Аналитика

Сфера услуг в Казахстане: тенденции и факторы развития

Эксклюзив
В современных условиях успешное развитие национальной экономики и ее включение в систему международного разделения труда невозможно без развития сферы услуг. Сфера услуг занимает все более устойчивые позиции в мировой экономике, играет ключевую роль в обеспечении экономического роста и занятости населения. Увеличение доли сферы услуг в ВВП и повышение ее вклада в обеспечение экономического роста страны является одним из приоритетных направлений трансформации отраслевой структуры РК. Какие тенденции оказывают влияние на развитие сферы услуг в нашей стране, читайте в аналитическом материале ИА Strategy 2050.kz.
Астана31 Июля , 09:21

Доля производства услуг в ВВП

Концепцией по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира определено, что в долгосрочной перспективе по мере экономического развития и перехода на наукоемкую экономику в структуре ВВП доля сферы услуг существенно возрастет и приблизится к 70%. Анализируя структуру экономики за 2000-2018 годы (Рис.1), наблюдается устойчивая положительная динамика доли производства услуг в ВВП.

Рисунок 1. Структура ВВП методом производства. Источник: официальные данные Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК

Согласно отчетным данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК доли производства товаров и производства услуг в ВВП за 1 квартал 2018 года составили 36,8% и 55,8% соответственно. Основную долю в производстве ВВП составляет промышленность – 31,5%, среди услуг наибольший вклад в ВВП вносят оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов – 14,6%, транспорт и складирование – 8,2%, операции с недвижимым имуществом – 8,1%, профессиональная, научная и техническая деятельность – 5,5%, финансовая и страховая деятельность – 3,8%.

Необходимо также обратить внимание на превышение доли производства услуг над производством товаров в структуре ВВП. За весь рассматриваемый период наблюдалось стабильное превышение доли сферы услуг, разница в показателях варьировалась – от минимальных 2,3 процентных пунктов (п.п.) в 2000 году до максимальных 23,9 п.п. в 2015 году. По итогам 1 квартала 2018 года эта разница составляет 19 п.п. В отраслевом обзоре, подготовленном национальной компанией «Kazakh Invest» отмечается, что доля услуг в ВВП Казахстана преобладает последние 20 лет. При этом в сфере услуг происходили не только количественные, но и качественные перемены, в частности, появились услуги связи, финансовые услуги и некоторые виды торговли.

Более того, выступая на заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте РК в июне 2018 года, министр национальной экономики Тимур Сулейменов отметил, что в структуре ВВП качественный рывок показывает такой показатель как «удельный вес услуг» – за период с 2010 по 2017 годы доля услуг выросла с 52% до 58% соответственно. По его мнению, качественные преобразования в структуре экономики во многом отражают смену мирового технологического уклада.

Однако, несмотря на значительный рост доли услуг в структуре национальной экономики за ряд последних лет, текущие показатели пока значительно ниже среднемирового уровня и показателей развитых стран (где на долю услуг приходится более 65-70% ВВП). Отметим, что в последние десятилетия сфера услуг быстро развивается во всех ведущих странах мира: все меньше людей занимаются производством товаров и все больше – производством услуг.

Численность занятых в сфере услуг

По официальным данным в 1 квартале 2018 года численность занятого населения в экономике Казахстана составила 8 538,9 тыс человек, из них 5 641,4 тыс человек были заняты в сфере услуг. Отраслевая структура занятых выглядит следующим образом: 33,9% занято в сфере производства товаров, 66,1% – в сфере услуг (Рис.2). Таким образом, численность занятых в сфере услуг практически в 2 раза превосходит их количество в сфере производства товаров. Другими словами, на одного занятого производством товаров приходится двое занятых производством услуг.

Качественные изменения в структуре экономики, о которых упоминалось ранее, во многом произошли за счет увеличения количества занятых в сфере услуг. Динамика численности занятых в сфере услуг за 2010-2018 годы демонстрирует устойчивый позитивный тренд. За этот период численность занятого населения выросла на 1 340,7 тыс человек, а доля – с 53% до 66,1%. Необходимо отметить, что, несмотря на незначительные изменения общей численности занятого населения, как в сторону увеличения, так и уменьшения, количество занятых в сфере услуг имело только положительный прирост (Рис.3).

Также в обзоре рынка труда Казахстана, подготовленном компанией Halyk Finance, его авторы Асан Курманбеков и Мурат Темирханов отмечают, что основной тенденцией последних лет на рынке труда, было смещение занятости от сферы производства к сфере услуг. Если в 2007 году количество занятых поровну распределялось между сферой услуг и реальным сектором, то к настоящему времени доля занятых в сфере услуг возросла до почти двух третей.

С одной стороны, расширение сферы услуг в определенной степени способствует решению проблем безработицы и занятости населения, а также созданию новых рабочих мест. С другой стороны, рост доли услуг в структуре ВВП происходит как за счет увеличения количества занятых в сфере услуг, так и за счет повышения производительности труда в сфере услуг.

Производительность труда в сфере услуг

Производительность труда представляет собой показатель эффективности производства, который характеризует выпуск продукции (товаров и услуг) на единицу используемых ресурсов. Согласно Методике расчета производительности труда в качестве показателя эффективности производства используется валовая добавленная стоимость (ВДС) в расчете на одного занятого. Анализируя показатели за 2010-2017 годы отметим, что на протяжении всего периода уровень производительности труда в сфере услуг был ниже, чем в целом по экономике Казахстана (Рис.4). За 1 квартал 2018 года уровень производительности труда в национальной экономике составил 1 183,8 тыс тенге, в сфере производства товаров – 1 505,3 тыс тенге, в сфере производства услуг – 1 019,6 тыс тенге.

Кроме того, приведем соотношение уровня производительности труда в сфере услуг и в экономике (Рис.5). Наиболее высокими показателями производительности труда наблюдаются в таких видах деятельности, как профессиональная, научная и техническая деятельность; финансовая и страховая деятельность – более чем в 2 раза выше среднего уровня по экономике. Самые низкие показатели относятся к сферам образования, государственного управления, здравоохранения и социальных услуг – отставание от среднего уровня по экономике почти в 3 раза. Такое положение в определенной степени объясняется тем, что многие соответствующие организации предоставляют нерыночные услуги населению.

Следует отметить, что для таких видов деятельности, как оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов, транспорт и складирование, которые составляют значительную долю в структуре ВВП (суммарно 22,8%), характерны невысокие показатели производительности. Как показывает приведенное соотношение, уровень производительности труда в данных отраслях лишь незначительно превышает средний уровень по экономике и свидетельствует о недостаточной эффективности в них.

Подводя итоги анализа можно сделать вывод о том, в настоящее время сфера услуг обеспечивает наибольшую долю в ВВП Казахстана и в ближайшей перспективе станет ведущим фактором роста. Анализ показал, что на протяжении последних 20 лет происходит устойчивое развитие сферы услуг и наблюдается положительная динамика ее доли в структуре ВВП. Только за период с 2010 по 2017 годы удельный вес услуг в структуре ВВП показывает качественный рывок – доля услуг выросла с 52% до 58% соответственно. Структурные преобразования в экономике во многом отражают смену мирового технологического уклада. Однако нынешние показатели пока еще не достигли среднемировых 65-70%.

Наряду с количественными изменениями в сфере услуг происходили и качественные перемены – появились услуги связи, финансовые услуги и некоторые виды торговли. Сейчас отрасль торговли является крупнейшим сектором экономики, вторым по величине вклада в структуре ВВП Казахстана после промышленности. Для сферы услуг РК характерна такая общемировая тенденция, как смещение занятости от сферы производства к сфере услуг – сейчас на одного занятого производством товаров приходится двое занятых производством услуг. За 2010-2017 годы произошел двукратный рост уровня производительности труда в сфере услуг, но при этом на протяжении всего периода данный показатель был ниже, чем в целом по экономике страны. Это в свою очередь говорит о низкой эффективности производства, только лишь в отдельных отраслях сферы услуг наблюдаются высокие показатели производительности.

На наш взгляд, дальнейшее развитие сферы услуг окажет мультипликативный эффект на реальный сектор экономики, повышение конкурентоспособности и экспортной ориентированности экономики в целом. Как ожидается, в долгосрочной перспективе в структуре ВВП доля сферы услуг существенно возрастет и приблизится к уровню развитых стран.

Маншук Каримова




Яндекс.Метрика