Аналитика

Особенности развития национального туризма: показатели, кластеры и потенциал

Эксклюзив
В современных реалиях туризм является одной из высокодоходных и динамично развивающихся отраслей мировой экономики. По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), сфера туризма формирует 10% мирового ВВП, 7% мирового экспорта и также каждое 10-е новое рабочее место создается в туристической сфере. Для отдельных стран вклад туризма в национальную экономику еще более значителен. Динамику развития отрасли характеризует тот факт, что с 1980 по 2016 г. мировой поток туристов увеличился более, чем в 4 раза (с 278 млн до 1 235 млн чел.). Как развивается национальный туризм в нашей стране, читайте в аналитическом материале ИА Strategy2050.kz.
Астана10 Августа , 08:56

Республика Казахстан обладает высоким природно-климатическим, историческим, культурным потенциалом и возможностями для качественного развития туристской отрасли и увеличения ее вклада в национальную экономику. Однако на сегодняшний день имеющийся потенциал и возможности используются не в полной мере, а влияние туризма на экономический рост Казахстана пока незначительно и недостаточно соответствует задачам, поставленным в ежегодных посланиях Главы государства.

Основные показатели развития

Согласно Отчету по конкурентоспособности в сфере туризма и путешествий Всемирного экономического форума, Казахстан находится на 81-м месте среди 136 стран, участвовавших в рейтинге 2017 году. По сравнению с итогами предыдущего рейтинга 2015 года Казахстан поднялся на 4 пункта. Лидирующие позиции в данном рейтинге занимают Испания, Франция и Германия; в десятку лидеров входят также Япония, Великобритания, США, Австралия, Италия, Канада и Швейцария. Это страны с наиболее благоприятными условиями для развития туризма и для посещения. Отметим, что в упомянутом отчете описывается совокупность факторов и политики, которые обеспечивают устойчивое развитие сферы туризма, что, в свою очередь, способствует развитию и конкурентоспособности страны. Индекс конкурентоспособности включает в себя 14 отдельных компонентов. В Казахстане наибольший прогресс был достигнут по двум компонентам – здоровье и гигиена, конкурентоспособность цен (6 и 8 место соответственно). Лидер рейтинга Испания занимает высокие позиции в первой десятке по 5 компонентам – приоритет путешествия и туризма в доходах страны, развитие авиатранспортной инфраструктуры, развитие туристической инфраструктуры и обслуживания, природные ресурсы, культурные ресурсы и деловые поездки.

Отметим основные показатели развития национального туризма: в 2016 году валовая добавленная стоимость, создаваемая в отраслях туризма, составила 1 932,3 млрд тенге или 4,1% ВВП, а валовая добавленная стоимость, создаваемая непосредственно в туризме, составила 558,8 млрд тенге или 1,2% ВВП Казахстана, что является достаточно низким показателем. Для сравнения, вклад туристической сферы в ВВП Турции достигает 12,5%, в ВВП Испании – на уровне 14,2%. В 2016 году в отраслях туризма в республике было занято порядка 414,1 тыс человек (около 5% занятого населения РК). Следует также добавить, что в Казахстане превалирующим видом туризма пока ещё остается выездной туризм. Число посетителей, выехавших из страны, превышает число посетителей, въехавших в страну, почти в 1,4 раза (Рис. 1).

При этом необходимо подчеркнуть, что по итогам 2017 года этот разрыв существенно сократился. Главным фактором позитивных изменений в туристических потоках стало проведение международной выставки ЭКСПО. В мае 2018 года выступая на совещании, министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы сообщил о принимаемых мерах по поддержанию эффекта пост-ЭКСПО. По его словам, экономический эффект от туризма страна ощутила на практике в период проведения ЭКСПО, когда Казахстан посетило более 7 миллионов туристов, что на 18% больше, чем в предыдущем году. Потоки внутреннего туризма увеличились на 20% и составили около 6 миллионов человек.

В ходе общегосударственного выборочного статистического наблюдения были определены расходы домашних хозяйств на поездки за 2017 год. Данные проведенного обследования показали, что в личных целях структура основных статей расходов по национальному туризму сложилась следующим образом: покупка товаров – 26,2%, транспортные расходы – 30,2%, питание – 16,8%, оплата гостиниц и других мест проживания – 16,1%, развлечения и культурные мероприятия – 2,5%. В деловых и профессиональных поездках денежные средства расходуются на оплату транспортных расходов – 34,8%, на питание – 19%, на покупку товаров – 15,9%, гостиниц и других мест проживания – 22,4%, на развлечения и культурные мероприятия – 2,8%. Как видим, основной статьей расходов на поездки в личных, деловых и профессиональных целях выступают транспортные издержки, которые составляют около одной трети всех затрат.

Нормативные и программные документы

За годы независимости туристическая сфера Казахстана претерпела множество изменений. Так, был принят целый ряд законодательных актов и программных документов, регулирующих туристическую деятельность, что положительно отразилось не только на развитии самой отрасли, но и благоприятно сказалось на международном имидже страны. Среди основных программных документов назовем Закон Республики Казахстан «О туристской деятельности» от 13 июня 2001 г., Закон Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» от 7 июля 2006 г. и другие нормативно-правовые акты.

Особенно много внимания развитию туристской отрасли уделяется в последние годы. В июне 2017 г. Правительством РК была утверждена Концепция развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2023 года. Принятие данной Концепции подчеркивает значимость туризма и служит ответственным шагом на пути к использованию имеющегося потенциала, а также к его дальнейшему наращиванию. Ранее, в 2010 г., была принята Программа по развитию перспективных направлений туристской индустрии Республики Казахстан на 2010-2014 гг. Реализация этой Программы завершилась в 2014 г., и ее результаты послужат базисом для реализации задач, обозначенных в Концепции. В целом, была создана нормативно-правовая база для полномасштабного развития туризма. Однако, наряду с этим, в туристской отрасли существует ряд нерешенных проблем, которые требуют применения новых подходов к качественному развитию туризма. В марте 2018 года в ходе официального визита в Казахстан генеральный секретарь ЮНВТО Зураб Пололикашвили отметил, что в стране имеются все условия для развития туризма. По его мнению, соседние государства Китай и Россия – это гарантированный рынок для потока туристов в Казахстан. Он также подчеркнул, что единственная задача заключается в создании качественного продукта.

Новые туристические кластеры

В целях увеличения потока посетителей и интегрирования Казахстана в систему мирового туристского рынка, новая Концепция предусматривает применение кластерного подхода к развитию туризма. Благодаря имеющемуся потенциалу (природно-климатический, исторический, культурный), Казахстан способен занять определенную нишу на мировом туристическом рынке. Согласно Концепции, в Казахстане предполагается создание и развитие шести культурно-туристических кластеров: «Астана - сердце Евразии», «Алматы - свободная культурная зона Казахстана», «Жемчужина Алтая», «Возрождение Великого Шелкового пути», «Каспийские ворота» и «Единство природы и кочевой культуры».

Кластер позволяет максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, сосредоточивая в рамках одной определенной территории взаимосвязанные производства. В туристическом кластере происходит сосредоточение предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также вспомогательной деятельностью. Применение кластерного подхода в сфере туризма позволит обеспечить повышение конкурентоспособности отрасли в целом за счет роста эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер, стимулирования инноваций и развития новых туристских направлений.

Кроме того, в июле 2018 года уполномоченный орган в лице Министерства культуры и спорта РК совместно с национальной компанией «Kazakh Tourism» и палатой предпринимателей «Атамекен» приступили к разработке новой государственной программы развития туризма до 2023 года. Главная цель предстоящей программы заключается в повышении конкурентоспособности туристкой отрасли РК и доведение ее доли в структуре ВВП до 8% к 2025 году. Основными направлениями программы являются следующие:

развитие туристической инфраструктуры;

либерализация визовой и миграционной политики;

повышение транспортной доступности туристических объектов и дестинаций;

повышение эффективности маркетинга и продвижения туристических услуг;

повышение эффективности государственной поддержки;

совершенствование стандартов сервиса, кадрового обеспечения, культуры и туристической информационной среды.

Таким образом, отрасль туризма динамично развивается, увеличивается мировой поток туристов (в 2016 году – 1 235 млн чел.). Сегодня Казахстан в рейтинге конкурентоспособности в сфере туризма и путешествий занимает 81 место из 136 стран, поднявшись на 4 позиции по сравнению с рейтингом 2015 года. Текущие показатели развития национального туризма свидетельствуют о слабом влиянии туризма на экономический рост Казахстана (доля туризма – 1,2% ВВП, численность занятых – 414,1 тыс. человек, преобладание выездного туризма). Как отмечается в отраслевом обзоре, подготовленном национальной компанией «Kazakh Invest», развитие туристской отрасли напрямую зависит от создания современного конкурентоспособного туристского комплекса, включающего природно-климатические условия, туристские достопримечательности, необходимую транспортную, места развлечения, объекты питания и др. Согласно Концепции развития туристской отрасли до 2023 года, в Казахстане предполагается создание и развитие шести культурно-туристических кластеров.

Развитие туристического кластера Казахстана будет способствовать увеличению доли туризма в ВВП, созданию новых качественных и современных рабочих мест как в самой сфере туризма, так и во вспомогательных отраслях, внедрению мировых стандартов оказания услуг, строительству объектов инфраструктуры, повышению уровня культуры обслуживания, квалификации и профессиональной подготовки работников туристической сферы, привлечению иностранных инвестиций и новых технологий, а также популяризации Казахстана и его достижений.

Кластерный подход позволит повысить конкурентоспособность туристской отрасли Казахстана, и тем самым будет способствовать стабильному росту доходов от туристической деятельности для всех вовлеченных заинтересованных сторон – государства, бизнеса и работников. Развитие индустрии туризма в соответствии с обозначенными кластерами обеспечит достижение национальных целей диверсификации экономики и повышения благосостояния населения Республики Казахстан.

Маншук Каримова




Яндекс.Метрика