Аналитика

ГЧП в Казахстане: развитие, преимущества и достижения

В настоящее время перед многими странами стоит вопрос модернизации существующей инфраструктуры, созданной десятки лет назад. В особенности, «оздоровления» требуют объекты социальной сферы: поликлиники, больницы, детские сады, школы, дороги общего пользования и др. Такое обновление предполагает вложение значительных денежных средств, что, в свою очередь, порождает необходимость поиска альтернативных источников финансирования. Одним из действенных способов решения этих задач является государственно-частное партнерство (ГЧП). Как оно развивается в Казахстане, каковы его преимущества, каких результатов удалось достичь, читайте в аналитическом материале ИА Strategy2050.kz.
Астана14 Декабря , 10:16

ГЧП - это взаимовыгодное сотрудничество государственных органов и предпринимателей в социально значимых отраслях, где государство является заказчиком услуг, а предприниматели исполнителями.

Впервые проекты государственно-частного партнерства в Казахстане начали осуществляться в 2006 году. За это время полностью введены в эксплуатацию всего 3 проекта республиканского значения: железная дорога «Станция Шар – Усть-Каменогорск», межрегиональная линия электропередачи «Северный Казахстан – Актюбинская область»», пассажирский терминал международного аэропорта Актау. Общая стоимость этих проектов составила 46,2 млрд тенге.

Ограниченность количества проектов была связана с тем, что на тот момент действовал Закон о концессиях. Использование данного документа подразумевало реализацию только крупных инфраструктурных проектов.

Несмотря на небольшое количество, опыт первых пилотных проектов ГЧП показал значительные положительные эффекты:

1. привлечение негосударственного финансирования для инвестирования в объекты государственного значения;

2. разделение рисков по реализации проекта между государством и бизнесом;

3. обеспечение экономически эффективного управления путем передачи управленческих функций частному инвестору;

4. привлечение современных, высокоэффективных технологий в развитие инфраструктуры.

Наличие таких наглядных преимуществ дало толчок для активного и всестороннего развития ГЧП. Так, за последние 5 лет была проведена обширная работа по совершенствованию законодательной и институциональной базы. В 2015 г. был принят новый Закон РК «О государственно-частном партнерстве». Эта правовая база сняла ряд ограничений по сферам применения ГЧП, расширила состав участников, формы и виды контрактов, а также позволила внедрить возможность частной финансовой инициативы.

Важность принятого закона отмечают и эксперты. Говоря о дополнительных возможностях аналитик казахстанского центра ГЧП Надира Мырзагалиева проводит сравнение с законом о концессиях:

«В целом можно сказать, что подход Закона о ГЧП нестандартный по сравнению с Законом о концессиях. Если раньше по Закону о концессиях возможно было только строительство или реконструкция объектов, теперь можно перевести на механизм ГЧП функционирующие объекты путем доверительного управления, аренды, сервисного контракта».

С этим также солидарен и директор регионального Центра государственно-частного партнерства Алматинской области Ерик Дукенбаев:

««Закон «О ГЧП» был принят в октябре 2015 года, в 2016 году были приняты подзаконные акты, правила применения. Также, сейчас есть закон «О концессиях». В целом, эти два закона действуют параллельно и похожи. Но мы считаем, что закон о ГЧП более удобный и востребованный. Потому что там расписаны реализация проектов на местном уровне, упрощенные процедуры».

Совершенствование нормативного регулирования ускорило процесс внедрения ГЧП проектов. Для сравнения: если в период с 2003 по 2016 гг. было заключено 23 договора на сумму 61 млрд тенге, то только за прошедший 2017 год было подписано 160 договоров на сумму 146 млрд тенге.

В 2018 году за полгода было заключено 228 договоров ГЧП по 240 объектам на общую сумму инвестиций 792,8 млрд тенге. Всего на различных стадиях находятся более 1000 проектов на сумму около 2,5 трлн тенге, среди которых 21 проект республиканского уровня.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» отметил, что в Астане только за счет новых подходов по финансированию проектов, реализуемых в рамках ГЧП, удалось сэкономить более 30 миллиардов тенге.

Если говорить об основных сферах применения ГЧП, то на местном уровне преобладают такие социально значимые направления как образование и здравоохранение, на их долю, соответственно, приходится 117 и 47 проектов по всей республике. Также на местном уровне по линии ГЧП реализуются проекты в сферах культуры и спорта, сельского хозяйства, энергетики и ЖКХ, строительства и др.

В целом, анализируя процесс развития ГЧП в Казахстане, можно отметить, что на активизацию и рост количества проектов повлияли такие факторы как внедрение частной финансовой экспертизы, повышение самостоятельности местных исполнительных органов (МИО), создание региональных центров ГЧП, запрет на секвестр расходов по ГЧП и установление KPI для МИО. К примеру, открытие 16 региональных центров в регионах позволило повысить эффективность и облегчить процедуры по сопровождению местных бизнес-инициатив. Кроме того, работа этих центров позволяет развивать кадровый потенциал в этой сфере, как на центральном уровне, так и на местном.

Помимо этого, в стране предусмотрены следующие меры государственной поддержки ГЧП:

1. поручительства государства по инфраструктурным облигациям;

2. государственные гарантии по займам, привлекаемым для финансирования проектов ГЧП;

3. передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие государству;

4. предоставление натурных грантов в соответствии с законодательством РК;

5. софинансирование проектов ГЧП;

6. гарантии потребления государством определенного объема товаров (работ, услуг), производимых в ходе реализации проекта ГЧП.

Развитие и совершенствование процедур ГЧП продолжается и по сей день, со стороны государственных органов, а также активного участия представителей бизнес-сообщества вносятся и принимаются предложения по оптимизации всех процессов. В результате осенью прошлого года в действующие нормативно-правовые акты были внесены существенные изменения: сокращение этапов, предоставление долгосрочной гарантии потребления, разработка типовой документации, регистрация договоров ГЧП, запуск Единой базы проектов ГЧП.

Внедрение этих изменений благоприятно сказалось на динамике ГЧП в Казахстане. Вице-министр национальной экономики Руслан Даленов отмечает, что основными факторами быстрого роста ГЧП в последние годы явились частная финансовая инициатива и самостоятельность местных исполнительных органов.

«Ранее проекты ГЧП инициировались только государством, но эти проекты не всегда были интересны бизнесу. Иногда бизнес самостоятельно что-то строил и предлагал государству обеспечить использование объекта с условием последующей его передачи государству. Но законодательство этого не позволяло. Теперь, после изменения законодательства, из 194 проектов ГЧП 119 реализованы по частной финансовой инициативе», - сказал вице-министр.

Таким образом, совершенствование законодательной базы, формирование организационных структур, увеличение количества проектов – все это говорит о намерении превратить ГЧП в ключевой элемент модернизации, структурной перестройки и экономического роста страны.

Тем не менее, несмотря на улучшения условий для реализации проектов ГЧП и наличия положительной динамики, на сегодняшний день остается ряд вопросов, который требует их дальнейшего решения. В частности, необходимо провести тщательный анализ отраслевых законов на предмет устранения возможных препятствий; рассмотреть возможности внедрения дополнительных налоговых и бюджетных стимулов для активного вовлечения представителей предпринимательства; улучшить взаимодействие Министерства национальной экономики с Национальным банком по вопросу залогового обеспечения. Применение эффективных решений в данных направлениях не заставит долго ждать положительных результатов на практике.

Найля Альмухамедова

Коллаж: Надежда Линникова




Яндекс.Метрика