Аналитика

Какие вопросы обсудят лидеры стран ЕАЭС в Сочи

Сегодня в г. Сочи (РФ) пройдет заседание Высшего Евразийского экономического совета с участием президентов России, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и Премьер-министра Армении. Согласно данным официального сайта Администрации Президента РФ, на предстоящем заседании Высшего Евразийского экономического совета предполагается согласовать дальнейшие планы по углублению экономической интеграции и либерализации общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Какие еще вопросы будут обсуждаться, читайте в аналитическом материале ИА Strategy2050.kz.
Астана14 Мая , 17:29

В ходе заседания будут приняты основные ориентиры макроэкономической политики государств ЕАЭС на 2018-2019 годы, а также намечены практические шаги по развитию сотрудничества в таких сферах, как атомная и возобновляемая энергетика, цифровая экономика, медицина, социальная политика.

Россия как страна–председатель в органах Евразийского экономического союза в 2018 году предложила для обсуждения насыщенную повестку дня. Как отмечает исполняющий обязанности помощника Президента РФ Юрий Ушаков, в числе ключевых приоритетов сотрудничества стран в рамках ЕЭАС – создание единого рынка товаров и услуг, развитие торгово-инвестиционных связей, укрепление производственной и технологической кооперации. Кроме того, российская сторона подчеркивает важность сохранения курса на сотрудничество в области валютно-финансовой и денежно-кредитной политики стран ЕАЭС. Также особое внимание будет уделено расширению международной деятельности ЕАЭС. В частности, к подписанию подготовлены Соглашение о международных договорах Евразийского экономического союза и Решение об утверждении Положения о статусе государства-наблюдателя при ЕЭАС. Также состоится ряд двусторонних встреч Президента РФ В. Путина с лидерами стран-членов ЕАЭС.

По данным официального сайта Евразийской экономической комиссии (www.eurasiancommission.org), в повестку дня предстоящего заседания включены вопросы международного экономического сотрудничества с третьими странами, цифровизации, функционирования единого рынка услуг в ЕАЭС, макроэкономики, естественных монополий.

Кроме того, Евразийский экономический союз готовится к подписанию соглашений с Ираном и Китаем. Соглашения между Евразийским экономическим союзом и Китайской Народной Республикой, а также Исламской Республикой Иран планируется подписать 17 мая т.г. в Астане в рамках Астанинского экономического форума. По соглашению предусмотрено, что между ЕАЭС и Ираном заработает зона свободной торговли, предусматривающая снижение или обнуление ввозных таможенных пошлин по достаточно широкой номенклатуре товаров. С Китаем достигнуты договорённости по широкоформатному и отраслевому сотрудничеству. Со стороны ЕАЭС соглашения будут подписаны Председателем Коллегии Евразийской экономической комиссии Т. Саркисяном. В церемонии подписания также примут участие высокопоставленные представители стран Евразийского экономического союза, Китая и Ирана. Подробности соглашений будут раскрыты в ходе панельных дискуссий высокого уровня в рамках Астанинского экономического форума.

Направления сотрудничества ЕАЭС - КНР

Согласно Договору о ЕАЭС, международное сотрудничество направлено на эффективное достижение основных целей союза, формирование позитивного имиджа евразийской интеграции и позиционирование интеграционного объединения в качестве надежного, предсказуемого партнера на международной арене. ЕАЭС, обладая уникальным географическим положением и существенным экономическим потенциалом, играет значимую роль с точки зрения развития международного экономического сотрудничества. Китайская Народная Республика, как один из ключевых партнеров ЕАЭС, играет важную роль в развитии торгово-экономических отношений. В 2015 году начата реализация подходов к развитию торгово-экономического сотрудничества с основными партнерами ЕАЭС на среднесрочную перспективу, которые стали основой взаимодействия с третьими странами, включая Китай.

Так, 8 мая 2015 года в Москве Высший Евразийский экономический совет принял решение о начале переговоров с Китайской Народной Республикой по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве (Решение №15). Данное решение послужило отправной точкой в вопросе сопряжения проектов ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути. Совместное развитие данных проектов несет взаимные выгоды и более широкие возможности для всех стран-участников, в особенности, в сфере создания единых транспортных коридоров и общего торгово-экономического пространства. Следует отметить, что идея сопряжения проекта евразийской интеграции и китайской инициативы «Экономический пояс Шёлкового пути» соответствует основным положениям Договора о ЕАЭС, определяющего ключевые векторы международного сотрудничества  ЕАЭС, и направлена на совместную реализацию взаимовыгодных проектов в различных сферах.

С момента принятия данного решения идея сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шёлкового пути нашла своё отражение в ряде официальных документов, включая нормативные акты правового портала ЕАЭС (решения, распоряжения), а также официальные обращения и выступления Глав государств-членов ЕАЭС и др. В частности, в мае 2015 года выступая на VIII Астанинском экономическом форуме, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев инициировал практический этап сопряжения проектов ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути, предложив создать Объединённое Евразийское экономическое пространство, в рамках которого будут обсуждаться вопросы по дальнейшему развитию всего континента.

Отметим, что официальные переговоры по вопросу сопряжение ЕАЭС и Экономического пояса Шёлкового пути стартовали в первой половине 2016 года. В январе 2016 года Председатель Высшего Евразийского экономического совета Н.А. Назарбаев в своем обращении к главам государств-членов Евразийского экономического союза подчеркнул, что расширение торгово-экономических связей с основными партнерами послужит мощным импульсом для повышения роли ЕАЭС на всем континенте. Н.А. Назарбаев отметил, что одним из важных ключевых моментов в данном направлении является сопряжение ЕАЭС и инициативы по строительству Экономического пояса Шёлкового пути.

В целом, за небольшой период времени в предыдущие годы было положено начало практической реализации совместных проектов в рамках сопряжения ЕАЭС и ЭПШП, была сформирована соответствующая договорная и правовая база, а также состоялся ряд переговоров на высшем и правительственном уровне. Несмотря на определенные результаты, в настоящее время отсутствует практическое наполнение проектов по сопряжению, а сам формат не реализован в полной мере. При этом с точки зрения развития международного экономического сотрудничества формат сопряжения евразийской интеграции и китайской инициативы обладает высоким экономическим потенциалом.

Маншук Каримова




Яндекс.Метрика