Аналитика

Проект «Серпін-2050»: особенности и показатели развития

Эксклюзив
С 2014 года в Казахстане действует проект по содействию трудовой занятости молодежи и равномерное распределение образовательных и трудовых ресурсов «Мәңгілік Ел жастары – индустрияға!» – «Серпін-2050». Какие результаты показала работа программы, читайте в аналитическом материале ИА Strategy2050.kz.
Астана03 Июля , 09:26

В рамках проекта «Серпін-2050» происходит учебная миграция из южных трудоизбыточных регионов страны, так называемых доноров, в северные, восточные и западные области Казахстана, испытывающие дефицит рабочих кадров. На данный момент донорами проекта являются 5 областей – Алматинская, Жамбылская, Кызылординская, Мангистауская, Туркестанская, а принимающей стороной выступают 9 областей – Акмолинская, Актюбинская, Атырауская, Восточно-Казахстанская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Костанайская, Павлодарская и Северо-Казахстанская область. Необходимо отметить, что все регионы принимают участие с первого года реализации проекта, кроме Атырауской области, которая присоединилась к числу реципиентов спустя год в 2015 году.

За 2014-2018 годы сменилось несколько официальных операторов проекта. Так, с момента старта Председателем Республиканского координационного совета социального проекта «Серпін-2050» являлся Мурат Абенов. С сентября 2016 года по декабрь 2017 года администрированием проекта занимался Центр международных программ МОН РК. В целях обеспечения качественной реализации в его структуре было создано Управление национальных проектов «Серпін» под руководством Кульзии Тобатаевой. С января 2018 года по настоящее время администратором проекта является Центр Болонского процесса и академической мобильности МОН РК, а непосредственное кураторство осуществляет и.о. начальника Управления национальных проектов Айгуль Сагиева. Очевидно, что руководители проекта «Серпін-2050» меняются достаточно часто – за пятый год своего существования у него сменилось три официальных оператора.

Всего за эти годы из бюджета был выделен государственный образовательный заказ на 16 975 мест, в том числе 13 005 мест для обучения в вузах и 3 970 мест – в организациях технического и профессионального образования (Табл. 1).

Вероятно, из-за частной смены администраторов проекта количество выделенных грантов было не стабильно – наибольшее число грантов было выделено в 2015-2016 учебном году, затем резко сократилось и снова незначительно увеличилось. Когда проект курировался Центром международных программ, то на 2017-2018 учебный год планировалось дополнительно выделить 5 000 грантов, на самом деле их число увеличилось лишь на 301 грант. Анализируя структуру выделенных грантов, отметим, что в первый год реализации проекта соотношение грантов «вузы-колледжи» составляло примерно «50 на 50», в остальные годы значительно преобладали гранты для обучения в вузах. По итогам четырех лет около 25% выделенных мест были в колледжах, остальные в вузах (Рис. 1).

Необходимо отметить, что образовательные гранты выделяются только по определенным направлениям обучения и наиболее востребованным специальностям. Так, по данным Центра Болонского процесса МОН РК в 2017-2018 учебном году по направлению образование было выделено 37% грантов, по техническим наукам – 50%, по сельскохозяйственным наукам – 13%. В предыдущем 2016-2017 учебном году также было выделено 100 грантов (около 3,2%) по направлению медицина для обучения в вузах. Вместе с тем, за годы реализации проекта растет число вузов, которые принимают студентов из трудоизбыточных регионов. Масштаб образовательного проекта распространился с 7 до 24 вузов (Рис. 2).

По мнению кураторов образовательного проекта, «Серпін-2050» стал эффективным инструментом вовлечения молодежи в миграционные процессы и вызвал большой интерес в регионах. Как отмечают представители Центра международных программ МОН РК, большая часть участников проекта из малообеспеченных семей, которые имеют возможность получить качественное высшее и техническое и профессиональное образование. В процессе обучения обладателям грантов предоставляется общежитие и выплачивается стипендия, также для участников проекта созданы необходимые условия для их быстрой адаптации, ведется работа по обеспечению прохождения студентами производственных практик на предприятиях с целью их дальнейшего трудоустройства. Руководитель Управления национальных проектов «Серпін» Кульзия Тобатаева считает, что таким образом решается вопрос обеспечения промышленных северных регионов кадрами по наиболее востребованным рабочим специальностям.

На сегодняшний день согласно данным Центра Болонского процесса МОН РК, в 2017-2018 учебном году наиболее активными участниками (по числу вузов и колледжей реципиентов) стали Восточно-Казахстанская, Павлодарская и Акмолинская области, на их долю приходится более половины от всех организаций, участвующих в проекте. Кроме того, Актюбинская, Атырауская и Карагандинская области представлены в проекте только высшими учебными заведениями (Табл. 2).

Касательно контингента обучающихся по данному проекту, отметим следующее: на начало 2017 года в 9 принимающих регионах проходили обучение 11 296 студентов, из которых 2 896 – учащиеся колледжей, 8 400 – студенты вузов, в процентном соотношении 25,6% и 74,3% соответственно. Данное соотношение сопоставимо с количеством выделенных грантов для обучения в вузах или колледжах, о котором упоминалось ранее. Вместе с тем, большинство обучающихся 49% являются молодежью из Туркестанской области, 31% – из Кызылординской, 8,8% – из Жамбылской, 7% – из Алматинской, 4,5% – из Мангистауской областей. Суммарно на долю Туркестанской и Кызылординской областей приходится 80% всех обучающихся, что очевидно связано с высокими показателями рождаемости и численности молодого населения в данных регионах.

К числу перспектив дальнейшего развития данного образовательного проекта можно отнести расширение его масштабов, привлечение к участию более взрослую категорию студентов. По словам руководителя Управления национальных проектов «Серпін» Кульзии Тобатаевой, среди планов по расширению проекта ожидается выделение грантов для магистрантов. Как было предварительно сказано, прием будет осуществляться только с 2018 года. Кроме того, выступая на одном из заседаний правительства, министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев предложил переориентировать проект «Серпін-2050» на более взрослую категорию студентов. Он отметил, что образовательный проект имеет положительный эффект, но требует определенных изменений. По его словам, анализ реализации проекта показывает, что часть молодежи, особенно в колледжах, пребывает не подготовленной. Соответственно проект поэтапно будет переориентирован на более взрослую, подготовленную к переезду, более осознанно переезжающую молодежь, то есть учащихся старших курсов вузов и магистрантов.

Таким образом, за годы реализации проект «Серпін-2050» стал эффективным государственным инструментом. Благодаря проекту развивается внутренняя миграция, повышается экономическая активность, снижается внутренняя социальная нагрузка на организации образования. Для регионов доноров это означает получение государственных грантов и качественное образование для молодежи, для принимающих регионов – приток новых специалистов, экономическую активность, пополнение вузов и колледжей. По предварительным данным в 2018 году ожидаемый выпуск по проекту «Серпін-2050» в колледжах составляет 1 022 человека, в университетах – 832 человека. Относительно перспектив развития – в ближайшем будущем проект будет переориентирован на более взрослую категорию студентов. Очевидно, что «Серпін-2050» не только образовательный, но и социальный проект и направлен на смягчение социальных проблем в регионах Казахстана. Как было отмечено, участники проекта проходят обучение исключительно по одному из трех ключевых направлений: образование, технические или сельскохозяйственные науки. В этой связи проект «Серпін-2050» включает несколько важных моментов таких, как подготовка специалистов для индустриально-инновационных проектов, профессиональная ориентация молодежи, решение проблемы внутренней миграции и проблемы по трудоустройству.

Напомним, реализация социального проекта входит в число приоритетных задач, поставленных Главой государства в Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».

 

Маншук Каримова




Яндекс.Метрика