Экономика

Бизнес в РК: кредитование, налоговая политика и гуманизация законодательства

В Астане состоялось расширенное заседание Президиума Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен», где был представлен отчет по 10 стратегическим задачам, утвержденным на V съезде НПП, а также обозначены актуальные вопросы развития предпринимательства в Казахстане. Подробнее, читайте в материале ИА Strategy2050.kz.
Астана05 Декабря , 17:46

Совершенствование бизнес-среды

За последние годы НПП «Атамекен» совместно с Правительством и Парламентом провели беспрецедентную работу по дерегулированию бизнеса. Сокращено количество разрешений на 72 %, количество требований на 58 %, оптимизирована система госконтроля. В результате единовременные издержки бизнеса снижены на 600 млрд тенге. Помимо этого, бизнес будет экономить порядка 5,5 млрд тенге ежегодно.

По линии защиты бизнеса в НПП поступило свыше 25 800 обращений, защищены права предпринимателей на сумму более 131,5 млрд тенге (отменены штрафы и пени, исполнены договорные обязательства контрагентов, возвращено имущества).

Гуманизация законодательства

Бизнесом положительно восприняты поправки по дальнейшей гуманизации уголовного законодательства. Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры количество бизнесменов, привлекаемых к адмответственности, не сокращается. Так, если в 2016 году к ответственности было привлечено 320 000 предпринимателей, в 2017 – 396 000, то за первые полугодие текущего года – почти 200 000.

В этой связи НПП предложены, а Правительством и депутатами поддержаны поправки, направленные на снижение репрессивности КоАП. В частности: выведение гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности из КоАП; смягчение отдельных санкций (снижение размеров штрафа по 44 составам административных правонарушений); расширение применения института предупреждения по 6 составам; сокращение случаев конфискации товаров и транспортных средст

Усиление ответственности бизнеса

Важным для НПП является, чтобы дерегулирование и гуманизация не нарушали права потребителя. Правительством принимаются активные меры по ограничению административного давления на бизнес, сокращению контроля. Но вакуума, по мнению «Атамекен», быть не должно. Эту пустоту необходимо заполнить общественным контролем и саморегулированием.

Сервисная поддержка бизнеса

В рамках сервисной поддержки «Атамекен» оказал предпринимателям 39720 услуг. В текущем году услуги сервисной поддержки параллельно оказываются в режиме онлайн на сайте «www.services.atameken.kz» и через Центр управления зонами самообслуживания, в Центрах обслуживания и в Центрах поддержки предпринимателей.

Развитие человеческого капитала

Реализуется Дорожная карта по внедрению дуальной системы обучения по 11 приоритетным отраслям, 97 специальностями и 150 квалификациям. Заключено 27865 договоров, согласно которым, определены производственные площадки на предприятиях для прохождения практического обучения и меры трудоустройства при наличии вакантных мест. В школах, в пилотном режиме внедрен предмет «Основы предпринимательства». Проводится рейтинг вузов. Уже проведено 94 рейтинга, с участием 108 ВУЗов, 700 экспертов. По результатам рейтинга было выявлено, что по 141 образовательным программам трудоустройство составило меньше 50%; 35,4% выпускников работают не по специальности; средний процент трудоустройства составляет 67,7%.

Вместе с тем, сегодня НПП «Атамекен» определено несколько актуальных вопросов развития бизнеса, включающих в себя восстановление кредитования, налоговую политику, снижение участия государства в экономике, повышение эффективности мер господдержки и делового климата в Казахстане.

Кредитование

Статистика показывает стагнацию кредитования. Отмечается, что объем кредитов в экономике сохраняется на уровне начала 2016 года – 12,7 трлн тенге. При этом кредиты юридическим лицам, которые составляют основу предпринимательства, сократились с 2016 года более, чем на 900 млрд тенге.

В последние годы вопрос доступа к финансам решается Правительством через множество программ поддержки бизнеса.

Второй актуальный вопрос – высокая волатильность курса тенге, которая сдерживает инвестиции в новые проекты. С февраля 2018 года то курс тенге ослаб более чем на 16%.

«Атамекен» для решения поставленных задач предлагает:

двойной мандат Нацбанка / выделение функции надзора;

снижение регуляторных требований;

повышение определенности по курсу тенге (начать с раскрытия ориентиров по курсу, при которых НацБанк проводит интервенции);

целевое финансирование ключевых отраслей (в 2018 году уже выделено 600 млрд);

признание договоров ГЧП и Off-take контрактов «твердым» залогом;

развитие фондового рынка / Привлечение частных управляющих к управлению активами ЕНПФ;

расширение микрокредитование (для микро- и малого бизнеса).

Налоговая политика

С начала 2018 года вступил в действие новый Налоговый кодекс, где предусмотрены новая структура, принцип добросовестности, отмена санкций при отзыве разъяснений. В отношении МСБ сохранены порог по НДС, действующие специальные налоговые режимы для МСБ. Снижена ставка соцналога с 11% до 9,5%.

Также улучшено налоговое администрирования, то есть сокращены основания налоговых проверок, введен добровольный контрольный счет НДС, сокращен срок исковой давности с 5 до 3 лет, трехвекторная система управления рисками.

По предложению НПП «Атамекен» решен вопрос передачи КПН от МСБ (256 млрд тенге) в местные бюджеты. Ожидается, что данные поправки могут вступить в силу с 2020 года.

Совместно с МНЭ РК продолжается обсуждение предложений по переходу к стимулирующей налоговой политике: снижение нагрузки на фонд оплаты труда; оптимизации числа налогов, плат и сборов; налоговые стимулы для вывода бизнеса из тени.

Снижение участия государства в экономике

По состоянию на 4 декабря 2018 года 103 объекта все еще готовятся к продаже. Также сохраняется рост создания новых госпредприятий. На сегодня насчитывается порядка 25 тыс действующих госпредприятий и учреждений.

Активы трех госхолдингов составляют более 30 трлн тенге, или 52% ВВП. Госкомпаниям разрешено осуществлять 348 видов деятельности в конкурентных сферах экономики, таких как перевозка, логистика, торговля.

Сообщается, что предпринимательством сегодня занимается более 6,6 тысяч квазигоссубъектов и продолжают создаваться новые.

Деловой климат в регионах       

Нацпалатой определено 7 региональных инициатив, которых необходимо придерживаться для поддержания делового климата в областях.

обеспечение онлайн-доступа к информации;

создание и развитие полноформатных ЦОП;

создание и развитие МИЗ;

выделение свободных площадей для торговли;

обеспечение эффективной деятельности КСО;

обеспечение мест. содержания в закупках;

усиление роли региональных институтов развития.

В завершение отметим, что Премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев в своем выступлении подчеркнул, что в специальных экономических и индустриальных зонах среди представителей бизнеса слабая востребованность, а также посетовал на неосвоение бюджетных средств на микрокредитование.

«Мы много говорили о том, что у нас имеются СЭЗ (специальные экономические зоны) и индустриальные зоны, но статистика показывает, что наполняемость очень низкая. Здесь нам надо тоже совместно подумать, в чем причина. Мы разговаривали с акимами - вроде инфраструктура и все остальное есть, но никакого интереса со стороны бизнеса к этим СЭЗ и индустриальным зонам нет. В первую очередь нужно понять, в чем причина пассивности бизнеса в этом вопросе. Если «Атамекен» сделает глубокий анализ этих вопросов, в будущем мы бы уже точно знали, что нужно делать - развивать или не развивать, финансировать или нет и так далее. Много говорилось и по закупкам крупных холдингов, вроде и с «Самрук-Қазына» основные вопросы отработали, тем не менее при каждой встрече в регионах эти вопросы поднимаются», - отметил Сагинтаев.

Премьер добавил, что существует новый механизм решения проблемы, который нуждается в обсуждении.

«На самом деле, надо будет в рамках ответственности бизнеса со стороны госхолдингов также расширить весь перечень и раскидать по такой же схеме, где мы можем сами внутри все это производить», - добавил Бакытжан Сагинтаев.

Глава кабмина отметил, что по микрокредитованию все деньги, которые выделяются в рамках данной программы в городах не востребованы, не осваиваются.

«Во всех местностях хорошо идет, а в некоторых городах нет никакого спроса. В чем проблема? Данный вопрос всегда поднимается на заседаниях правительства, но решения так и нет. Еще такой момент меня удивил. Мы вчера сделали перегрузку микрокредитования с Туркестана на Шымкент. Вроде сделали областным центром, все должно кипеть, должны бегать, искать деньги. Но нет спроса на эти деньги, и перебрасываются, чтобы до конца года освоить в Шымкенте. Здесь тоже надо посмотреть», - сказал Премьер-министр РК.

Вместе с тем, Бакытжан Сагинтаев рассказал о перспективах казахстанского экспорта на рынки азиатских стран.

«Была проделана большая работа по сельскому хозяйству, прошла актуализация программы АПК. К тем деньгам, которые имеются в рамках программы АПК, ежегодно 100 млрд тенге будут добавляться. Плюс еще в рамках этих 600 млрд тенге 100 млрд чистыми выделится на АПК, 200 млрд - на переработку. Тем самым мы видим, какая поддержка будет оказана. Все рынки сегодня открываются, особенно большой рынок Китая. Со стороны правительства Китая было предложено, чтобы общими усилиями, создавая совместные предприятия с китайскими партнерами, наши продукты через КНР переправлять в третьи страны, в Юго-Восточную Азию. Мы надеемся, что воспользуемся этой возможностью, и то, что мы не можем поставить в Китай, потребует от нас большой работы, чтобы мы дальше двигались по Юго-Восточной Азии», - заключил Премьер.     

Кайрат Жандыбаев

Фото: Бауыржан Жуасбаев




Яндекс.Метрика