Цифровой Казахстан 2022

«Правительство для граждан»: проактивные услуги, блокчейн и искусственный интеллект

Эксклюзив
Для контроля оказания государственных услуг запланировано внедрение искусственного интеллекта, рассказал председатель Правления государственной корпорации «Правительство для граждан» Аблайхан Оспанов в эксклюзивном интервью ИА Strategy2050.kz.
Астана30 Ноября , 09:53

- Расскажите, сколько услуг на данный момент оказывает «Правительство для граждан»?

- Сегодня в Казахстане из всех 741 государственной услуги, 598 услуг можно получить государственной корпорацией. Из которой более 450 услуг оказывается в электронном формате, т.е. это государственные услуги, которые сегодня гражданин самостоятельно может получить на портале электронного правительства, и, соответственно, результат также получить в электронном формате 00.33. В целом, во фронт-офисах «Правительства для граждан» казахстанцы могут получить более 80 % всех государственных услуг. 

- Сколько ЦОНов функционирует в настоящее время?

- На сегодняшний день «Правительство для граждан» - это более 300 фронт-офисов по всей стране, среди них 15 специализированных ЦОНов, 7 миграционных и 4 цифровых ЦОНа. В них работают больше 9 тысяч сотрудников. Ежегодно они оказывают почти 40 млн услуг. Для оказания государственных услуг жителям отдаленных сельских округов функционирует 70 мобильных ЦОНов, которые совершают более 13 тысяч выездов в год.

- Чем отличаются цифровые ЦОНы от обычных?

- В цифровых ЦОНах граждане самостоятельно могут подавать и получать электронные государственные услуги. Адресную справку, справку о недвижимости, о наличии либо отсутствии судимости и еще около 30 документов там можно получить самостоятельно, без участия оператора. Столичный Digital-ЦОН полностью автоматизирован. Его отличительной чертой является наличие классов обучения цифровой грамотности, с тематическими занятиями согласно почасовому графику. Это новый формат предоставления госуслуг, в котором граждане самостоятельно подают электронные заявки с помощью пунктов общественного доступа, секторов самообслуживания «Connectionpoint» и планшетов в специальных стенд-павильонах. На сегодняшний день более 8,5 миллионов человек прошли обучение в цифровых центрах обслуживания населения. Наблюдаются хорошие отзывы услугополучптелей. Практически 80% государственных служащих и других работников бюджетных и государственных организаций прошли такие курсы обучения. Можно говорить, что сегодня население заинтересовано в получении услуг в электронном виде. На данный момент такие ЦОНы находятся в Астане, Алматы, Шымкенте и Костанае.

- Какие еще новые технологии внедряются для получения госуслуг?

- На сегодняшний день у казахстанцев есть возможность получить электронные государственные услуги через портал электронного правительства, через приложение Mgov, реализованное на телефонах сотовых, а также через телеграмм-бот. Особой популярностью пользуется Egovkz-бот в мессенджере телеграмм. Посредством данного бота можно получить около 20 государственных услуг, не выходя из дома в любое удобное время без электронно-цифровой подписи. Кроме того, есть сервис «paperfree», где третье лицо может получить государственную услугу за другого человека при соответствующем согласии другого лица, посредством одноразового пароля.

- Как контролируется качество оказания услуг?

- За всем происходящим в течение всего дня в онлайн-режиме следят 18 сотрудников ситуационного центра, которые контролируют качество оказания госуслуг во всех фронт-офисах страны. Если вам оказали услугу некачественно, можно позвонить на номер1414, находясь в ЦОНе, и специалисты центра по камерам определят звонящего, и смогут уже детально выяснить обстоятельства жалобы и принять меры. Для того, чтобы совершенствовать эту систему контроля, за работой центров обслуживания населения на местах, в работу ситуационного центра планируется внедрить блокчейн технологии, которые сейчас во всем мире используются, но это новшество сейчас пока находится в разработке.

- Расскажите о принципе проактивного государство, который введен в вашей госкорпрорации?

- Принцип проактивного государства дает возможность, не выходя из дома, получить свидетельство о рождении ребенка, поставить его на очередь в детский сад и оформить социальные пособия. В скором времени станет доступна и регистрация ребенка по месту жительства. Для того, чтобы граждане не просто были пользователями портала электронного правительства, но при этом имели возможность получать проактивные услуги, получать услуги без ЭЦП, путем использования одноразового СМС пароля, в первую очередь необходимо зарегистрироваться на самом портале электронного правительства и в личном кабинете связать свой номер телефона со своим ИИН. Либо это можно сделать у любого оператора в любом ЦОНе  страны.

- Кроме того у вас есть нововведения в оказании услуг в спецЦОНах, расскажите о них?

- Для экономии времени и средств казахстанских автовладельцев были открыты специализированные центры обслуживания населения. Особенности таких ЦОНов заключаются в предоставлении услуги по получению и замене водительских удостоверений и регистрации транспортных средств. С этого года у казахстанцев появилась возможность получения этих услуг в онлайн режиме. При наличии ЭЦП регистрация авто на портале не потребует сканирования никаких документов, все необходимые сведения подтягиваются из информационных систем. А при замене водительского удостоверения на портале электронного правительства потребуется только прикрепить фото и скан подписи, подписать заявку ЭЦП и через 20 минут водительское удостоверение будет готово.

- Какие еще проекты планируется внедрить в ближайшее время?

- Мы не стоим на месте, мы видим какие тренды развиваются во всем мире, и мы видим, что на сегодняшний день активно прорабатывается вопрос внедрения в повседневную жизнь принципа биометрии: это биометрия лица, это и отпечатки пальцев, это и радужка глаз. Различные способы, чтобы идентифицировать человека и оказать ему различного рода  услуги сервиса. И сегодня мы также пилотируем проект по биометрии, т.е. мы планируем, чтобы граждане могли получать услуги использовать свой принцип, именно биометрический, отпечатки пальцев, в некоторых случаях биометрия лица. После внедрения мы понимаем, что в принципе гражданину уже не надо будет использовать в некоторых случаях ЭЦП, а где-то даже  носить с собой удостоверение личности, что позволит беспрепятственно и в любой точки мира получить ту госуслугу, которая необходима. Кроме того, для контроля оказания государственных услуг госкорпорацией запланировано внедрение искусственного интеллекта. При этом «Правительство для граждан» будет накапливать большие объемы данных Bigdata в рамках процессов оказания государственных услуг, посредством обработки и анализа которых, будут рассматриваться вопросы дальнейшего совершенствования государственных услуг и процессов их оказания. Также планируется создание усовершенствованной мобильной платформы с функциями электронного кошелька, интеллектуального ассистента, возможностью заключения договоров B2B (smart-контрактов) и применения биометрии.

- Спасибо за интервью.

Кайрат Жандыбаев




Яндекс.Метрика