Экономика

Казахстанский автопром постепенно наращивает обороты

Казахстанский автопром начал «выздоравливать», продажи выросли за год на 59%, почти 55% спроса обеспечил отечественный автопром. Подробнее об этом, читайте в обзорном материале ИА Strategy2050.kz
Астана14 Июня , 11:07

Начнем с того, что казахстанским автопромом за 15 лет выпущено 182 255 единиц автотранспортных средств, из них 19 брендов и 140 моделей. Первый казахстанский автомобиль был выпущен в 2002 году. Это был ВАЗ-2121 «Нива». С него началась эпоха автопрома Казахстана.

Первый автомобиль отечественной сборки не вызвал большого восторга у соотечественников, критики было куда больше, однако это не остановило отечественных производителей. Как утверждают автопроизводители, сегодня свыше трети казахстанских покупателей новых автомобилей предпочитают предложения отечественных заводов. И хотя 2017 год не стал рекордно успешным для автокомпаний, взявших на себя миссию построения отечественного автопрома, но к юбилейной дате отрасль все же смогла продемонстрировать достижения.

По данным  Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса (АКАБ) разница цен на импортные и казахстанские авто одной и той же марки может достигать 20%.

«По итогам 4 месяцев 2018 года казахстанский автопром выпустил транспортные средства на 52,8 млрд тенге - сразу на 83,1% больше, чем годом ранее. Основное производство (почти 91%) сконцентрировано в ВКО (31,6 млрд тенге, в 2,3 раза больше, чем годом ранее) и Костанайской области (16,4 млрд тенге, +67,6%). Здесь работают главные автомобилестроители страны - «Азия Авто» и «СарыаркаАвтоПром». Производство легковых автомобилей выросло на 92,2% за год, до 8,8 тысячи машин по итогам января-апреля текущего года. Автобусов и прочих авто для перевозки 10 и более людей выпустили на 11,1% больше, чем годом ранее (60 машин), грузовых авто - на 10,6% меньше (236 машин)», - сообщает energyprom.kz.

В частности, силами усть-каменогорского «Азия Авто»  было собрано 5921 автомобиль, на костанайском «СарыаркаАвтоПром» произведено 2888 единиц техники. В Кокшетау «КАМАЗ Инжинринг» произвел 148 грузовиков, алматинский Hyundai Trans Auto отгрузил 54 ед. техники. Семипалатинские предприятия СемАЗ и Daewoo Bus произвели по 25 машин.

По данным АКАБ, казахстанские автомобили дешевле иностранных более чем на 55%. В среднем зарубежный автомобиль стоит 10,8 млн тенге, против 9,7 млн тенге в январе-апреле 2017 года. Чек на машины казахстанского производства за этот период вырос на 3,57%, с 4,6 млн тенге в 2017 году до 4,8 млн тенге в январе-апреле 2018 года.

При этом даже разница между ценами импортных и казахстанских автомобилей одной и той же марки может составлять до 20%. Отечественные автопроизводители имеют налоговые и таможенные льготы, что позволяет производителям проводить более гибкую ценовую политику и менее остро реагировать на внешние факторы.

Средний чек на автомобили казахстанского производства вырос в связи с тем, что в 2018 году стали доступны новые модели автомобилей отечественного производства, такие как Hyundai Tucson в новом кузове и Kia Sportage.

Сбыт автомобилей отечественного производства в 2018 году достиг 7 658 единиц, что в два раза выше результатов прошлого года (3 614 ед.). (Таблица 1.)

Таблица 1. Источник АКАБ

По итогам I квартала импорт занимал 46% спроса на легковые авто (против 60% годом ранее), 89,7% спроса на автобусы и прочие машины для перевозки более 10 пассажиров, 93,4% рынка грузовых авто и 82,6% - спецавтомобилей.

Одним из трендов 2018 года в Казахстане является переход на альтернативные виды топлива. Ежемесячно в стране владельцы около 10 тысяч автомобилей устанавливают газобалонное оборудование. В стране все больше техники, особенно коммерческой, которая использует газ. В 2018 году будут новинки, которые представлены в виде электрических автомобилей.

Вместе с тем, стоит отметить, автопром Казахстана имеет достаточно большой потенциал, ведь есть сильный стимулирующим эффект в приобретении автомобиля из салона – развитие кредитования в автомобильной отрасли. Банковская ставка - четыре процента годовых.

​​​​​​​«Производство автомобилей в стране растет, а по своему темпу вдвое опережает скорость восстановления рынка. Паритет между импортными и локально произведенными автомобилями совсем не за горами — доля отечественного автопрома за первые четыре месяца впервые достигла рекордных 46,9%. Во многом это стало возможно благодаря очередному траншу финансирования программы льготного автокредитования под 4%», - пояснила вице-президент АКАБ Анар Макашева.

Понятно, что процентные ставки достаточно высокие для казахстанского рынка. Но в целом государственная программа поддержки производителей под четыре процента годовых дала свой результат. Государство уже выделило порядка 10 миллиардов тенге на поддержку автопрома, и в начале этого года казахстанцы снова смогли приобретать автомобили отечественного производства по ставке в четыре процента годовых в кредит через банки второго уровня и под три процента годовых в лизинг для коммерческой техники. При этом лизинг предоставляется на срок от 37 месяцев, что является самым удобным и комфортным способом приобретения автомобилей для казахстанских предприятий.

Возможно впереди процентная ставка будет еще меньше и будет создана новая программа в приобретении своего автомобиля, как это происходит сейчас по жилищной программе приобретении жилья.

Кайрат Жандыбаев




Яндекс.Метрика