Обзор

Зарплаты педагогов станут выше: МОН РК ответил на вопросы читателей

Эксклюзив
С сентября этого года учителя начнут получать доплату за квалификационные категории по итогам аттестации, а также учителям, преподающим по обновленному содержанию повышена заработная плата на 30%. На эту тему 7 августа на портале ИА Strategy2050.kz вышел материал, который вызвал множество вопросов у пользователей социальных сетей. Наша редакция выбрала самые актуальные вопросы читателей на официальной странице Facebook, на которые ответил министр образования и науки Ерлан Сагадиев.
Астана13 Сентября , 12:07

Так, читатели задавали вопросы о повышении заработных плат всем категориям учителей (орфография и пунктуация комментариев и вопросов сохранена).

Айда Еркожаева: «А другие учителя у которых нет часов по «обновленке»? Им что делать, ждать, когда им зарплату повысят? Или библиотекари, они как будут? У них уже сколько не поднимают зарплату. Интересно сколько сам министр образования получает зарплату? И как быть? Кто из чиновников ответят на все эти вопросы?»

Министр, комментируя данный вопрос, ответил, что для решения данного вопроса на постоянной основе ведется работу по совершенствованию системы оплаты труда.

«Безусловно, на сегодня вопрос увеличения заработной платы педагогов является актуальным. Первое, по инициативе Главы государства с 2016 года внедрена новая модель оплаты труда, которая позволила повысить зарплату педагогов в среднем на 15-29%. Второе, с сентября 2017 года учителям, преподающим на английском языке по предметам: физика, химия, биология, информатика выплачивается доплата в размере 35 тысяч тенге», - рассказал глава ведомства.

Он добавил, что в соответствии с Посланием Главы государства с 2018 года установлена новые виды доплат за работу в условиях обновленного содержания и квалификационную категорию педагогического мастерства.

И, в-четвертых, министр указал, что в семи регионах страны (Акмолинская, Актюбинская, Алматинская, ВКО, ЮКО, гг.Астана, Алматы) реализуется пилотный проект по подушевому финансированию. В ходе пилотирования эффективное управление финансовыми ресурсами позволило премировать учителей за счет сэкономленных средств.

«Таким образом, на сегодняшний день для учителей созданы максимальные условия для повышения компетенций, которые позволяет повысить уровень оплаты труда, в том числе учителей, не работающих в условиях обновленного содержания», - сказал Ерлан Сагадиев.

Воспитатели детских садов поинтересовали, ожидать ли им повышения заработной платы.

Санди Табулдинова: «Когда повысят зарплату воспитателям детских садов? есть ли такое вообще в плане?»

«В рамках, проводимых Президентом страны, Правительством РК и Министерством образования и науки мероприятий для повышения престижа профессий педагога, в том числе и в части повышения заработной платы педагогических работников имеется ряд существенных подвижек. Так, по мимо внедрения новой с января 2016 года модели оплаты труда бюджетников, которая дала рост зарплаты по сфере образования в среднем на 29%, установлены несколько видов доплат: за преподавание на английском языке, работу в условиях обновленного содержания, квалификационную категорию педагогического мастерства в школах», - отвечает министр.

По его словам, МОН ведется работа по дальнейшему повышению заработной платы для педагогических работников, в том числе и воспитателям дошкольных организаций образования.

«В рамках формирования республиканского бюджета на 2019-2021годы МОН заявлена дополнительная потребность на увеличение должностных окладов воспитателей и установлением им доплат за квалификация педагогического мастерства по результатам национального квалификационного тестирования и присвоения квалификации по новой системе аттестации педагогических работников. Вопрос повышение заработных плат педработников – это системный вопрос, требующий поэтапного решения. Как вы знаете, было принято решение в первую очередь поднять заработные платы учителям школ, а по остальным уровням образования принять меры поэтапно и исходя из возможностей бюджета. Повышение заработной платы воспитателям детских садов также неоднократно нами обсуждалось с привлечением представителей местных исполнительных органов и профсоюзов. Предлагались разные механизмы: по аналогии повышения зарплат для учителей школ за наличие квалификационных категорий или путем увеличения коэффициентов. Безусловно, все они требуют значительных финансовых затрат. В целом, МОН понимает назревшую необходимость повышения зарплат воспитателей детских садов. В перспективе, безусловно, будут приняты эти меры. Но вопрос о том, как скоро это будет, как отмечалось выше, будет зависеть от возможностей бюджета», - объяснил Ерлан Сагадиев.

Кроме того, читатели подняли вопрос о снижении учебной недельной нагрузки. По их мнению, это стало бы своевременным решением.

Серик Убиев: «Знаете, сейчас очень многих учителей волнует вопрос о снижении учебной недельной нагрузки как в начальном, так и в среднем и старших звеньях. Я помню, что этот вопрос поднимала депутат Мажилиса И.Смирнова на пленарном заседании, по-моему, в прошлом году. Считаю, этот вопрос своевременным, потому что он может решить не только финансовую сторону учителей, но и качество знаний учащихся. Об этом можно много говорить.
В 1980-ых годах Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У. Черненко ввёл распоряжение о снижении учебной недельной нагрузки для учителей. Какой это был праздник для всеx нас, педагогов! Такое решение мог принять лишь тот человек, который прошёл путь учителя. И сегодня, в период проведения реформ в образовании, этот вопрос как нельзя кстати созрел. Думаю, что со мной согласятся многие»

«Президентом страны поставлена задача в среднем образовании повысить качество образования с учетом опыта Назарбаев Интеллектуальных школ, с обеспечением: владения школьниками казахским, русским и английским языками; овладения школьниками навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации. Таким образом, перед системой среднего образования поставлена задача обеспечить качество образования, максимально подготовить ученика к самореализации и при этом обеспечить здоровьесбережение. В соответствии с поручением была изучена международная практика. Анализ показал, что, действительно, учебная нагрузка казахстанских школьников – одна из самых высоких среди стран СНГ. Следовательно, необходимо снизить нагрузку учеников, и при этом обеспечить возможность интеграции в мировое образовательное пространство», - рассказал глава МОН.

Он представил полную картину по работе по снижению учебной нагрузки на учеников, которая ведется в трех направлениях:

1) сокращение объема домашних заданий и времени, отводимого на его выполнение;

2) переход на пятидневную учебную неделю;

3) разработка и внедрение Типовых учебных планов начального, основного среднего и общего среднего образования с понижением нагрузки. Работа по сокращению объема домашних заданий и по переходу на пятидневную учебную неделю проведена в 2017-2018 учебном году. Соответствующие нормативные правовые акты приняты. Типовые учебные планы с понижением нагрузки разработанные в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 в настоящее время утверждены и зарегистрированы в Министерстве юстиции РК. При этом, на уровне общего среднего образования, при переходе на обновленное содержание образования в классах с естественно-математическим и общественно-гуманитарным направлениям интегрированы многие предметы.

«Кроме того, МОН в рамках работы по дальнейшему совершенствованию системы оплаты труда педагогических работников ведется работа по определению объемов дополнительной потребности в денежных средствах и источников ее финансирования при снижении нормативной недельной учебной нагрузки на педагогов», - уточнил министр.

Вслед за воспитателями о повышении заработной платы заговорили и преподаватели вузов. Читатели попросили разъяснить им вопрос о дифференцированном подходе оплаты труда ППС в вузах.

Эльмира Жумабаева: «Очень отрадно, что МОН РК поддерживает учителей. Специалисты, работающие в системе образования должны получать достойный оклад, который не унижал бы их достоинства. Но все же считаю, что те надбавки, которые получают учителя или получат в скором времени, ничтожно маленькие. Мои вопросы. 1. Когда рассмотрят вопрос увеличения зарплаты педагогам вузов? 2. Почему нет дифференцированного подхода оплаты труда ППС в вузах, если закон позволяет ректорам регулировать трудовые договора? Может ли специалист за ставку в 72000 тг. дать качественные знания?»

«Поскольку казахстанские вузы в основной своей массе имеют организационно-правовую форму в виде предприятия на праве хозяйственного ведения или акционерного общества, то оплата труда их работников в соответствии с нормами закона Республики Казахстан «О государственном имуществе» регламентируются вузами самостоятельно. Руководство вуза по согласованию с Наблюдательным советом вправе устанавливать дифференцированную оплату труда профессорско-преподавательского состава. Правоотношения между вузом и преподавателем в соответствии с нормами Гражданского и Трудового кодексов Республики Казахстан регулируются трудовым договором», - ответил Ерлан Сагадиев.

 

Также население интересует оплата труда для специальностей, которые не подходят под обновленное содержание школьного образования.

Гульнар Ауаририна: «Мой муж работает учителем физкультуры в дефектологической школе, его специальность не проходит «обновленку», тогда повышения и не будет. В таком случае что у вас предусмотрено?»

«В 2015 году внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «Об образовании», где законодательно регламентируется поэтапный переход на обновленное содержание школьного образования (ГПРОН на 2016-2019годы): 2016 год - 1 класс; 2017 год - 2, 5 и 7 классы; 2018 год - 3, 6 и 8 классы; 2019 год - 4, 9 и 10 классы; 2020 году – предшкольные классы и 11 класс. Учитель физической культуры специальной школы соответствия классов графику перехода, получает доплату в соответствии с ППРК 1193», - пояснил министр.      

 

Кроме вопросов о повышении заработной платы, у читателей возникали и насущные вопросы, на которые министр тоже дал четкий ответ.

Асия Алпысбаева: «Ещё один вопрос. Обязательно приходить на работу в субботу, если в школе 5-дневка?»

«Министерством разработаны и утверждены необходимые нормативные правовые акты по переходу на пятидневную учебную неделю. Решение о переходе на пятидневную учебную неделю принимает администрация организации образования по согласованию с родительским комитетом, а также попичительским советом. В шестой день учителя могут заниматься вопросами самообразования, повышения профессионального уровня, а также могут готовить поурочные планы, проверять тетради и др. При этом учителю сохраняется в полном объеме ежегодный оплачиваемый отпуск», - рассказал министр.

 

Некоторые читатели высказались о том, что доплату им перестали выдавать с определенного времени.

Жазира Имангалиева: «Подняли на 30 % 4 мес. только дали и все. С мая не получили эти 30 %»

«Уважаемая Жазира Имангалиева! К сожалению, вы не указали наименование организации, которая не выплатила вам установленную доплату. Вместе с тем, по оперативной информации местных исполнительных органов на сегодняшний день задолженности по выплате доплат за работу в условиях обновленного содержания (30% от должностного оклада) не зарегистрировано. По завершению 2017-2018 учебного года выплаты произведены в полном объеме за период с января по май 2018 года. Отпускные также выплачены с учетом данной доплаты», - обратился к читательнице министр.

 

Кроме того, министр ответил на вопрос о нормативной учебной нагрузке учителей, за которую полагается доплата к заработной плате.

Бибигуль Даулбаева: «Повышение на 30%-40% проводится только на 18 часов, а остальные не оплачиваются.»

«Да, действительно установленные с 2018 года новые доплаты за работу в условиях обновленного содержания и наличие квалификационной категории педагогического мастерства оплачиваются в зависимости от фактической нагрузки, но не более установленной законодательством нормативной учебной нагрузки (18 часов). Однако, в настоящее время с учетом выделения из республиканского бюджета на 2019-2021 года дополнительных денежных средств МОН ведется по внесению изменений в постановление Правительства РК от 31 декабря 2015 года № 1193 и снятию данного ограничения с января 2019 года», - рассказал Ерлан Сагадиев.

 

Напомним, о завершении реализации первого полугодия 2018 года госпрограммы развития образования и науки РК на 2016-2019 гг. перед Премьер-Министром республики отчитался министр образования и науки Ерлан Сагадиев. На 2018 год предусмотрено выполнение 8 индикаторов и 52 показателей и 148 мероприятий, все индикаторы и показатели выполняются.

Гультай Хасенова




Яндекс.Метрика