Парламент

Валютное регулирование в Казахстане: что изменится в законодательстве

Развитие валютного рынка Казахстана является важным моментом в стратегическом экономическом развитии государства. Валютный рынок РК относится к категории внутренних валютных рынков, который находится в стадии формирования. О том, какие изменения готовит Национальный банк РК по валютному законодательству, читайте в обзорном материале ИА Strategy2050.kz.
Астана11 Апреля , 15:03

Сегодня в Мажилисе Парламента РК был представлен проект Закона Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле». Как сообщил Председатель Национального банка РК Данияр Акишев, основной задачей законопроекта является расширение мониторинга валютных операций и сокращение иностранной валюты в расчетах на территории Казахстана. Реализация указанных норм повысит эффективность валютного контроля, в том числе в целях противодействия выводу денег из страны.

«Законопроектом предусмотрено сохранение принципов либерального валютного режима. Это обеспечивает исполнение международных обязательств, принятых Республикой Казахстан в рамках интеграционных объединений и членства в международных организациях без возложения дополнительной нагрузки на граждан и субъекты бизнеса», - сказал Акишев.

Глава Нацбанка РК выделил несколько основных блоков законопроекта:

Первое. Признание филиалов иностранных организаций в качестве резидентов.

По действующему законодательству филиалы иностранных организаций являются нерезидентами. Это позволяет им осуществлять валютные операции внутри Казахстана при операциях с резидентами. Для казахстанских компаний это запрещено.

«В настоящее время зарегистрировано 4,5 тысячи филиалов иностранных организаций. После полного вступления в ВТО ожидается значительное увеличение их количества. Это приведет к увеличению платежей в иностранной валюте внутри страны, что не соответствует национальным интересам. В этой связи, предлагается перевести расчеты филиалов иностранных организаций с казахстанскими компаниями на тенге. Изменения не затрагивают компании, деятельность которых регулируется соглашениями, заключенными от имени государства. Они останутся в статусе нерезидента. Также не предусматривается ухудшение условий в отношении договоров, заключенных до введения в действие настоящего закона. Данные поправки позволят обеспечить равные условия ведения бизнеса для местных компаний и филиалов иностранных организаций», - пояснил Акишев.

Второе. Расширение охвата валютных операций трансграничного характера.

Законопроект предусматривает расширение охвата валютных операций мониторингом с одновременным упрощением процедур сбора информации о валютных операциях.

«Сложные режимы регистрации и уведомления будут отменены. Вместо них вводится единая учетная регистрация валютных договоров. Критерием для учетной регистрации будет сумма и предмет договора. В этих условиях банкам не потребуется определять какой режим валютного регулирования, регистрация или уведомление, распространяется на валютную операцию. Поэтому сократятся сроки обслуживания банками платежей по валютным операциям. Согласно законопроекту, процедура учетной регистрации распространится на договоры по экспорту и импорту работ и услуг.  Это обеспечит полный охват договоров для повышения эффективности валютного контроля и возврата валютной выручки в страну», - отметил председатель Нацбанка.

Третье. Усиление противодействия выводу денег из страны.

По словам Данияра Акишева, существуют два направления. Первое направление, это введение перечня валютных операций, имеющих признаки вывода денег из страны: предоставление резидентом финансового займа нерезиденту, не предусматривающего погашения путем зачисления денег на счета в Казахстане, предоставление нерезидентом финансового займа резиденту, не предусматривающего перевод денег на счета в Казахстане, предоставление резидентом беспроцентного финансового займа неаффилированному нерезиденту на срок свыше 720 дней и операции по оплате экспорта или импорта со сроком репатриации свыше 720 дней. Такие операции будут осуществляться банками только при представлении резидентом разрешения на передачу информации органам валютного контроля.

Второе направление в целях противодействия выводу денег – это активное взаимодействие с органом государственных доходов, в том числе информационное.

«Почему особое внимание уделяется вопросам информационного взаимодействия? Потому что невозможно только нормами закона обеспечить контроль за выводом капитала. Вывод капитала может осуществляться нелегальными способами или маскируясь под законные сделки. Прямые ограничительные меры могут ухудшить инвестиционный климат и условия бизнеса для добросовестных предпринимателей. Это также неприемлемо в рыночной экономике», - объяснил глава Нацбанка РК.

По его словам, постоянно действующий и эффективный информационный обмен между заинтересованными госорганами позволяет выявлять недостоверные сведения по одной и той же сделке, которые поступают в разные госорганы. Поэтому законопроект предусматривает право на передачу информации по валютным операциям, содержащей банковскую тайну, Комитету государственных доходов.

«К сожалению, вы видите, что банки в принципе становятся неплатежеспособными. У них не отзываются лицензии, но страдают вкладчики, население и госкомпании, которые держат деньги. Те критерии уголовной ответственности, которые есть, срабатывают только при условии трех факторов, которые включаются здесь. Поэтому мы сделали так, чтобы эта норма стала рабочей. Пока она не рабочая. Практически вообще не используемая. Я думаю в тех условиях, которые сейчас есть, о чем я говорю, ухудшение состояния банков особенно в прошлые годы, мне кажется, требует того, чтобы менеджмент банка понимал свою ответственность в будущем за то, что банк будет доведен до неплатежеспособности», - сказал Акишев.

На этот счет депутат Анар Жаилганова добавила, что Уголовный кодекс РК уже содержит такие нормы.

«Сама идея хорошая, я согласна с этим, и мы готовы над этим работать. Но вопрос в том, что на сегодня Уголовный кодекс, в частности, ч. 1 и ч. 3 ст. 239 эти нормы уже содержит. У нас есть крупный ущерб, повлекший доведение до неплатежеспособности, и отдельно есть санкция за сам крупный ущерб. Самое интересное, что у вас и санкция не меняется. То есть вы один - единственный признак туда включили - снижение коэффициентов собственного капитала ниже уровня, который устанавливает уполномоченный орган. Но признак туда «сядет», но на санкцию никак не будет влиять», - сказала Жаилганова.

Данияр Акишева, отметил, что это не просто расчетный показатель, это, по сути, означает, что банк «проел» все деньги, ему расплачиваться нечем.

«Понятно, что не всегда за этим следует отзыв лицензии, но нам нужен этот критерий, чтобы норма заработала», - пояснил он.

Жаилганова добавила, что уголовная ответственность, по законопроекту Нацбанка, идет за снижение коэффициентов платежеспособности вместе с нанесением крупного ущерба.

В свою очередь спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин сказал, что депутаты поддерживают такой подход.

«Вы декларируете сейчас правильный подход. Депутаты его поддерживают, надо ужесточать требования как к акционерам, так и к менеджменту банков второго уровня. Это не просто коэффициент снижения собственного капитала, это может быть умышленно допущено. В жизни такое бывает. За это должны банкиры отвечать. Так, давайте эту норму отдельно вынесем, тогда она у вас будет через запятую, а вы ее внутрь спрятали. Нацбанк должен ужесточать ответственность. Вам об этом сказал Глава государства, что акционеры и банкиры должны перестать «баловаться». Мы, депутатский корпус, вас поддерживаем, но пора наводить порядок. Когда банкиры уводят деньги за рубеж, когда непонятно почему вдруг снизился собственный капитал, давайте введем эту норму напрямую», - пояснил спикер.

Глава Нацбанка РК ответил тем, что если это вывести в отдельную норму, и за этим последует уголовная ответственность, то тогда произойдет немного изменение структуры, но заверил, что Нацбанк готов обсудить этот вопрос.

Четвертое. По порядку обращения валютных ценностей на территории Казахстана.

Законопроектом предоставляется право небанковским обменным пунктам на покупку и продажу золотых минислитков, выпущенных Национальным банком.

Также в понятие «валютные операции» включены передача валютных ценностей в доверительное управление либо на основании договора об оказании брокерских услуг, приобретение и погашение резидентом электронных денег, выпущенных нерезидентом, и наоборот.

Вместе с тем, профессиональным участникам рынка ценных бумаг предоставлено право покупать и продавать безналичную иностранную валюту на внутреннем валютном рынке.

«Указанные поправки направлены на расширение инвестиционных возможностей физических лиц, а также способствуют развитию конкуренции на внутреннем валютном рынке. В случае принятия законопроекта субъектам бизнеса потребуется время на приведение своей деятельности в соответствие с новыми требованиями. Соответственно, срок введения в действие законопроекта – 1 июля 2019 года», - заверил Акишев.

Кроме того, председатель НБ РК добавил, что 16 декабря 2020 года заканчивается переходный период вступления Казахстана в ВТО, когда доступ на внутренний рынок получат филиалы иностранных финансовых организаций. Поэтому для абзаца 7 пункта 3 статьи 1 законопроекта установлен срок введения в действие с 16 декабря 2020 года.

«Принятие законопроекта не повлияет на простых граждан, так как либеральные принципы валютного регулирования сохраняются. Изменения касаются только крупных валютных операций», - заключил Акишев.

В свою очередь, Мажилис РК одобрил законопроект, дающий беспрецедентные полномочия Нацбанку.

Таким образом, для повышения прозрачности операций на валютном рынке расширяется доступ к биржевым торгам валютой для брокерских организаций. Документ направлен на адаптацию валютного законодательства Казахстана к развитию интеграционных процессов с учетом мировой практики. На законодательном уровне Национальному банку предоставляются беспрецедентные полномочия, прежде всего, касающиеся усиления его надзорной функции.

Кроме того, предлагается перевести расчеты филиалов иностранных нефинансовых организаций с казахстанскими контрагентами на тенге. Вводится единая учетная регистрация валютных договоров. Это распространяется также на валютные договоры по экспорту и импорту товаров и услуг. Также, для повышения прозрачности операций на валютном рынке расширяется доступ к биржевым торгам валютой для брокерских организаций.

В целом, основными целями законопроекта являются расширение охвата статистического мониторинга валютных операций, в том числе посредством оптимизации режимов валютного регулирования; расширение доступа к операциям на биржевом валютном рынке для профессиональных участников рынка ценных бумаг; уточнение вопросов обращения валютных ценностей на территории Казахстана и перечня разрешенных между резидентами валютных операций с учетом изменений, внесенных в законодательство, а также в рамках мер по дедолларизации.

Кайрат Жандыбаев

Фото: из открытого источника




Яндекс.Метрика