Экономика

Как в Казахстане будут бороться с теневым бизнесом

Проблемы теневой экономики стали одними из наиболее важных как для Казахстана, так и для многих стран мира. Некоторые разновидности теневой деятельности признаны угрозами национальной экономической безопасности, их справедливо включают в число глобальных проблем современности. Подробнее о том, как в Казахстане будут бороться с теневым бизнесом и какие меры предлагает Министерство финансов РК, читайте в материале ИА Strategy2050.kz.
Нур-Султан08 Августа , 15:44

Как отметил первый вице-министр финансов РК Берик Шолпанкулов, работа по выводу бизнеса из «тени» в Казахстане проводится путем совершенствования налогово-таможенной политики и увеличения доли безналичных оборотов.

«Проводимые мероприятия основаны на цифровизации налогового и таможенного администрирования, интеграции информационных систем, где наибольший эффект ожидается от реализации таких инициатив как развитие информационных систем: маркировка товаров, электронные счета-фактуры, модуль «Виртуальный склад», система управления рисками, внедрение онлайн-ККМ и другое», — сказал Берик Шолпанкулов в ходе пресс-конференции в Правительстве РК.

Он также отметил, что от деятельности теневых бизнесменов страдают честные предприниматели.

«Должна быть конкурентная среда. Ответственные и честные предприниматели должны иметь возможность вести свой бизнес. Только в этом случае в Казахстане будет нормальный рынок. «Теневой» бизнес – явление негативное само по себе. Уклоняющиеся от налогов предприниматели хотят и дальше вести свой бизнес. Но теневые бизнесмены должны помнить, что в случае проверки Комитетом государственных доходов у них могут возникнуть большие проблемы», - сказал Шолпанкулов.

По его словам, для исправления ситуации нужно провести мониторинг всех товаров, вращающихся на рынке Казахстана.

«В Казахстане нужно проводить онлайн-мониторинг любой выпускаемой либо импортируемой продукции, вплоть до попадания ее в руки конечного потребителя. Будем проводить полноценный мониторинг движения всех товаров. Мы рассчитываем, что такой шаг поможет обеспечить прозрачность и снизить уровень теневой экономики», - отметил первый вице-министр финансов.

Таким образом, создание системы прослеживаемости товаров позволит защитить экономику от контрафактной продукции.  Так, ИС «Электронные счета-фактуры» позволяет отслеживать передвижение товаров до конечного потребителя, модуль «Виртуальный склад» позволяет в автоматическом режиме отслеживать процесс движения товара.

«В части физической прослеживаемости ведутся работы по маркировке товаров. В результате пилотного проекта, по меховым изделиям, в 2018 году доходы увеличились в 1,5 раза. Сейчас проводится пилот по табачным изделиям и алкогольной продукции», — добавил Шолпанкулов.

Вместе с тем, первый вице-министр финансов напомнил, что с 1 января текущего года начата работа по налоговой амнистии для малого и среднего бизнеса. Порядка 90 тыс. налогоплательщиков подлежат амнистии. Из них амнистией уже воспользовались 45%. Основной целью является увеличение налоговых поступлений.

«Внедрен новый метод администрирования НДС с использованием контрольного счета НДС, посредством технологии блокчейн. В отношении налогоплательщиков, использующих контрольный счет НДС, исключаются налоговые проверки при возврате НДС, сокращены сроки возврата НДС с 55 до 15 рабочих дней», - сказал Шолпанкулов.

Завершающим этапом в прослеживаемости движения товаров, по словам спикера, является повсеместный переход на применение онлайн-ККМ (контрольно-кассовая машина) с 1 января 2020 года, что приведет к переходу от рейдовых проверок к проведению дистанционного налогового контроля.

Он также отметил, что проводится работа по созданию Единой системы транзита товаров по территории ЕАЭС. Запущен пилотный проект по использованию навигационных электронных пломб с целью контроля транзитных товаров из Кыргызстана в Российскую Федерацию по территории Казахстана.

«Одной из основных задач министерства по снижению теневого оборота является снижение расхождений по зеркальной таможенной статистике. Около 30% поступлений товаров, импортируемых из третьих стран, составляют товары китайского происхождения. В этой связи недавно между Комитетом государственных доходов Министерства и Главным Таможенным управлением КНР подписаны соответствующие протокола о взаимном сотрудничестве.  Эффект от предлагаемых инициатив ожидается в виде дополнительных поступлений в бюджет 800 млрд тенге. Реализуемые инициативы и принимаемые меры позволят сократить теневую экономику, увеличить налоговые и таможенные поступления в бюджет», — резюмировал Шолпанкулов.

Кроме того, первый вице-министр финансов отметил, что цифровизация в рамках налогового администрирования позволила сократить налоговые проверки на 9% и увеличить поступления в доходную часть бюджета Казахстана почти на 20%.

По его словам, одним из приоритетных задач ведомства является снижение уровня теневой экономики до уровня стран ОЭСР – 15-17% к ВВП.

«В рамках утвержденного Правительством Плана мероприятий на 2019-2021 годы, государственными органами, совместно с НПП «Атамекен», проводится работа по выводу субъектов малого и среднего бизнеса из «тени» путем совершенствования налогово-таможенной политики и увеличения доли безналичных оборотов. Работы основаны на цифровизации налогового и таможенного администрирования, интеграции информационных систем. Предпринимаемые меры по цифровизации уже дают положительный эффект в виде сокращения налоговых проверок на 9% и увеличения поступлений в бюджет почти на 20%», — рассказал спикер.

По данным Б. Шолпанкулова, цифровизация налогового и таможенного администрирования обеспечит дополнительные поступления в бюджет в ближайшие три года в сумме 1,9 трлн тенге (520 млрд тенге в 2019 году, 623 млрд тенге в 2020 году и 750 млрд тенге в 2021 году).

Наряду с этим, принимаются меры по увеличению объемов безналичной формы расчетов населения и бизнеса. Рассматриваются вопросы стимулирования осуществления сделок с недвижимостью в безналичной форме, внедрение электронного кошелька налогоплательщика для упрощения оплаты налогов, а также запрет на отнесение вычетов оплаченных расходов в наличной форме в размере свыше 1 000 МРП.

В свою очередь, заместитель Председателя Комитета государственных доходов МФ РК Жайдар Инкарбаев рассказал об упрощении процедуры ведения бизнеса и возможности перехода на режим, основанный на патенте.

«В целом патент изначально был рассчитан на такую категорию предпринимателей, которые занимаются самозанятые без наемных работников. Основной удельный вес бизнеса на рынке имеет наемных работников и у них обороты превышают предельно-допустимый уровень, который рассчитан на патент. Был запланирован постепенный переход. В упрощенной декларации всего 3%, а в патенте 2% от всех налогов. Упрощенный режим предполагает  низкую относительно нагрузку и плюс упрощенное ведение учета. Поэтому мы думаем, что необходимости нет сейчас продлевать процедуру перехода на другие режимы», — сказал Инкарбаев.

Стоит отметить, что с 1 января текущего года начата работа по налоговой амнистии для малого и среднего бизнеса, где из 90 тысяч имеющих задолженность налогоплательщиков, 45% ею воспользовались. Так, уплачен основной долг в размере 7,8 млрд тенге, и соответственно списана пеня на  2,3 млрд тенге и штрафы на сумму 181 млн тенге.

Кайрат Жандыбаев 




Яндекс.Метрика