл США была направлена на поддержание банковского сектора. Следующие крупные трансферты были проведены в 2014 и 2020 годах. 

2010-2020 гг

Данный период характеризуется неоднозначной ситуацией на мировом рынке. Наследение мирового финансового кризиса  замедлило темпы роста мировой экономики до 2,5-3,5%, понизив спрос на сырье.   Несмотря на то, что Казахстан перенес мировой финансовый кризис 2008-2009 годов с наименьшими потерями, его отклики экономика прочувствовала в начале третьего десятилетия.

Проблемы, возникшие на фоне кризиса, обнажили слабые места в экономике и поспособствовали форсированию индустриально-инновационного развития. С учетом ошибок  реализации предыдущей стратегии была принята новая Государственная программа формированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы.  Основная ставка делалась не на материальное стимулирование и поддержку инвестпроектов, а на повышение производительности труда, производство конечной пордукциии с высокой добавленной стоимостью.  Наряду с этим улушались условия и создавалась среда для ведения бизнеса, расширения предпринимательской деятельности, создания новых  рабочих мест. Таким образом 2012-2013 годы на фоне повышенных цен на нефть и относительно стабильной ситуации в мире, экономическое развитие Казахстана достигла своих пиковых значений.

Вместе с тем, зарождающаяся стагнация мировой экономики, волантильность мировых цен на сырьевые ресурсы, ухудшение геополитической ситуации между Россией и Западом не обошли стороной и Казахстан. Так, очередное падение цен на нефть на мировом рынке в 2014 году произвело очередной шок на нацэкономику, понизив ее рост  до 1,1% в 2015 году.  Стагнация экономики России на фоне введенных санкций со стороны Запада, а также внутренние факторы, вызвали необходимость девальвации рубля, что также отразилось на стабильности казахстанской национальной валюты, вызвав ее девальвацию, несмотря на ранее принятые меры со стороны Нацбанка РК.

Вместе с тем, новый вектор индустриально-инновационного развития  дал положительный импульс для повышения динамики обрабатывающих отраслей и наращивании внутреннего потенциала национальной экономики. Параллельно  с этим государством реализуются программы  жилищного строительства, что позвляет решать не только социальные проблемы,  но также стимулируют  развитие отдельных отраслей экономики. Кроме того, для повышения внутреннего потенциала экономики реализуется программа «Экономика простых вещей», призванная не только раширять предпринимательство в стране, но также обеспечить импортозамещение в приоритетных секторах.

Положительной динамике, набиравшей оборот в 2018-2019 годах, с темпами роста экономики в 4-4,5% помехой стал мировой кризис, возникший вследствие пандемии короновируса. Вследствие оперативно принятых мер реагирования, инициированных Президентом К.К.Токаевым в марте 2020 года, удалось перенести очередное шоковое падение мировых цен на нефть и продолжительный мировой локдаун.

В сложившихся условиях Глава государства отметил: «Нам придется по-новому взглянуть на будущую структуру казахстанской экономики. Определить роль каждого из ее главных секторов: промышленного, энергетического, сельскохозяйственного, сервисного. Другими словами, нужно в срочном порядке выстроить новую структуру экономики».  

При этом построение диверсифицированной экономики с упором на обрабатывающую промышленность остается одним из главных приоритетов. Для этого требуется привлечение новых инвесторов. Так, по итогам первого полугодия 2021 года объем прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана составил 11,1 млрд долл США. При этом наибольший прирост был отмечен в обрабатывающей промышленности.
8гтимп.jpg
Сегодня в общественном дискурсе очень часто говорится о том, что к 30-летнему рубежу страна могла бы прийти с горозда более лучшим экономическим положением и прогрессом. Возможно это и так. Но, как показал анализ, за эти годы была выстроена достаточно устойчивая экономическая система, которая выдержала ряд глобальных кризисов. Следующим прорывным шагом должна стать экономика, базирующаяся на человеческом капитале, инновациях и технологическом прогрессе.

Конкуркентоспособная экономика – основа процветания общества и благосостояния населения. Формирование устойчивой конкурентоспособной национальной экономики – стратегическая задача, актуальность которой только повышается с течением времени. Сегодня, в условиях формирования новой цифровой инфраструктуры и трансформации коммуникационных связей, на конкурентоспособность национальной экономики оказывают влияние все новые факторы.  Все это должно лечь в основу нового экономического курса Казахстана в условиях новой реальности.

Асель Абен, руководитеь Представительства КИСИ в г.Алматы 

Все новости