Аналитика

Регистрация мобильных устройств: безопасность и защита данных

Эксклюзив
Согласно сообщению Министерства информации и коммуникаций РК до конца текущего года жителям Казахстана необходимо зарегистрировать свои мобильные телефоны на собственные Индивидуальные идентификационные номера (ИИН). Основной причиной внесения данных изменений является облегчение работы органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, поиск похищенных телефонов и раскрытие преступлений. Подробнее об этом, читайте в аналитическом материале «Strategy2050.kz».
Астана06 Апреля , 10:12

При этом Закон 2016 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму» ввел регистрацию IMEI-кодов мобильных телефонов, однако это не позволяет определить владельца телефона, что затрудняет процесс осуществления оперативно-розыскных действий. По словам министра информации и коммуникаций РК Даурена Абаева «сам по себе IMEI-код не позволяет идентифицировать владельца мобильного устройства. Более того, на рынке встречаются телефоны с одинаковыми IMEI-кодами. Единственным действенным способом в этой ситуации является привязка IMEI-кода устройства к ИИН владельца и номеру абонента. Когда телефон будет зарегистрирован, кражи станут бессмысленными».

Согласно данным Комитета статистики МНЭ РК в 2017 г. абонентами сотовой связи являлись 26 млн 473 тыс. единиц, на 100 казахстанцев приходилось 146 номеров мобильных телефонов. При этом стоит отметить, что ранее фиксировался рост количества абонентов вплоть до 2014 г., затем наблюдался спад, что было связано с тем, что в 2014 г. всем владельцам мобильных телефонов необходимо было зарегистрировать номера сотовых телефонов. При сравнении с показателями 2016 г. видно увеличение количества абонентов на более чем 900 тыс. единиц, что составило 104% рост.

Если говорить о количестве мобильных устройств, то можно отметить, что согласно данным международного сайта мировой статистики Statista за 2016 г. в мире более 62% населения являлись владельцами мобильных телефонов. Согласно данным рейтинга стран по количеству пользователей смартфонов «Top 50 Countries by Smartphone Users and Penetration» в Казахстане владельцами подобных гаджетов являлись более 7 млн человек (апрель 2017 г.).

Необходимо отметить рост рынка мобильных телефонов в Казахстане. Так, согласно данным исследования IDC Quarterly Mobile Phone Tracker, по итогам 2016 г. рынок в Казахстане показал один из лучших результатов, показав рост на 16,1% по отношению к предыдущему году.  Лидирующие позиции среди брендов занимают Samsung, Apple и LG.

Это позволяет говорить о том, что в дальнейшем тренд на повышение количества пользователей мобильных телефонов будет расти, что актуализирует вопрос безопасности. К примеру, по данным Комитета правовой статистики и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК можно выделить в целом увеличения количества преступлений против собственности, уголовные дела о которых находились в производстве за отчетный период, с 300 703 в 2014 г. до 318 210 в 2016 г., в 2017 г. наблюдается некоторое снижение показателей – 285 146 правонарушений. При этом большинство правонарушений приходится на кражи. Так, в 2017 году было совершено 210 114 краж, уголовные дела по которым находились в производстве в этот период. Здесь особо необходимо подчеркнуть, что именно сотовые телефоны в большей степени являлись предметом кражи – 45 538 дел. За три месяца 2018 г. было зарегистрировано более 12 тыс. случаев краж телефонов.

Более того ни для кого не секрет, что на сегодняшний день соц.сети, мессенджеры выступают источниками «опасной» информации, слухов, что несет в себе угрозу дестабилизации ситуации в стране. С данной точки зрения регистрация мобильных устройств представляется оправданным шагом.

Однако в данном вопросе существует и обратная сторона – этическая, которая затрагивает вопрос защиты персональных данных и в целом свободы граждан. Если рассматривать тот факт, что большинство жителей Казахстана являются интернет-пользователями и пользователями электронных и иных информационных систем, где запрашиваются в целях персонализации личные данные физического лица, то риск утечки данных возрастает и подобный риск присутствует постоянно, принимая во внимание уже происходившие случаи обнародования личной информации в Казахстане.

Общественные отношения в сфере персональных данных в Казахстане регулирует Закон 2013 года «О персональных данных и их защите». Так, согласно нему выделяются две категории держателей персональных данных: собственник и оператор базы данных, при этом база данных должна находится на территории страны. Сбор и обработка персональных данных осуществляется с согласия гражданина или его законного представителя. Вместе с тем законом также определяются некоторые исключения, когда сбор и обработка данных могут осуществляться без согласия физического лица: в ходе деятельности государственных правоохранительных органов, органов статистики (с условием обезличивания), реализации международных договоров, для защиты конституционных прав и свобод человека и др.

Стоит отметить, что действие данного закона распространяется не только на государственные органы и учреждения, но и на работодателей, организации и частных лиц (банки, почта, связь, СМИ), которые получают информацию о гражданах. На основе этого можно сделать вывод, что в Казахстане в целом разработаны законодательные механизмы защиты персональных данных и с данной позиции страхи общественности в отношении возможности утечки личной информации могли бы быть нивелированы при помощи информационно-разъяснительных инструментов.

Подводя итог, можно сказать, что вопрос о регистрации мобильных устройств имеет две точки зрения, где на одной чаше весов стоит обеспечение правопорядка и безопасности, а на другой проблема доступа к персональным данным граждан и обеспечения их защиты.

В связи с этим, для того, чтобы вопрос регистрации не вызвал волну недовольства среди населения, необходимо выстроить эффективную деятельность госсорганов ответственных за реализацию данной задачи. Кроме того добавим, необходимо правильно донести до населения информацию, должны быть разработаны четкие и самое главное - простые алгоритмы   проведения регистрации, координации работы всех заинтересованных сторон, и главное организации разъяснительной работы.

Амина Урпекова 




Яндекс.Метрика