• Главная
  • Модернизация системы образования - главный вектор качественного роста человеческого потенциала
20 Августа, 2013 00:00

Модернизация системы образования - главный вектор качественного роста человеческого потенциала

Модернизация системы образования - главный вектор качественного роста человеческого потенциала | Strategy2050.kz
  • Ведущая Добрый день, Бакытжан Турсынович. Наша с Вами беседа проходит в начале нового учебного года. И я думаю, ее с нетерпением ждали тысячи наших читателей. Прежде, чем начать отвечать на вопросы нашей аудитории, хотелось бы поговорить о глобальном. О модернизации отечественной системы образования. Что Вы скажете по этому поводу?
  • Б.Жумагулов Во-первых, хочу поздравить всех с началом учебного года. Я думаю, еще не поздно. Пожелать творчества, активной работы, чтобы мы могли этот учебный год закончить с хорошими успехами. А начинаем мы его с очень важным, хорошим успехом. Вчера по телеканалу «Хабар» прошла очень хорошая информация, что Казахстан с 72 места сразу на 21 позицию улучшил свои показатели и сейчас находится на 51 месте глобального рейтинга конкурентоспособности. Это успех очень большой. Было поручение Главы государства войти в число 50 конкурентоспособных государств. Я думаю, что мы можем сегодня смело сказать, что Казахстан вошел в число 50 конкурентоспособных стран. Я хочу воспользоваться этим случаем, поздравить всех телезрителей с этим большим успехом Казахстана. По многим показателям, а их всего 11, которые входят в индекс глобальной конкурентоспособности, мы показали очень высокие результаты. Теперь, отвечая на Ваш вопрос, что же ждет систему образования в новом учебном году. Два важных момента, которые я хотел бы выделить, это усиление или укрепление материально-технической базы всех учреждений образования. Это строительство детских садов, школ, общежитий, оснащение кабинетами химии, лабораториями. Второй важный компонент – это повышение качества образования, соответствующего мировым трендам. Это два стратегических направления, в которых министерство образования и науки сосредоточено. Сегодня в системе образования полностью обновляется как само содержание образования, так и сама технология, методика обучения. Для этого есть новая система повышения квалификации, новая система измерения оценок наших школьников. Мы подняли на национальный уровень качество образования. Это позволит нам сегодня адекватно реагировать на те процессы, которые происходят в регионах. Мы теперь имеем возможность мониторить всю систему образования в регионах. Теперь то, что касается детских садов. Я тут хотел бы сказать, что Глава государства в своей лекции, которую прочитал в Назарбаев университете, дал конкретнейшие поручения, куда нам двигаться и какими темпами. Это была уникальная лекция. Мы, наверное, единственная страна, где Президент проводит лекцию на многомиллионную аудиторию. Глава государства поставил задачу о раннем обучении наших детей. Если раньше была парадигма раннего образования. То сегодня мы по примеру семерки, где принято раннее воспитание, Казахстан тоже переходит на раннее воспитание. То есть все содержание образования сегодня меняется. Что касается среднего образования. Мы туда взяли лучших преподавателей казахстанских школ, их направили в Кембридж, они получили достойное повышение квалификации. И я думаю, что самая лучшая методика в Назарбаев интеллектуальных школах, которую мы будет распространять, транслировать опыт на другие школы Казахстана. Глава государства, выступая на Ассамблее народа Казахстана, поставил перед нами абсолютно конкретную задачу о необходимости внедрения дуальной системы образования в наших колледжах. То есть, раньше, не имея профессиональных стандартов, не зная кого готовить, министерство образования готовило стандарты образования. Сегодня, вот уже два года, как над этим серьезно работаем. Профессиональные стандарты начали готовить только с участием работодателей, промышленных предприятий, с участием отраслевых министерств и сегодня у нас в стране сложилось понимание. У нас сменился менталитет. За подготовку профессиональных кадров отвечает не только министерство, должны быть, прежде всего, заинтересованы работодатели, которые дают работу. Уже с первых дней поступления в колледж, студент должен знать, где он будет работать, на чем он будет работать, и для чего будет работать. Эту работу мы сегодня выполняем. И прежде всего, с «Самрук-Казыной». В 2010 году произошел коренной перелом, наука стареет. Пошла молодежь. И сегодня мы имеем экспоненциальный рост в подготовке кадров для научной сферы. Это очень хороший показатель. Второе, что за два года почти вдвое выросло финансирование научных исследований. Публикации казахстанских ученых в мировых рейтинговых журналах превысило более пятисот. До конца года будет тысяча. Мы улучшим показатели прошлых лет в три-четыре раза. У нас создан Комитет по делам молодежи, созданы управления молодежи в областях.
  • Ведущая Буквально вчера Вы докладывали Правительству о ходе реализации Национального плана действий по развитию функциональной грамотности на 2012-2016 годы. Сколько средств заложено на его реализацию?
  • Б.Жумагулов По поручению Главы государства в Послании народу Казахстана у нас утвержден национальный план функциональной грамотности школьников. Что это такое? Это что-то новое? Да, это новое. От показаний знаний мы переходим к компетентносному. То есть ребенок должен знать, для чего он это изучает, как это использовать в повседневной жизни. На эту составляющую выделено более 24 миллиардов тенге, из которых более 22 миллиардов только из республиканского бюджета. Это солидно. До 2016 года будут развиваться дворцы школьников, выпуски детских журналов, кружки самодеятельности. Сейчас мы уже начали пересматривать стандарты образования. Это в первую очередь. Сейчас у нас есть выделенные средства из резерва. Во Дворец школьников мы закупаем интерактивные парки. Это очень серьезные методы, которые нам помогут в улучшении все образовательной программы. Сейчас закладываем много средств на различные мероприятия. Уже в этом году из этих 37 мероприятий на этот год запланировано 12 мероприятий.
  • Ведущая Модернизация коснется буквально всех уровней системы образования, не так ли? Дошкольное, среднее, высшее, послевузовское образование – какие изменения будут внесены в каждый из этих уровней?
  • Б.Жумагулов По дошкольному образованию мы меняем парадигму. От воспитания к раннему обучению. Все игровые методики меняем на игровые обучающие методики. В среднем образовании мы создали Комитеты контроля. Сейчас мы готовим полностью систему перехода на 12-летнее обучение. Плюс к этому сегодня в системе среднего образования система переподготовки учительских кадров, без которых просто немыслимо дальнейшее развитие системы образования. Не переподготовив учителей, вряд ли можно сегодня говорить о развитии средней школы. Глава государства поставил задачу, что 120 тыс человек за эти 4-5 лет должны быть переподготовлены. Ведь сама система движется к новой методологии. И к новым технологиям. А учительские кадры не должны от этого отставать. Поэтому мы по принципу и стандартам Кембриджского университета переподготавливаем наших учителей. Сегодня создан Национальный центр «Орлеу», Назарбаев университет. В школах созданы НИШи. Они будут заниматься переподготовкой учительских кадров. Но этого мало. Думаю, что высшее образование должно внести свою лепту. Они должны готовить выпускников высших учебных заведений, соответствующих нашим требованиям. Со следующего года прием в педагогические вузы будет совсем другой. Если мы раньше набирали по остаточному принципу наших студентов на педагогические специальности, то теперь будет серьезный отбор. Поэтому мы сейчас подняли стоимость грантов педагогических вузов, из 89 педагогических вузов мы запретили в 49 готовить педагогов. Это говорит о том, что мы идем к тому, чтобы поднять качество выпускников педагогических специальностей. Что касается системы профессионально-технического образования, там происходит совершенно новые подходы, создан Национальный совет, куда вошли все министерства. Созданы региональные советы, куда вошли акимы. Все они участвуют в подготовке кадров. Это самое главное, чего мы добились. Теперь надо добиться качества подготовки кадров. В высшем образовании мы не можем так оставаться. Мы тоже должны по поручению Президента двигаться вперед. Нам нужен новый менеджмент. Нужно создавать Попечительские советы. По принципу Назарбаев университета в 4 университетах уже созданы Попечительские советы. К сожалению, законодательную базу надо ускорять, чтобы эти Попечительские советы имели большие полномочия. Хочу вернуться назад, и сказать, что в школах сейчас созданы Попечительские советы, но они работают как родительские комитеты, по старинке. А эти Попечительские советы должны законодательно иметь возможность влиять на качество образования. И таких параметров у нас расписано большое количество. Я не могу не ответить на один вопрос, который поднимается в средствах массовой информации. Да, мы со следующего года 1 сентября по поручению Главы государства переходим на изучение английского языка с 1 класса. Во многих средствах массовой информации появилось, что это так тяжело детям, как это они будут. В мире доказано, дети до 7 лет поглощают столько информации, при этом, не тратя на это никаких усилий. Чтобы сегодня обучить взрослых людей, нужны огромные усилия. Сегодня многие детские сады англоязычные. И это не обязательно, что ребенок должен там заговорить. У него закладывается потом понимание этого языка. Если мы с первого класса введем изучение английского языка, это ни в коем разе не противопоставляется казахскому языку. Казахский язык это дух нации. Я думаю, это никто не оспаривает. А английский язык это язык межнационального общения. Так же в средствах массовой информации прозвучало, что с 5 класса некоторые предметы будут изучаться на английском языке. Так нет же. Мы же должны готовить педагогические кадры. Изучать всю эту методику. Чтобы преподавать биологию на английском языке, это же совершенно новый подход. Поэтому сегодня в 32 университетах страны начата подготовка математиков, физиков, биологов на английском языке. Первый выпуск состоится через 4 года. В этом году на первый курс пошли 5, 5 тыс студентов. Значит, мы через четыре года экспериментально кое-где можем начать математику, физику, биологию на английском языке. Но это не означает, что это будет одновременно и везде. Это будет досконально изучаться. То, что касается введения английского языка с 1 класса, то я думаю, что Казахстан достаточно обеспечен педагогическими кадрами, сегодня мы ведем мониторинг. У нас 1900 педагогов английского языка. Без английского языка за пределами Казахстана вряд ли мы сможем с кем-нибудь общаться. Это уже не желание. Это требование времени. Казахстанская молодежь должна английский язык знать, чтобы идти в ряду конкурентоспособных стран.
  • Ведущая Вы упомянули подготовку полиязычных учительских кадров. Уточните, пожалуйста, как будет проходить подготовка?
  • Б.Жумагулов Мы сейчас в колледжах и университетах готовим учителей английского языка. Особого подхода к этому нет. Другой вопрос, что сейчас мы меняем технологию обучения. Это в рамках повышения квалификации по новому уровню, по стандартам Кембриджского университета мы будем вести подготовку учительских кадров. Ведь изучение английского языка настолько быстро меняется. В мире, наверное, тысяча технологий, как изучать английский язык. Но нас устраивает глубокое понимание английского языка. Поэтому мы совершенствуем технологию и подходы подготовки изучения английского языка.
  • Ведущая В этом году Министерство начало активную работу по внедрению полиязычного образования. Вы планируете увеличить количество полиязычных школ. Сколько средств будет на это выделено из госбюджета?
  • Б.Жумагулов Кто-то дал такую информацию, я не знаю. Такого понятия нет – полиязычные школы. Если мы говорим, что со следующего года все классы перейдут на триязычие, то в Казахстане получается, что все школы полиязычные. Речь наверное идет о «бейіндік мектеп». Это профильные школы. У нас есть средние школы, 11- летнее образование. А в 12-летнем образовании будет 10 классов это одна школа, затем будет совершенно новая школа, профильная, которая называется «бейіндік мектеп», где мы будем готовить уже профильно. Математического профиля, гуманитарного. Это в основном те дети, которые хотят дальше продолжить учебу, поступить в университеты. Поэтому бейіндік мектеп мы будем не только строить, но и открывать при университетах.
  • Ведущая Перейдем к другой теме. Прошедшее в этом году ЕНТ. Страсти кипели не шуточные, показатели ЕНТ оказались намного ниже, чем в прошлом году. Более 36 % не прошли пороговый уровень. Что вы скажете по этому поводу?
  • Б.Жумагулов Я уже не первый раз по этому поводу выступаю. Если бы я сказал, что виноваты все, только не мы, то это было бы не совсем правильно. 36 % школьников не преодолели пороговый уровень. Это 43 тыс детей. Это немало. Но мы сумели сделать срез подготовки наших школьников. Давайте посмотрим на два примера, которые я приведу. Алматинские, астанинские школы. В прошлые годы они по многим показателям уступали отдаленным сельским школам. Но там показатель из 400 человек 400 сдает на 100 баллов. Это берется средний балл. Это нас заставило задуматься. Почему показатели сельских школ, которые по определению не могут быть лучше специализированных школ. Поэтому в этом году мы ужесточили требования, чтобы люди не могли списывать и так далее. Из этого делать большую проблему не надо. Мы элементарно ввели очень простые логические задания, как дети понимают их. И все встало на место. 63 % выпускников на логические вопросы отвечают неверно. То есть мы получили срез, получается, что в школах 10-11 классах идет зубрежка, зазубривание тестовых заданий. Конечно, моя вина в том, что может быть, не надо было сор из избы выносить. Может, надо было так и оставить. Но мы так не можем двигаться. От нас требует Президент страны качество образования. Раз мы хотим навести порядок, мы должны это сделать. Алматинские школы сдали на тех же уровнях, а основная масса сельских школ упала на 16 баллов вниз. Это показатель того, что не везде были четные проверяющие. И чем дальше это находилось от столицы, чем больше доступ к нарушениям. Поэтому сегодня министерство образования и науки из всего этого делает правильные выводы. Сегодня на всех августовских совещаниях мы поставили конкретную задачу, как нам в этом направлении двигаться. Сегодня конкретно поставлена задача перед самим министерством. Надо законодательно закреплять многие вещи единого национального тестирования. Тестовые задания мы будем совершенствовать. Сейчас думаем над тем, чтобы тестовые задания действительно отвечали требованию времени и стандартам образования. Еще что хочу сказать, думаю, это важно. Прекратить зазубривание. Это поставлена конкретная задача. В 10-11 классах мы должны выполнять государственный общеобразовательный стандарт, где есть новые интересные предметы, новые темы. Дети должны это изучать. Вместо этого шло нарушение стандартов образования. Сейчас все эти требования мы предъявляем ко всем школам. Причем делаем ежемесячный мониторинг. С этого года созданы Департаменты контроля, они будут четко отслеживать. Нужно добиться не просто формальности, кто сдал, кто не сдал. А формально знать, что наши дети получают в школах знания, а не заученные предметы, которые они буквально после этого теста забывают. Нам нужны знающие, конкурентоспособные дети. Министерство пересмотрит все подходы. К 2015 году единого национального тестирования, наверное, не будет. Мы разделим, кто хочет, учится в высших учебных заведениях, они должны сдавать комплексное тестирование, кто оканчивает школу, пусть они получают внешнюю оценку. Этого вполне достаточно. Еще раз заявляю, как математик, который изучал теорию вероятности не на словах, который сдавал экзамен, который знает, что это такое. Это не лотерейный билет. Ничего общего нет. Ничего лучше единого национального тестирования сегодня не придумали. Да, содержание надо улучшать. Да, надо сделать так, чтобы любой ребенок, придя в центр тестирования, мог ввести свой логин и пароль методом выбора случайных цифр выбрать задание. Это и есть компьютерное тестирование. Никто за этим объективно не следит, никто его не проверяет. Он зашел и сдал. Из этого ажиотаж не надо делать. Много положительных сторон есть в едином национальном тестировании. Ребенок, не выезжая за пределы своего района, может сдать и поступить в любой центральный вуз. Это экономия средств и времени. Но совершенствоваться будем. Многие вещи были не доработаны многими поколениями наших педагогов. Думаю, что стоит того, чтобы ее дорабатывать.
  • Ведущая На прошедшей коллегии в июне этого года Вы высказали необходимость создания университета физической культуры в Астане. Кроме того вы заявили, что выделите не менее 1000 грантов по специальностям, востребованным для массового спорта. Когда такой вуз появится в Казахстане?
  • Б.Жумагулов Вы хорошо знаете, что открытие любого учебного заведения это целое событие. Позиция моя облегчается тем, что мы в один миг стали спортивной державой. 13 медалей, завоеванных на Олимпиаде, 12 место в мире. Многие говорят, что это не только соревнование в спорте, это соревнование государств. Мы вышли на 12 место. Мир узнал, что есть Казахстан спортивный. У нас вот был в Алматы спортивный институт. К моему сожалению, в 90-х годах его приватизировали, потом он акционировался, там готовили спортсменов. Но сегодня он не может быть крупным, научным, координационным центром спортивного и физкультурного развития. Для этого должен быть такой центр в Астане. Вы же видите, сколько в Астане построено красивых спортивных сооружений. Если мы будем иметь еще один государственный университет спорта, это было бы очень здорово. Тем более что мы готовимся провести универсиаду 2017 года. Спортивные игры универсиады являются по рангу сложности вторыми состязаниями в мире после Олимпийских игр. Так что Алматы ждет в 2017 году лучших студентов мира. Вопрос времени, сейчас уже поддержано строительство одного студенческого городка в Алматы на 20 тыс мест на 10 тыс мест в Астане. Это очень большая поддержка со стороны Главы государства. Мы начали проектирование этих двух городков. Он, наверное, примет первых олимпийцев универсиады, которые приедут к нам на соревнования. Что касается 1000 грантов. То, действительно, на коллегии в плане поддержки развития спорта мною было высказано мнение о необходимости поднять количество грантов для спортсменов. Во многих сельских школах нет у нас учителей физической культуры. Это самостоятельный предмет. Поэтому мы должны ликвидировать дефицит кадров. На первом этапе Республиканской бюджетной комиссией поддержано выделение грантов на поддержку казахстанского спорта, могу порадовать будущих наших спортсменов.
  • Б.Жумагулов В Ваш адрес поступило очень много вопросов от пользователей нашего портала. И первый вопрос от Лики Авдеевой: «Планируется ли ввод платного обучения в школах?»
  • Ведущая Очень хороший вопрос. Хочу снова начать с лекции нашего Президента. Вы наверное слышали, что в Казахстане надо внедрить подушевое финансирование. Я с радостью принял поручение Главы государства. Потому что, во-первых, пока мы не подключим рыночные механизмы в среднем образовании, рассчитывать на качество образования в какой – то мере очень трудно. Внедрение подушевого финансирования стимулирует работу как педколлектива самих школ, так и качество самого обучения. Это единственный в нашей сфере уровень, где у нас не было финансирования. Теперь подушевое финансирование мы начинаем с 1 января экспериментально в 4 областях. Второе. Это простимулирует открытие частных школ. Потому что нам без разницы, куда идет ребенок. До этого времени мы не имели никакой возможности помогать частным школам. А их у нас больше ста. Теперь мы имеем полную возможность, чтобы частные школы развивались активнее, чем сейчас.
  • Ведущая Будет ли вводиться система e-learning в регионах и когда это произойдет?
  • Б.Жумагулов Очень хороший вопрос. Недавно министр образования одной из стран при встрече со мной, мне говорит. Вы представляете, мы сейчас внедряем в нашей стране не имеющих аналогов в мире и рассказывает, что у них в стране внедряется электронная система обучения. Он так долго мне это рассказывал. Когда я его выслушал, что в прошлом году в 44 школах мы внедрили все то, о чем Вы говорите. Плюс к этому дополнительные услуги, которые оказывает электронная система обучения. Он был просто поражен. Больше задавал вопросов. В этом году мы в 537 школах внедрили систему электронного обучения. В следующем году еще 900 школ. Во всяком случае, в бюджете мы просим это поддержать. И к 2020 году мы хотим, чтобы 80 % школ страны были подключены к системе электронного обучения. Это очень хорошая форма обучения и очень хорошее начинание. В тех школах, где внедряется система электронного обучения, успеваемость повышается на 20 %. У нас в стране появилась реальная возможность достичь того, что в мире не имеет аналогов.
  • Ведущая И последний вопрос касательно высшего образования, что конкретно на сегодняшний день может предложить система образования для лиц с ограниченными возможностями?
  • Б.Жумагулов Этому вопросу уделяется большое внимание во всем мире. Сегодня государство выделяет дополнительные средства. Мы делаем все, чтобы дети с ограниченными возможностями чувствовали себя полноценными членами нашего общества. Президент в своей статье 20 шагов к обществу всеобщего труда об этом говорит. Если у человека целые руки, ноги, работать может, мы законодательно предоставляем им всем работу. А помогать государство должно именно людям с ограниченными возможностями. У нас есть программа конкретная, заданная Главой государства.
  • Ведущая Бакытжан Турсынович, на этом я благодарю Вас за интересную беседу. Всего вам хорошего и до встречи на портале BNews.kz.
  • Б.Жумагулов Айнур, я хочу Вас поблагодарить. Тем не менее, я считаю, что Глава государства, общество, уделяют колоссальное внимание к развитию системы образования. И самое главное, что меня радует, в обществе появилось полное понимание того, что конкурентоспособность государства зависит от системы образования. Сегодня мы говорили о развитии раннего образования. Мы закладываем будущую элиту. Они придут на смену сегодняшнему поколению. Наше ведомство открыто для того, чтобы совместно работать по такому важному направлению, как будущее нашей страны

     

рекомендуемое
Все новости
хроника 2050

МСБ будет производить не менее 50% объема ВВП

Производительность труда будет увеличена до 126 тысяч долларов 100-процентный охват казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием

Казахстан будет полностью обеспечивать собственный рынок ГСМ в соответствии с новыми стандартами экологичности

Доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта должна увеличиться в два раза и в три раза к 2040 году

Начнется перевод нашего алфавита на латиницу

95% казахстанцев должны владеть казахским языком

На 15 % посевных площадей будут применяться водосберегающие технологии

Будет решена проблема обеспечения населения водой для орошения

Показатель объёма ВВП на душу населения достигнет 60 тысяч долларов

Доля городских жителей РК вырастет до 70 % от всего населения