Аналитика

Борьба с коррупцией: формы и меры противодействия

Эксклюзив
Коррупция является острой проблемой глобального общества и распространена практически во всех странах мира. Анализ состояния и тенденции распространения коррупции имеют важное практическое значение при выработке антикоррупционных мер и определении приоритетных сфер противодействия коррупции. Какова ситуация в нашей стране, какие меры по пресечению оказались действенными, читайте в аналитическом материале ИА Strategy2050.kz.
Астана09 Октября , 11:29

В 2017 году Казахстан в рейтинге стран по Индексу восприятия коррупции международной организации Transparency International набрал 31 балл и занял 122 место из 180 стран мира, улучшив показатель на 2 балла и 9 позиций по сравнению с предыдущим годом (Табл. 1). Эксперты Transparency Kazakhstan считают, что на фоне общемирового снижения Индекса восприятия коррупции (ИВК) Казахстан демонстрирует прогресс в борьбе с коррупцией. Налицо положительные изменения, продемонстрированные в 2017 году. Главный вклад в повышение ИВК внесли реформа по перераспределению полномочий между ветвями власти, деятельность Агентства по делам государственной службы и по противодействию коррупции, реформа Генеральной прокуратуры, изменения в судебной системе и системе местного самоуправления. Отрицательный результат дали реформы в области законодательства о СМИ и телекоммуникациях, а также экономические решения правительства, которые слабо ограничиваются другими ветвями власти. Необходимо отметить, что текущие оценки ИВК являются наиболее высокими за все время нахождения Казахстана в рейтинге Transparency International. Достижение таких результатов, в частности превышение порогового значения в 30 баллов позволило выйти из категории наиболее коррумпированных стран.

Несмотря на определенные позитивные изменения в международном рейтинге, данные специального обзора по коррупции в Казахстане показывают увеличение частоты коррупционных схем в 2017 году по сравнению с 2016 годом. Так, число предпринимателей, столкнувшихся с коррупцией, увеличилось с 45% до 57%. По результатам опроса в 54% случаев инициатором являлся госслужащий, в 41% – предприниматель, в 5% – обе стороны. Особенно ухудшилось состояние в Жамбылской, Мангыстауской, Атырауской, Южно-Казахстанской, Алматинской областях и г. Алматы. Реже всего коррупционные сделки встречаются в Северо-Казахстанской области (Рис. 1). При этом оценка государственных мер по борьбе с коррупцией различается по регионам. К примеру, представители бизнес сектора Южно-Казахстанской области считают антикоррупционную программу недостаточно эффективной; а в Жамбылской области с высокой частотой коррупции предприниматели относительно хорошо оценивают антикоррупционную программу.

 

Если анализировать показатели деятельности Национального бюро по противодействию коррупции за 2017-2018 годы, то здесь наблюдается положительная динамика, демонстрирующая эффективность противодействия коррупции в уголовно-правовой плоскости (Табл. 2). Как видим, только за 6 месяцев 2018 года Национальным бюро выявлено свыше 1,7 тыс. преступлений, когда как за 12 месяцев 2017 года – 2,4 тыс. преступлений. Среди зарегистрированных преступлений большинство составляют следующие: взяточничество – 52%, хищения – 21% и злоупотребление должностными полномочиями –17%. К уголовной ответственности привлечено около 700 человек, из которых порядка 18 – должностные лица республиканского уровня и более 50 – областного уровня.

 

Как отметил Глава государства Н.А. Назарбаев в своем недавнем Послании народу Казахстана, в рамках формирования госаппарата, ориентированного на потребности граждан, будет продолжена активная борьба с коррупцией. В качестве ключевых задач было обозначено следующее:

1) снижение прямых контактов госслужащих с населением в рамках предоставляемых государственных услуг. В целом, в 2019 году в электронный формат должно быть переведено 80% госуслуг, а в 2020 году – не менее 90% госуслуг;

2) повышение персональной дисциплинарной ответственности первых руководителей при совершении коррупционных правонарушений их подчиненными;

3) распространение опыта столицы по реализации антикоррупционной стратегии в рамках проектов «Регионы, свободные от коррупции».

В настоящее время уже ведется форсированная работа по переводу самых востребованных услуг в электронный формат. Сегодня порядка 78% государственных услуг оказываются в электронной форме и через корпорацию «Правительство для граждан» (в 2017 году – 73%), что поспособствовало сокращению бытовой коррупции в этой сфере более чем на две трети. Кроме того, повышение удовлетворенности населения государственными услугами обеспечивается за счет последовательной оптимизации порядка их оказания. В перспективе ставится задача по полному исключению «прямого контакта» услугодателей и услугополучателей, тем самым это позволит искоренить бытовую коррупцию. Председатель Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев, подводя итоги деятельности за первые 6 месяцев 2018 года, отметил, что:

«Мы должны выработать твердый иммунитет и нулевую терпимость общества к коррупции посредством развития духовно-нравственных устоев, в то же самое время принимать меры по повышению доверия граждан».

Согласно результатам выборочного обследования «Уровень доверия населения к правоохранительным органам», проведенного Комитетом по статистике в 2016 году, степень доверия к антикоррупционной службе оценивается «средне» – так считают 38,6% респондентов, при этом 35,1% опрошенных никогда не сталкивались с данной структурой. Вместе с тем, среди наиболее распространенных причин низкой степени доверия и недоверия к антикоррупционной службе были названы следующие: 26,2% респондентов считают, что они сами коррумпированы; 25,6% – указывают на низкую результативность деятельности (Табл.3,4).

 


 

Как показал проведенный анализ, в сфере противодействия коррупции имеются как положительные, так и отрицательные стороны. К числу позитивных изменений можно отнести улучшение показателей рейтинга Индекс восприятия коррупции – превышение порогового значения в 30 баллов позволило Казахстану выйти из категории наиболее коррумпированных стран. Также наблюдается эффективность противодействия коррупции в уголовно-правовой плоскости – за первое полугодие 2018 года было выявлено свыше 1,7 тыс преступлений. Кроме того, осуществляется планомерная работа по увеличению доли государственных услуг, оказываемых в электронном формате (в 2017 году – 73%, в 2018 году – 78%), в 2020 году этот показатель должен составить не менее 90%. Среди негативных моментов – увеличение частоты коррупционных схем в отдельных регионах Казахстана (число предпринимателей, столкнувшихся с коррупцией, увеличилось с 45% в 2016 году до 57% в 2017 году), относительно средняя степень доверия к антикоррупционной службе, недоверие по причине коррумпированности представителей антикоррупционной службы и низкой результативности их деятельности. В этой связи в соответствии с Посланием Президента РК будет продолжена активная борьба с коррупцией с целью формирования госаппарата, ориентированного на потребности граждан.

Маншук Каримова




Яндекс.Метрика