Послание Президента РК

Туризм в РК: казахстанская Анталия, е-визы и развитие Борового

В своем ежегодном Послании народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» Президент страны подчеркнул, что одним из перспективных источников дохода для любого региона является развитие въездного и внутреннего туризма. О том, как развивается туризм в нашей стране, рассказал министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы в интервью ИА Strategy2050.kz.
Астана11 Октября , 15:23

-  На туризм возложены амбициозные задачи по выводу Казахстана в число 30-ти развитых стран мира и увеличению его доли в структуре ВВП с 1 до 8 % к 2023 году. Каковы реалии данного прорыва в туризме, хватит ли пяти лет на реализацию поставленных задач?

- Перед Правительством поставлена конкретная задача по трансформации отрасли туризма в один из ключевых драйверов диверсификации национальной экономики наряду с транспортом, промышленностью, сельским хозяйством, строительством и торговлей. Согласно стандартам ЮНВТО и ОЭСР туризм включается практически во все основные направления жизнедеятельности, охватывая ключевые экономические показатели в сфере сервиса, транспорта, спорта, медицины, образования, культуры, развлечения, отдыха и т.д. И если опираться на опыт ведущих туристских держав, то, к примеру, в Испании доля туризма в структуре ВВП составляет 11 %, в Турции - 12,5 %, в Великобритании - 9 %. В Казахстане доля туризма в ВВП находится на уровне 1,3 %, и этот показатель за 5 лет необходимо увеличить практически в 6 раз. Позитивный опыт у нас есть. В результате проведения ЭКСПО в Казахстан приехало свыше 7 миллионов посетителей, это на 18% больше предыдущих лет. На 20% увеличились потоки внутреннего туризма, около 6 миллионов посетителей. Каждый оставил в экономике страны от 50 до 350 долларов за посещение. Именно тогда впервые с момента обретения независимости Казахстан получил четкие очертания на мировой карте туризма.

- Какова в целом программа развития туристской отрасли в нашей стране?

-  Правительству поручено принять ряд конкретных мер по развитию инфраструктуры и снятию барьеров в отрасли туризма. Реализация поставленной задачи напрямую зависит от решения целого ряда структурных вопросов, связанных с развитием туристской отрасли, продвижения законодательных инициатив, развития туристических дестинаций через Карту туристификации и многих других. Важно привести отрасль в соответствие с международными стандартами. В прошлом году по поручению Главы государства была принята новая Концепция развития туризма до 2023 года с указанием наиболее перспективных для Казахстана видов туризма, включая культурно-познавательный, экологический, этнографический, событийный, детско-юношеский, спортивный, медицинский и другие. Также по поручению Президента впервые в истории развития отрасли по лучшему опыту развитых государств был создан офис по управлению туризмом на государственном уровне в лице специализированной национальной компании «Kazakh Tourism», обеспечивающей системную работу по продвижению казахстанского продукта на ключевых туристических рынках мира. К ним относятся - Россия, страны СНГ, Китай, Индия, страны Персидского залива и Иран, страны Юго-Восточной Азии и Запада.

- Расскажите о республиканской карте туристификации?

- Совместно с регионами разработана республиканская карта туристификации Казахстана, в состав которой вошли 50 проектов регионального значения, так называемые «магниты» притяжения внутренних и въездных туристов (Медео, Чимбулак, музей «ЭКСПО», «Байтерек», мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави и другие) и 10 проектов республиканского значения - «точки туристского роста» (Горный кластер в Алматинской области, санаторно-курортные зоны на озере Алаколь, Балхаш, Боровое, Каспийское море (Ащисор), Чарынский каньон и другие). По всем объектам республиканской карты наше министерство совместно с регионами прорабатывает мастер-планы их развития с привлечением частных инвесторов и международных финансовых институтов, в том числе Азиатского банка развития и Всемирного банка. Одновременно местные исполнительные органы продолжают работу над развитием туристской инфраструктуры в рамках ранее утвержденных региональных программ.

- Какова система визового режима, который играет немаловажную роль в  развитии туризма.

- Казахстан уделяет особое внимание вопросам либерализации визово-миграционного режима. Так, на сегодня граждане 63 политически стабильных и развитых государств имеют право безвизового въезда в Казахстан в туристических и иных целях. С начала года ведется работа по внедрению электронных виз, и уже в декабре в пилотном режиме в Астане и Алматы планируется запуск е-виз. Также до конца 2018 года введен 72-часовой безвизовый транзитный режим для граждан КНР и Индии, следующих через Алматы и Астану. Достигнута договоренность с узбекской стороной о взаимном признании визовых режимов в рамках проекта «Silk Viza» в целях продвижения совместных трансграничных турмаршрутов вдоль Шелкового пути.

- Расскажите про инвестиции в туристическую отрасль Казахстана?

- Впервые, благодаря законодательным инициативам, создан благоприятный инвестиционный режим для инвесторов в туристскую отрасль Казахстана. Так инвесторы, чей портфель инвестиций в развитие инфраструктуры составляет более 4,9 миллиардов тенге, будут освобождаться от корпоративного подоходного налога на 10 лет, налога на землю на 10 лет и налога на имущество на 8. Уже сформирована база данных из более чем 100 инвестиционных проектов в сфере туризма. Большая презентация основных инвестпроектов ожидается в этом году рамках крупнейшего в регионе Туристского инвестиционного форума. Топ-10 приоритетных инвестиционных проектов способны увеличить туристский поток в 4,2 раза, с действующих 3,2 до 13 млн туристов в год, обеспечить создание около 64 тысяч дополнительных рабочих мест, привлечь объем инвестиций в размере 5,8 миллиардов долларов с совокупным эффектом на ВДС в районе 6,5 миллиардов долларов в год.

- Какие изменения произошли в законодательной работе в данной сфере?

- Нормативные изменения коснулись национального законодательства в сфере развития инфраструктуры туризма на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). В частности, планируется продолжить работу по ООПТ совместно с Министерством сельского хозяйства, а также с привлечением ПРООН разработать принципиально новую модель развития устойчивого туризма в ООПТ. Предполагается выработать методику расчета рекреационной нагрузки, внедрить мастер-планирование развития нацпарков. Данную модель управления мы предлагаем применить в пилотном режиме в 4 нацпарках горного кластера Алматинской области. На стадии разработки законопроект, позволяющий максимально актуализировать национальную правовую базу в сфере туризма. Безусловно, базовым здесь остается реализация Карты туристификации. Нужно отметить, что 80% туристических объектов сосредоточены в 7 регионах страны: это Астана и Акмолинская область, Алматы и Алматинская область, Восточно-Казахстанская, Туркестанская и Мангистауская области.

- Какие интересные проекты планируется запустить в ближайшее время?

- Активно ведется работа по туристификации Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос», туристский потенциал которого просто колоссален. Пропускная способность - 21 тысяча посетителей в день, 6 тысяч - с казахстанской стороны, 15 тысяч - с китайской. И эта цифра постоянно растет. Сегодня данная туристкая дестинации вызывает высокий интерес зарубежных инвесторов. В частности, поступило предложение канадской компании Forbes and Manhattan (Genesis Casinos), готовой вложить десятки миллионов долларов в строительство развлекательной индустрии в Алматинской области. Аналогичные предложения по созданию международного центра приграничного сотрудничества прорабатываются совместно с узбекской стороной. Также, озера Алаколь, именно данная курортная зона должна стать самым посещаемым местом в Казахстане, доступной для всех жителей республики и стран дальнего и ближнего зарубежья. В планах развивать каспийские курорты, в будущем Актау должен стать казахстанской Анталией. Безусловным лидером Топ-10 Карты туристификации по-прежнему является Щучинско-Боровская курортная зона Акмолинской области. Только с начала этого года ее посетили свыше 400 тысяч отдыхающих, и далее мы ожидаем ежегодный значительный прирост. Основные турпотоки складываются за счет внутренних туристов, а также туристов России и стран Европы. Вместе с тем, порядка 70 % въездных туристов, приезжающих Астану, в обязательном порядке посещают Боровое. Это позволяет активно развивать там не только традиционные виды туризма (курортный и экологический), но и популярный в мире MICE, или деловой, туризм, культурный, медицинский, спортивный и другие. Отдельный немаловажный вопрос – это подготовка высококвалифицированных кадров для отрасли туризма по лучшему опыту профильных международных школ. Нами изучен положительный опыт Зальцбургской школы туризма в Австрии, Университета Джорджа Вашингтона в США, учебных заведений ОАЭ, Швейцарии, Гонконгской Высшей школы по менеджменту туризма. Сегодня стоит вопрос открытия первого в Центральной Азии Международного университета туризма и гостеприимства в Астане с дипломом мирового уровня.

- А каковы перспективы развития Щучинско-Боровской курортной зоне?

- На сегодняшний день Правительством утвержден третий этап Плана развития ЩБКЗ, включающий меры по решению транспортно-логистических, инженерных и инфраструктурных вопросов, экологических проблем и обеспечения безопасности. Сюда планируется привлечь порядка 180 миллиардов тенге частных инвестиций (на 1 тенге бюджетных средств - 3 тенге частных инвестиций), создать свыше 5 тысяч постоянных рабочих мест. В числе приоритетных инвестпроектов, работающих по принципу «четырех сезонов» - строительство новой курортной зоны «Акбура» на берегу озера Большое Чебачье и лыжного курорта «Бурабай». В мировой практике есть сложившийся тренд - проводить крупные финансовые форумы и международные мероприятия не в столицах, а в прилегающих курортных городах. В этой связи по поручению Главы государства министерство приступило к работам по строительству Конгресс-центра Бурабай, по аналогии с Давосом в Швейцарии, Боао в Китае и Валдаем в России. Кроме того, значительно усилена спортивно-развлекательная инфраструктура ЩБКЗ. С этого года открыт республиканский лыжный комплекс «Бурабай Казахстан», имеющий пункты для размещения сотни туристов, гостиницу, стадион и т.д. В то же время зона Борового – это уникальное место для развития детско-юношеского туризма. В районе Катарколь ежегодно будет работать детский творческий лагерь. Немаловажно, что великолепные окрестности Борового, как и Сарыарки, Алматинского региона, вызвали огромную заинтересованность у ведущих мировых кинопроизводителей. Так, в ходе прошедшего Международного кинофестиваля «Евразия» вице-президент Universal Pictures и менеджеры ведущих мировых компаний выразили готовность инвестировать в казахстанское кино, в случае принятия законодательных мер по предоставлению субсидий от общего объема расходов в Казахстане, как это принято во всех ведущих странах-кинопроизводителях. Очевидно, что результат удачного симбиоза таких сфер как культура, спорт и туризм даст мощное имиджевое продвижение, создав колоссальный мультипликативный эффект для развития всех смежных отраслей, включая малый, средний бизнес, сферу услуг и т.д. И в данном контексте высокий старт развитию внутреннего туризма был дан в рамках реализации программы Главы государства «Рухани жаңғыру».

- А как в настоящее время продвигается туристический бренд Казахстана?

- В целях глобального брендирования сакрального наследия совместно с телеканалом BBC World News выпущен цикл фильмов «Сакральная география Казахстана», «Золотой воин», «Мавзолеи Ходжа Ахмета Яссауи и Айшабиби», на каналах «BBC World News», «Discovery», «Viasat history», «National Geographic» транслируются выпущенные совместно с американской компанией «Castlefilm» документальный исторический фильм «Кюльтегин. Новый взгляд», картина «Земля номадов». Все фильмы с субтитрами и дубляжом на шести языках ООН. С ноября прошлого года на телеканале «ВВС» запущен фильм о Золотом человеке, совместно с ведущим российским телеканалом НТВ организованы съемки программы нашей стране. С сентября стартует международная рекламная кампания на канале «Euronews NBC». Учитывая, что все эти медиа охватывают своим вещанием свыше 170 стран, а это более 2 миллиардов человек, можно говорить о широкой информационной кампании, позволяющая презентовать все возможности Казахстана мировой общественности. Регулярно проводятся и инфотуры по наиболее привлекательным туристическим объектам Казахстана для зарубежных СМИ и туроператоров. В частности, такие туры были организованы для китайских блогеров с PR-охватом свыше 32 миллиона читателей. Состоялся информационный тур для крупных российских MICE-агентств. Если говорить о внутреннем рынке, то здесь запущен цикл специальных телепрограмм «Unknown Kazakhstan», обеспечена ротация имиджевых медиа-продуктов на вокзалах, в аэропортах, в ЦОНах и иных общественных местах. Запущен интернет-портал «Kazakhstan.travel». В целом весь системный алгоритм предлагаемых сегодня министерством мер нацелен на разработку и внедрение специальных критериев и стандартов качества в сфере туризма, формирование единой маркетинговой стратегии, обеспечение высококачественной инфраструктуры и высокого сервиса по мировым образцам. Также необходимо формирование и проработка качественно новых видов турпредложений, включая культурный, спортивный, медицинский, образовательный, экологический, этнографический, аграрный и иные, с целью эффективного продвижения национального туризма на международных рынках под единым туристским брендом Казахстана.

- Спасибо за интервью.

Кайрат Жандыбаев




Яндекс.Метрика