Управление

Новое в сфере ЖКХ: прозрачность в управлении домами и нацстандарт для лифтов

В Казахстане в целях реформирования жилищно-коммунальной сферы разработан законопроект по вопросам ЖКХ. Что предлагается изменить в системе управления домами, читайте в материале ИА Strategy2050.kz.
Астана31 Января , 16:59

Экономия средств за счет приборов тепла

В 2018 году в каждом регионе Казахстана в сфере ЖКХ был реализован пилотный проект, для участия в котором отобраны 190 многоквартирных жилых дома (МЖД) и 28 КСК по стране. Главная задача пилотного проекта заключалась в обеспечении передачи данных приборов учета и заведение техпаспортов. То есть, первоначальная задача была в том, чтобы собрать данные по всем домам.

По итогам 2018 года в домах были подключены более 5000 приборов учета. Сейчас в системе 5526 домов. Если говорить об экономическом эффекте, то на сегодня только по 2 общедомовым приборам учета тепла экономия составила 44 млн тенге за декабрь.

По данным местных исполнительных органов, общее количество МЖД составляет 78 657 единиц, из них в удовлетворительном состоянии находится 54 808 домов, или 69,7%. Количество домов, требующих капитального ремонта, составляет 19 639 единиц, или 25%. В аварийном состоянии находится 1 383 дома, или 1,8%.

За счет средств, выделенных из республиканского бюджета в рамках Программы развития регионов до 2020 года, отремонтировано 2 827 домов, или 3,6%, за счет возвратных средств - 489 домов, или 3%. Согласно жилищному законодательству управление МЖД осуществляет 14 938 органов управления.

Объединение собственников имущества

«Цель законопроекта – прозрачность управления домом и повышение качества услуг ЖКХ. Основное предложение законопроекта - создание новой формы некоммерческой организации по управлению многоквартирного жилого дома, как «объединение собственников имущества», которое будет работать по принципу «один дом – одно объединение собственников – один счет», - отметил заместитель директора департамента развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Маргулан Абдыкаримов на брифинге в Службе центральных коммуникаций.

Как сообщил спикер, в действующем законе с 2011 года предусмотрена норма о накоплении средств на капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума в размере 0,02-кратного месячного расчетного показателя, в расчете на один квадратный метр полезной площади жилого (нежилого) помещения.

«В связи с тем, что нынешние КСК открывают только один счет на несколько домов, у жителей нет уверенности в прозрачности и целевого расходования средств именно на свой дом, поэтому жильцы МЖД не хотят собирать деньги на капремонт. Концептуальные предложения по принципу управления МЖД «один дом – одно объединение собственников имущества – один счет» позволят жителям накапливать средства на капремонт только своего дома с возможностью мониторить поступления средств и целевым расходованием данных денег. Кроме того, будет возможность получать кредиты на капремонт жилого дома», - заявил Абдыкаримов.

Таким образом, например, накопление средств на сберегательных счетах для капремонта возможно производить в жилищных строительных сберегательных банках в соответствии с нормативными сроками на капремонт в зависимости от типа МЖД.

«В данном случае Жилстройсбербанк имеет возможность при 50% сборе денег выдать ОСИ займ для проведения капитального ремонта МЖД. В данной схеме участвуют МИО для принятия решения по проведению капремонта, по организации разработки ПСД, проведению техобследования, энергоаудита», - пояснил он.

 

Дополнительные полномочия

Законопроектом предусматривается упрощение процедуры регистрации объекта кондоминиума, регламентация механизмов сбора средств на текущий и капитальный ремонты жилых домов, совершенствование деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов.

«В рамках законопроекта предусмотрено наделение местных исполнительных органов дополнительными полномочиями, связанными с ремонтом фасадов, крыш из средств местного бюджета для придания единого архитектурного облика городу в связи с тем, что работы являются дорогостоящими, и жильцы не смогут собрать необходимые средства на эти мероприятия. Это предложение акиматов из-за отсутствия на законодательном уровне полномочий по осуществлению данных видов работ, так как это на уровне МИО проводились за счет частных средств», - сказал заместитель директора. 

Как отметил спикер, ремонт и замена лифтов будут проводиться из средств местного бюджета на возвратной основе с последующей компенсацией затрат участниками объединения собственников имущества. При этом, жители домов принимают решение о проведении ремонта либо замены лифтов. Необходимо 100% согласие жильцов. Соответственно, разрабатывается и утверждается ПСД, за счет местного бюджета проводится ремонт, а возврат средств осуществляется жителями (ежемесячно по примеру г. Астаны от 2,5 до 3 тыс тенге с квартиры) от 8 до 15 лет через Единый платежный документ.

По проекту нового законодательства предполагается, что местные исполнительные органы будут обеспечивать изготовление и возмещение расходов по изготовлению технических паспортов на объект кондоминиума и всех предусмотренных действующим законодательством документов, необходимых для включения в состав кондоминиума земельных участков, расположенных как под многоквартирным жилым домом, так и прилегающих к нему, за счет средств местных исполнительных органов.

Также они будут наделены полномочиями следить за осуществлением контроля в сфере газа, газоснабжения и надзора за безопасной эксплуатацией опасных технических устройств на объектах социальной инфраструктуры.

«Указом Президента РК в 2014 в ведение МИО от центральных исполнительных органов переданы функции по контролю за соблюдением требований безопасной эксплуатации газопотребляющих систем и газового оборудования бытовых и коммунально-бытовых потребителей», - отметил Абдыкаримов.

Однако, до настоящего времени законодательно не был определен статус госинспектора должностных лиц местных органов, не были разработаны механизмы создания газотехнических инспекций и типовые положения, оценки критерии степени риска, тем самым местные исполнительные органы не в полной мере имеют административное влияние на проверяемые субъекты.

Акиматы наделят также полномочиями по организации сноса аварийных многоквартирных жилых домов, т.е. тех зданий, в которых основные несущие конструкции утратили эту способность, и дальнейшая эксплуатация которого представляет опасность для жизни проживающих.

Национальный стандарт

Маргулан Абдыкаримов рассказал и о разработке национального стандарта, определяющего единые требования к монтажу и обслуживанию лифтов. Он отметил, что требования к организациям, осуществляющим поставку, монтаж и техническое обслуживание регулируется национальным законодательством.

«В настоящее время в Казахстане порядка 16 нормативных технических документов, которые в той или иной мере регулируют деятельность лифтового хозяйства, эксплуатирующих организаций», - проинформировал он.

По информации спикера, в целях обязательного применения национального стандарта предлагается внести соответствующие дополнения в Закон РК «О гражданской защите» в части монтажа, эксплуатации, технического обслуживания, технического освидетельствования лифтов, эскалаторов, траволаторов и подъёмников для лиц с ограниченными возможностями.

Информационная система ЖКХ

В рамках законопроекта рассматривается создание информационной системы ЖКХ для обеспечения контроля со стороны собственников помещений за органом управления объектами кондоминиумов и улучшением взаимодействия между собственниками, управляющих компаний, сервисных организаций и акиматов.

«Система обеспечит прозрачную деятельность органов управлений МЖД. Жители смогут видеть отчетность по расходам и доходам, также путем электронного голосования принимать решения по управлению и содержанию дома. Жильцы смогут подавать электронные заявки (жалоба, сообщение и т.д.) по обслуживанию дома и отслеживать его исполнение (обратная связь с жителями)», - сказал спикер.

По его данным, движение денег по счетам будет отражаться в системе с соблюдением требований законодательных актов Республики Казахстан к порядку раскрытия банковской и иной охраняемой законом тайны.  

Также планируется законодательно обязать органы управления кондоминиума отображать в Единой информационной системе жилищного фонда (ЕИС ЖФ) и ЖКХ заключение договоров по содержанию дома и в обязательном порядке вносить туда технический паспорт дома, данные о собственниках, показания счетчиков.

«ЕИС ЖФ и ЖКХ позволит жителям участвовать в управлении домом 24 часа и 7 дней в неделю в режиме онлайн, обеспечив прозрачность управления домом за счёт согласования расходов на содержание дома и мониторинга за движением средств на счетах управляющей компании», - подчеркнул  Маргулан Абдыкаримов.

Помимо этого, жители смогут осуществлять в режиме реального времени контроль выставления счетов, минуя участие третьих лиц.

Совершенствование жилищно-строительных кооперативов

Дополнительно законопроектом предусматривается совершенствование деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов.

«Анализ правоприменительной практики показал, что строительные компании, уклоняясь от соблюдений требований норм Закона «О долевом участии в жилищном строительстве», привлекают средства граждан путем создания «аффилированных» жилищно-строительных кооперативов», - отметил Абдыкаримов.

Как пояснил спикер, нормы действующего закона позволяют трём «инициативным членам» создавать ЖСК, уставы которых принимаются до вступления в него реальных членов, принимать самим решение по избранию председателя правления ЖСК, его членов правления, ревизионной комиссии и бесконтрольно выводить денежные средства, собираемые в виде «пая». Количество пайщиков зачастую превышает количество строящихся квартир. Поэтому разработчики законопроекта внесли предложения по совершенствованию норм.

«В целях недопущения создания финансовых пирамид упразднить жилищные кооперативы как форму объединения граждан, оставить только жилищно-строительные кооперативы, которые предлагается создавать для строительства только одного многоквартирного жилого дома. Количество членов жилищно-строительного кооператива не должно превышать количество квартир в строящемся многоквартирном жилом доме», - сказал спикер.

Вместе с тем жилищно-строительный кооператив вправе осуществлять строительство многоквартирного жилого дома только после государственной регистрации и при наличии земельного участка для строительства, предоставленным государством на праве аренды или на праве собственности.

Напомним, 17 сентября 2018 года Правительством РК внесен на рассмотрении Мажилиса законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства». В настоящее время работа над законопроектом продолжается в рабочей группе в Мажилисе Парламента с приглашением заинтересованных органов, ассоциаций и экспертов. Дополнительные предложения от субъектов жилищных отношений и экспертов будут учитываться при принятии оптимальных и верных решений для населения страны.

Кайрат Жандыбаев




Яндекс.Метрика