• Главная
  • «Нұрлы жол» является инструментом для развития экономики - зарубежный эксперт
19 Ноября, 2015 14:32

«Нұрлы жол» является инструментом для развития экономики - зарубежный эксперт

«Нұрлы жол» является действенным инструментом для развития экономики, сказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Литовской Республики в Республике Казахстан Витаутас Наудужас в эксклюзивном интервью ИА Strategy2050.kz.
«Нұрлы жол» является инструментом для развития экономики -  зарубежный эксперт | Strategy2050.kz

- Сегодня глобальный мир переживает очередной этап колебаний в темпах развитиях экономики. Разные страны ищут новые способы адаптации к новой реальности. Как Вы оцениваете меры, предпринимаемые Казахстаном?  

- Конечно, экономическая картина в мире сейчас не самая радужная. Это касается и политической картины. Борьбы с терроризмом. Достаточно вспомнить, те же атаки террористов в Париже. Разумеется, в перспективе будут, какие-то проблески в экономическом плане. Но пока многие страны испытываю сильные затруднения. С другой стороны говорить только о негативных явлениях в макроэкономическом плане было бы не позволительно. Почему? Потому-что идет интенсивная трансформация от  неэффективной энергетики, которая дает негативные последствия для экологии, к эффективной энергетике. Это очень важный вопрос, потому что энергетика является мотором всего социально-экономического развития. Если убрать энергетику, то в экономике останется только производство обуви и булочек. Кончено, я утрирую. Сейчас именно в энергетике появилось несколько очень важных направлений. Это, прежде всего, энергосбережение, возобновляемые источники энергии,  энергоэффективность, сланцевая энергетика. Отдельно стоит отметить сланцевую нефть.  Сегодня мир переходит на новую энергетику. Такие традиционные источники энергии, как нефть и газ, постепенно уходят в прошлое. Какие-то страны от этого выигрывают, какие-то проигрывают. Баланса в этом вопросе нет. Но ведь появляются новые возможности. Казахстан это понял великолепно… Одна из замечательных инициатив Казахстана - проведение выставки EXPO-2017, где главной темой станет Энергия будущего. То есть, ваша страна нацеливается на научно-технический прогресс в сфере энергетики. Это очень правильно, это великолепно! Другой важный аспект – транспорт. Нет транспорта без энергетики. Это братья-близнецы. Куда поворачивает свои рельсы транспорт – туда поворачивает весь мир.  И здесь президент Нурсултан Назарбаев выдвинул множество важных инициатив. Это даже уже не говоря  о «Стратегии 2050». А что такое стратегия? Определений много, их сотни. Но самое точное из них означает «намерение на будущее». И вот в «Стратегии 2050» очень четко очерчено, по каким направлениям будет идти развитие всей страны. Конечно, нельзя жить только ожиданием 2050 года. Что-то надо делать и сегодня. Это, прежде всего, «введение в завтрашний день».

- Вы, наверное, знаете о нашей программе «Нұрлы жол». Как бы Вы ее охарактеризовали?

- Да, разумеется. Прежде всего, отмечу, что  в программе «Нұрлы жол» очень четко определены приоритеты на ближайшее время. Там конкретно сказано, что нужно делать сейчас. «Нұрлы жол» - это идеальный рецепт от любых «болезней» экономики. Данная программа защитит Казахстан от жесточайшего кризиса в мировой экономике, не только в энергетике, но и в других сферах. По программе «Нұрлы жол» до 40% всех финансовых средств выделяется на решение задач в транспортной сфере. Это, прежде всего, возрождение Шелкового пути. Кто-то может возразить, что это не только инициатива Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, но и Председателя КНР  Си Цзиньпин. Но тут дело даже  не в том, кто первый выдвинул идею, а в экономическом содержании. Речь идет не только о железнодорожном, но и об автодорожном транспорте. Вызывает восхищение проект «Западная Европа – Западный Китай». В этом вопросе Казахстан уже многое осуществил и профинансировал. Насколько я знаю, речь идет о сумме где-то в районе 1 миллиарда долларов США или даже больше. В сфере железнодорожного транспорта уже в Казахстане   отремонтированы и введены в строй железнодорожные полотна большой протяженности. Ну и, наконец, самое главное – это развитие логистической составляющей. Например, смотрите – Литва очень небольшая страна, но только в прошлом году и только от транспортной логистики мы получили доход на сумму в 10 миллиардов долларов США. В этой сфере и у вас проводится очень мощная работа! Например, «Хоргос». Это просто поражает! Я был там вместе с министром иностранных дел Ерланом Идрисовым. Кто-то, может быть, сомневается в целесообразности вкладываемых в такие проекты денег. У некоторых возникает вопрос – будут ли возвращаться вложенные деньги? Я отвечу «да»! Безусловно, они будут возвращаться с лихвой. Все затраты быстро окупятся. Для этого предстоит еще многое сделать. Это не только создание инфраструктуры, но и многое другое. Это, в частности, упрощение пересечения границ, совершенствование деятельности таможенных органов, борьба с коррупцией и многое другое. Без этого никак нельзя. Но, видно, что Казахстан уже делает огромные инвестиции в данные проекты, причем на мировом уровне. «Хоргос» изменит карту логистики двух частей континента – Европы и Азии. Через Казахстан пойдут огромные объемы транзитных грузов. Логистические центры заработают так, как нужно. И в этой сфере ваши доходы вырастут многократно, они станут выше доходов любой европейской страны. И сейчас все предпосылки для этого у вас есть. Кроме того, у вас  крупнейшая стройка Азии – это EXPO-2017. Поэтому, считаю очень важно, что Казахстан уделяет очень большое внимание транспортной составляющей. Эта сфера в развитых странах дает до 10% ВВП. А с логистикой, даже на порядок больше. Очень важно, что транспортные проекты Казахстана, в частности, «Западная Европа – Западный Китай» успешно реализовываются. Они не останавливаются ни на минуту.

- То есть, Вы считаете, что  реализация транспортных проектов даст серьезный импульс для развития нашей экономики?

- Безусловно. Простой человек, узнавая о транспортных проектах Казахстана, может  задаться вопросом: «А что мне это дает?» Ответ очень прост. Логистические издержки  у вас формируют примерно 30% от стоимости любого товара. Может показаться, что это неизбежно. Казахстан имеет огромную территорию. С этим все согласятся. Это девятая территория в мире! Но, если вы возьмете Европейский Союз, то увидите, что по общей территории он не меньше. Даже чуточку больше. Возьмите, к  примеру, США, Китай, Канаду. Они чуть ли не в три раза больше Казахстана. Возникает вопрос – а насколько сильно там транспортная логистика влияет на ценообразование товаров? Вы не поверите. В этих странах транспортная логистика составляет не более 10% от стоимости товара. То есть, товары, которые вы импортируете, могут подешеветь на несколько порядков. Это очень важный вопрос. Развитие транспортной логистики в рамках программы «Нұрлы жол» сделают товары гораздо дешевле. В том же «Хан Шатыре» цены на товары уже не будут такими высокими, как сам этот торгово-развлекательный центр. Цены в  торговых центрах Астаны, действительно «кусаются». Но благодаря развитию транспортной логистики, их можно значительно снизить и люди будут довольны. Другой важный фактор, влияющий на ценообразование – это энергетика. Через энергосбережение и другие направления в этой сфере можно значительно снизить цены на товары. Зарплаты от этого меньше не станут. Например, в США, в Европе зарплаты очень высокие. Но там они составляют всего 5-7% от конечной стоимости товара. А если это производство с применением «ноу-хау», то там и одного процента не будет. Поэтому основное внимание должно уделяться транспортной и энергетической составляющей   цен на готовые товары. Это очень правильные приоритеты. «Нұрлы жол» дает ответы на многие вызовы для экономики Казахстана. Но и это еще не все. Нужны еще и преобразования. О них очень четко сказано в программе Пяти институциональных реформ, предложенных Президентом Назарбаевым. Кроме того, четко указан путь проведения этих реформ. Я имею ввиду «100 шагов». Особенно важный аспект – это развитие современного образования. Вы не только говорите об этом, но и реализовываете это все на практике. На меня большое впечатление произвел Назарбаев Университет. Это большой шаг вперед. Причем, вы не закрываетесь в себе, но еще и продолжаете программу «Болашак» по подготовке специалистов за рубежом. И это очень правильно. Во время визита нашего премьер-министра Альгирдаса Буткявичуса в Астану мы много говорили с Президентом  Нурсултаном Назарбаевым о реализации проекта  EXPO-2017. Тогда на нас произвела большое впечатление идея, высказанная казахстанским Лидером, о создании на базе выставки финансового центра «Астана», где будет действовать английское право. Назарбаев Университет, где работает очень много именитых ученых из разных стран мира. Вы получаете очень актуальные «ноу-хау». И, поэтому, очень важно, что ведется подготовка специалистов, которым очень скоро предстоит работать над реализацией всех этих проектов. В общем, на мой взгляд, Казахстан уверенно демонстрирует стабильность своего развития. Это очень важно. Я внимательно слежу за вашей прессой, делаю определенные выводы. Думаю, что Казахстан надежно застрахован от кризиса, в частности, благодаря принятию программы «Нұрлы жол».

- Благодарю Вас за интервью.  

Данияр Касымов

рекомендуемое
Все новости
хроника 2050

МСБ будет производить не менее 50% объема ВВП

Производительность труда будет увеличена до 126 тысяч долларов 100-процентный охват казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием

Казахстан будет полностью обеспечивать собственный рынок ГСМ в соответствии с новыми стандартами экологичности

Доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта должна увеличиться в два раза и в три раза к 2040 году

Начнется перевод нашего алфавита на латиницу

95% казахстанцев должны владеть казахским языком

На 15 % посевных площадей будут применяться водосберегающие технологии

Будет решена проблема обеспечения населения водой для орошения

Показатель объёма ВВП на душу населения достигнет 60 тысяч долларов

Доля городских жителей РК вырастет до 70 % от всего населения