Аналитика

Вторая волна приватизации: что, где и сколько

Эксклюзив
Переход государственного имущества в частый сектор экономики предполагает демонополизацию экономики, повышение эффективности функционирования предприятий, сокращение государственных расходов и увеличение доходной части бюджета за счет продажи объектов приватизации. Именно в этих целях с 2014 года в Казахстане была начата вторая волна приватизации в соответствии с Комплексным планом приватизации на 2014 - 2016 годы. Позднее данный план был актуализирован, дополнен и преобразован в Комплексный план приватизации на 2016-2020 годы. Подробнее о ходе реализации второй волны приватизации объектов, читайте в аналитическом материале ИА Strategy2050.kz.
Астана27 Июня , 10:46

Целевые индикаторы плана – сокращение к 2021 году субъектов квазигосударственного сектора организаций республиканской собственности на 15%, а также передача в конкурентную среду организаций коммунальной собственности к общему количеству 5%.

Если анализировать текущую ситуацию в этом направлении, то согласно данным государственного реестра второй волны приватизации (http://privatization.gosreestr.kz), на сегодняшний день по действующему Комплексному плану из 871 объекта выставлено 496, из которых продано 414 объекта на общую сумму 216 млрд тенге.

На основе представленных данных можно видеть, что больше всего были приватизированы объекты коммунальной собственности – 55% от общей численности реализованных объектов. Однако, в стоимостном выражении, безусловно, самыми дорогими оказались активы национальных холдингов и компаний – 140 млрд тенге или 65% от общей стоимости проданных объектов. Среди таких активов можно отметить, 9 активов ФНБ «Самрук-Казына» – ТОО «KTZE-KHORGOS GATEWAY», АО «Актобе ТЭЦ», АО «Мангистауская РЭК», АО «Майкаинзолото», АО «Восточно-Казахстанская РЭК», АО «Евро-Азия Эйр», ТОО «Локомотив құрастыру зауыты», ТОО «Электровоз құрастыру зауыты», АО «Транстелеком».

В то же время, согласно официальным данным Министерства финансов РК, по 275 объектам в целях экономической нецелесообразности выставления на торги, либо непроданных по результатам трех проведенных торгов было принято решение о реорганизации и ликвидации. В результате, не включая эти объекты, в настоящее время выполнение Комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы с учетом реорганизуемых и ликвидируемых объектов составляет 77%.

В целом с учетом всех объектов приватизации (часть из которых не входит в Комплексный план) за весь период из запланированных на реализацию 1177 объектов выставлен на продажу 749 объект, в том числе продано 646 на сумму 278 млрд тенге. При этом цена продажи реализованных объектов превышает их оценочную стоимость примерно на 4%.

Несмотря на вышеприведенные позитивные результаты приватизации, в экспертном кругу складываются весьма противоречивые оценки процесса приватизации.

Во-первых, опасение вызывает возможность завершения второй волны приватизации в срок. Напомним, Глава государства Н.А. Назарбаев не раз отмечал значимость проводимой приватизации, а в январе 2018 года в своем Послании «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» акцентировал внимание на ускорение данного процесса.

Кроме того, в феврале 2017 года Премьер-министр РК Бахытжан Сагинтаев поручил Правительству завершить приватизацию предприятий до конца 2018 года. В этой связи возникает вопрос – получится ли Правительству до конца года реализовать около 100 оставшихся объекта, включая такие крупные предприятия как «Air Astana», «Казахтелеком», «Казатомпром», «Қазақстан Темір жолы» и др.

Стоит отметить, что по данным Министерства финансов РК, за пять месяцев 2018 года было выставлено 82 объекта, из которых продано 35. Тем самым, для успешного завершения второй волны приватизации необходимо ускорить темпы реализации почти в 3 раза. Стоит отметить, что об этом ранее высказывался и министр национальной экономики Тимур Сулейменов.

Во-вторых, это вопросы, связанные с экономическим эффектом от приватизации. Так, депутат Мажилиса Парламента РК Айкын Конуров отмечает, что «большинство из них (объектов) имеют социальную направленность, и их продажа не приводит к реальному расширению экономических возможностей частного сектора». Кроме того, по его словам, общая выручка от приватизации за весь период составила 256 млрд тенге без учёта расходов на подготовку и проведение торгов. Это составляет менее 1% от доходов республиканского бюджета за 2014-2017 годы.

В свою очередь, Премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев в ответ на заявление депутата пояснил, что основная цель приватизации государственных объектов в Казахстане не фискальная, а структурная.

«Цель заключается в повышении эффективности экономики за счёт вывода государственных активов в конкурентную среду и привлечении стратегических инвесторов… Считаем, что работа по передача госактивов и активов квазигосударственного сектора в конкурентную среду в полной мере обеспечивает развитие конкуренции и частного бизнеса, привлечение инвесторов для модернизации и развития отраслей экономики страны, что позволит обеспечить поставленную главой государства задачу по сокращению доли государства в экономике страны до уровня стран ОЭСР до 15% от ВВП», - ответил депутату Премьер-министр.

Сравнительно невысокие доходы от реализации объектов объясняются тем, что зачастую объекты продаются на вторых и третьих этапах проведения торгов. Это, соответственно, приводит к занижению стартовой стоимости и создает дополнительные экономические потери. Возникновение таких случаев может быть обусловлено снижением деловой активности частных компаний и сокращением балансовой и рыночной стоимости объектов приватизации в кризисный и посткризисный периоды. В связи с этим, экономист Кайырбек Арыстанбеков, считает, что ключевые объекты приватизации необходимо реализовывать чуть позже, когда их рыночная стоимость вновь начнет подниматься.

Подводя итоги, можно резюмировать, что проводимый процесс приватизации объектов государственной собственности имеет характер структурных реформ, направленных на активизацию частного сектора, привлечение инвесторов, развитие отраслей экономики и ускорение темпов экономического развития. Промежуточные итоги проведения второй волны приватизации показали, что выполнение Комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы осуществляется в рамках утвержденного графика и имеет положительные результаты.

Однако, несмотря на это, остается ряд узловых проблем, которые требует детального внимания и совершенствования механизмов реализации текущего процесса приватизации государственных объектов в короткие сроки.

Найля Альмухамедова

Коллаж: Надежда Линникова




Яндекс.Метрика