Человеческий капитал

Как развивается туристская отрасль в Казахстане

Республика Казахстан имеет все предпосылки для развития туризма: выгодное географическое положение (относительная близость к основным направляющим рынкам — Европе и Азии), обшир¬ная территория и разнообразные ландшафты, богатое культурно-историческое наследие, живые тра¬диции, радушное гостеприимство, великолепная гастрономия и относительно низкая стоимость тру¬довых ресурсов. Что делается для повышения туристической привлекательности страны, рассказала председатель Комитета индустрии туризма министерства культуры и спорта РК Майнюра Мурзамадиева в интервью корреспонденту ИА Strategy2050.kz.
Астана12 Апреля , 16:21

— Майнюра Саветовна, расскажите, как обстоят дела в сфере туризма в настоящее время.

— Для развития туризма в Казахстане поворотным стал 2017 год. В начале года по поручению Главы государства был сформирован Комитет индустрии и туризма, который интегрирован в Министерство культуры и спорта. Была разработана концепция обновленная, актуализированная по развитию туристкой отрасли до 2023 года и уже в июне прошлого года эта концепция была утверждена постановлением Правительства. В июле была создана национальная компания «Казах Туризм», и я хочу сказать, что в рамках проектного управления туризм вошел в олимпийскую трассу. Перед отраслью поставлены очень амбициозные задачи, это поднятие доли туризма от нынешнего 1% до 8% к 2025 году. А также увеличить занятость от 390 тыс. человек в 2017 году до 660 тыс. человек к 2025 году. В этой связи в прошлом году утверждены программные документы – постановление Правительства по развитию Щучинско-Боровской курортной зоны, а также была утверждена дорожная карта Астаны.

В настоящее время, мы в целях реализации концепции по развитию туристической отрасли разработали план мероприятий. И этот план сейчас находится на стадии согласования с госорганами. Туризм развивался очень много лет в Казахстане, но именно этот год дал сильный импульс, мощный толчок дальнейшему его развитию.

— Что сейчас делается для развития туризма?

— Туризм – это очень высокодоходная и перспективная отрасль, которая привлекает более 800 млрд долларов прямых инвестиций. В своем послании Президент отметил, что одним из перспективных источников дохода является развитие внутреннего и въездного туризма. «Месседж» в том, что в каждом регионе необходимо развивать внутренний и въездной туризм, ведь туризм призван стать драйвером, основным двигателем нашей экономики.

Большой импульс развитию туризма дала международная специализированная выставка «ЭКСПО-2017», которая привлекла миллионы туристов и, конечно же, продвинула туристский имидж страны. Успешное проведение ЭКСПО продемонстрировало, в первую очередь, что страна готова принимать большие потоки туристов и оказывать качественные туристские услуги.

Чтобы развивать туризм в стране специально была создана нацкомпания «Казах Туризм», где собралась очень сильная команда одарённых, талантливых, высокопрофессиональных, компетентных специалистов, которые проработали в сфере туризма не один год и как раз эта компания призвана продвигать туристские продукты как на внутреннем, так и на внешнем рынке, а также привлекать как отечественных, так и зарубежных инвесторов.

— Какие проблемы нужно решить в нашей стране, чтобы она стала привлекательной для туристов?

— Если говорить об успешном развитии туризма, то необходимо решить два вопроса – это Visa Free и Open Sky.

Visa Free – это безвизовый режим и в этом направлении в нашей стране сделано очень много. Для граждан 63-х стран у нас действует безвизовый режим, но и поскольку мы в своей концепции определили target market, приоритетные зоны, это страны, которые находятся в радиусе 4-5 часов лету от Казахстана до этих стран, это Россия, Китай, Индия, Иран, страны Персидского залива. Мы в настоящее время пытаемся тоже создать условия для туристов из этих стран. В рамках пилотного проекта во время «ЭКСПО-2017», был запущен 72-х часовой безвизовый транзит для туристов из КНР. По предварительным расчетам, за три месяца нашу страну посетили около 4,5 тыс. человек и каждый из них оставил в экономике по 200-300 долларов.  В целом где-то 1,5 млн. долл. Мы стараемся продлить этот транзит для КНР и в этом году, а также в работу запустили такой же безвизовый транзит для туристов из Индии.

Open Sky – это режим «открытое небо», который работал у нас во время ЭКСПО. Понятие простое, это когда каждый международный авиаперевозчик, если имеет право залетать в столицу, практически семь дней в неделю, но только при одном условии, что государством не будет субсидироваться, это и есть Open Sky. Во время ЭКСПО к нашим авиационным линиям добавились очень много авиалиний: из Финляндии, Польши, Венгрии и в данный момент они также осуществляют свои полеты и никаких ограничений по полетам нет в столице, но мы будем работать и по другим регионам.

Эти два условия нужно обязательно обеспечить и тогда мы можем сказать, что мы имеем все возможности для успешного развития туризма в стране.

- В разработке концепции использовался ли опыт других стран или же у Казахстана своя стратегия развития туризма?

- Говоря о международном опыте, конечно же, при разработке концепции, мы изучали опыт таких стран, как США, Великобритании, Турции, ОАЭ. В этих странах туризму уделяется большое внимание, и туризм самый важный и самый крупный сектор экономики в этих странах. Допустим в той же Турции, доля туризма в структуре ВВП составляет 12%, в Испании – 9%, Великобритании – 9-8%, если мы говорим про США, то в этой стране сосредоточено самое большое количество достопримечательностей и музеев. Когда мы говорим про зарубежный опыт, понятно, что мы извлекаем полезное для себя, но мы конечно же, стараемся развивать с учетом нашей специфики, особенностей, культуры, истории, традиции.

Миллионы туристов хотят посетить Нью-Йорк, это Big Apple City, конечно же неискушенному туристу всегда будет интересно, а где же родина яблок, а родина яблок в Алматы находится, поэтому мы, чтобы раскрутить эти точки привлечения, планируем проводить международные фестивали как «Apple Fest», фестиваль цветения яблок «Apple Blossom». В Европе многие удивляются, когда узнают, что родина тюльпанов – это Казахстан, это наша Жамбылская область, и мы тоже хотим раскрутить эту тему, чтобы многие туристы могли приехать и увидеть истинное месторождение таких прекрасных цветов. И таких мест у нас много, на севере Казахстана есть Ботай, где впервые была одомашнена лошадь, у нас космическая целая индустрия на Байконуре, сакральные места и поэтому у нас есть возможности, условия, осталось только это все развить и показать, как туристический продукт.

— В современных условиях развитие туристской отрасли невозможно без определения основных направлений развития правовых основ туристской деятельности. Основным документом является Концепция развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2023 года. Расскажите подробнее о ней.

— Концепция – это основополагающий, программный документ и правовая основа – это закон о туристской деятельности. В первую очередь, когда мы создались, мы провели инвентаризацию всех законодательных актов на предмет актуализации и разработали проект концепции законопроекта о изменениях и дополнениях в законодательные акты РК по туристкой деятельности. Почему мы это делаем? Потому что в новой концепции мы определили новые направления, это развитие трофейно-охотничьего туризма, медицинского туризма, спортивного туризма, детско-юношеского туризма. Поэтому нам нужно внести изменения в закон, чтобы расширить субъекты туристской деятельности. Также мы хотим, чтобы туристская индустрия была приоритетной, когда придет инвестор, знал какие льготы, преференции, его ожидают здесь в Казахстане. В этой связи у нас есть специальная группа ОТЭГ (общественно-туристская экспертная группа). В данный момент мы проводим согласование с общественностью с тур ассоциациями, тур бизнесом, депутатами, госорганами, и мы надеемся, что проект концепции мы внесем в Министерство юстиции в феврале, в Правительство в марте и в мае уже внесем в Парламент с тем, чтобы уже утвердить План законопроектных работ.

— Расскажите о продвижении национального туристского продукта. 

— В Казахстане мы планируем формировать туристский продукт в двух направлениях: это экотуризм и этнотуризм и для этого мы имеем все условия. У нас уникальнейшая природа: великолепные горы на юге для развития горнолыжного туризма, замечательные озера, такие как Каспийская Ривьера, Капчагай, Алаколь, Маркаколь для развития пляжного туризма, и, конечно же, у нас прекрасный национальные парки.

Развитие этно- и экотуризма будет способствовать развитию событийного и развлекательного туризма. Мы считаем, что развитие вот этих видов туризма имеют социальный аспект, потому что молодежь не будет уходить в город, она будет заинтересована оставаться в селе, где будет расти производство ремесленнических и  сувенирных изделий, будут развиваться гостевые дома, это будет интересно молодежи: найти стабильную работу и как местный гид-экскурсовод знает свой район, область лучше и только они будут оставаться и обеспечивать занятость населения. По этим направлениям мы работаем очень плотно со всеми регионами.

В свете «Цифрового Казахстана» у нас сейчас прорабатывается проект «Цифровой портал» – это электронная система, которая дает доступ к информации, и вы, сидя дома, можете заказывать себе билеты, бронировать гостиницы и иметь обратную связь. Это также будет легко для туристов получать направления к достопримечательностям.

— Хотелось бы узнать, как развивается инфраструктура в туристических объектах республики?

— В целях реализации Концепции развития туристской отрасли, в каждом регионе разрабатывается «дорожная карта» по развитию туризма определённого региона. Программа развития Щучинско-Боровской курортной зоны (ЩБКЗ) состоит из 34-х мероприятий. Это, в первую очередь, развитие туристского потенциала ЩБКЗ, развитие инфраструктурных проектов и транспортно-логистической инфраструктуры. В Алматинской области очень много возможностей по развитию горнолыжного туризма. ВКО – это жемчужина Алтая, и это конечно же прекрасные озера Алаколь и Маркаколь, и акимат этого региона работает очень активно. В 2017 году были реконструированы все дороги, которые подходят к этим достопримечательностям, и облагорожено побережье озера Алаколь. В этой связи для наших жителей Казахстана созданы все условия для пребывания там.

- А какие еще проекты планируется развивать в этом году?

- Планы на 2018 год у нас большие. Мы продолжаем системную работу по развитию инфраструктуры вокруг точек роста, также мы продолжаем нашу работу по развитию придорожного сервиса. Мы в этом году будем активнее работать с Министерством сельского хозяйства, конкретно с Комитетом лесного хозяйства для того, чтобы развить туризм в национальных парках. Наша нацкомпания «Казах Туризм», которая работает за рубежом, продвигает туристский продукт и планирует провести семь международных выставок, всевозможные пресс-туры с участием иностранных журналистов, также будут проведены мероприятия в рамках празднования 20-летия Астаны. Планируется продолжить работу по развитию Щучинско-Боровской курортной зоны, туризма в Мангистауской области и строительства развлекательного парка в Алматинской области.

В заключение хотелось бы сказать, что для реализации всех поставленных задач Главой государства и Правительства, Комитет приложит все усилия чтобы сделать значительный прорыв в туризме, чтобы туризм на самом деле стал драйвером экономики и чтобы занял достойное место на карте мирового туризма.

— Спасибо за интервью.

Кайрат Жандыбаев

Фото: из открытого источника




Яндекс.Метрика