Цифровой Казахстан 2022

Казахстанцы все чаще стали пользоваться электронными услугами (ОБЗОР)

Госорганы Казахстана приступили к активному выполнению поручений Главы государства, которые обозначены в Послании народу. Стоит рассмотреть одно немаловажное направление Послания. Звучит оно как «Эффективное государственное управление». Речь идет о ходе развития государственных и электронных услуг. Попытаемся разобрать, что это означает и какие шаги будут предприняты в стране для осуществления данной задачи.
Астана19 Января , 15:52

Начнем с того, что Президент в одном направлении обозначил работу по сокращению издержек при государственном администрировании, по ускоренному принятию закона, направленного на дальнейшее дерегулирование бизнеса. Кроме того, немаловажным пунктом стала цифровизация – задача, которую Глава государства поставил перед страной в конце прошлого года.

«Необходимо обеспечить цифровизацию процессов получения бизнесом господдержки с ее оказанием по принципу «одного окна». Интеграция информационных систем госорганов позволит перейти от оказания отдельных госуслуг к комплексным по принципу «одного заявления», - говорится в Послании.

При этом, Лидер нации выделяет, что, внедряя новые технологии, государству и компаниям следует обеспечивать надежную защиту своих информационных систем и устройств.

«Сегодня понятие кибербезопасности включает в себя защиту не просто информации, но и доступа к управлению производственными и инфраструктурными объектами. Эти и иные меры должны найти отражение в Стратегии национальной безопасности Казахстана», - говорится в Послании.

По этому вопросу МИК приводит цифры: более 1 миллиона сетевых атак отражено в 2017 году, в ведении АО «НИТ» находятся 15 дата-центров по Казахстану, круглосуточно сопровождаемые специалистами. К примеру, АО «Национальные информационные технологии» продолжает работу по интегрированию информационных систем. В данном направлении компанией «НИТ» на постоянной основе проводятся работы по интеграции информационных систем (ИС).

«На сегодняшний день осуществлена интеграция 157 информационных систем госорганов. К платежному шлюзу электронного правительства подключено 32 банка второго уровня, в том числе «Казпочта», в части предоставления банками государственным органам судам сведений и информации об осуществленных платежах и (или) переводах денег, связанных с уплатой платежей в бюджет», — рассказала заместитель председателя правления АО «НИТ»Ботагоз Касабек на брифинге в пресс-центре Правительства.

Так, по информации primeminister.kz, благодаря интеграции ИС осуществляется переход к оказанию комплексных услуг по принципу «одного окна», когда на основе использования нескольких интегрированных ИС пользователю доступны услуги одним запросом, без посещения нескольких ведомств.

По официальным данным, на сегодня портал электронного правительства предоставляет возможность получать 237 услуг и сервисов, портал электронного лицензирования eLicense.kz – 440 автоматизированных услуг. Среди них по линии бизнеса доступны 44 онлайн-услуги в части регистрации и развития бизнеса, лицензирования, налогов, банковского дела, субсидирования и др.

Если обратимся к цифрам прошлых лет, то через egov.kz с 2012 года уже открыто более 177 824 компаний. В 2017 году было зарегистрировано более 48 367 юридических лиц. Обстоятельством этому послужило то, что в настоящее время, благодаря оптимизации, упрощена регистрация бизнеса онлайн.

Также на портале egov.kz запущена новая композитная услуга «Регистрация юридического лица с учетом открытия банковского счета и обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей».

Что касается новых задач, то с начала 2018 года на веб-портале «электронного правительства» доступен сервис по получению электронных справок третьими лицами, таких как адресная справка с места жительства, справки об отсутствии (наличии) недвижимого имущества, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество.

Министерство информации и коммуникаций ответственно относится к выполнению задач по продвижению электронных услуг в Казахстане. Правительство для граждан всегда доступно онлайн, что значительно облегчает жизнь жителям отдаленных поселков (там сейчас функционируют – 70 мобильных групп. За 2017 год ими оказано более 546 тыс. услуг) или, к примеру, пенсионеров. Так, на данный момент более 450 госуслуг доступны населению через инфраструктуру электронного правительства. Лицам с ограниченными возможностями, которые самостоятельно не могут обратиться в ЦОН осуществляются выезды в рамках Регламента взаимодействия с Единым контакт центром АО «Национальные информационные технологии» по вопросам оказания государственных услуг с выездом по месту жительства к лицам, не имеющим возможности самостоятельно получить государственные услуги. За январь-декабрь 2017 года около 48 тыс. услуг оказано работниками Госкорпорации с выездом к ним на дом (более 35  тыс. выездов).

Если взять за пример представителей бизнеса, то для них на данный момент сокращаются издержки при государственном администрировании. Следует отметить, что Министерством уже ведется работа по максимальной оптимизации процессов оказания государственных услуг, в том числе путем их перевода в электронный формат. Так, на сегодняшний день уже реализовано проактивное оказание государственных услуг, связанных с рождением ребенка, 30 электронных услуг доступны для получения на портале электронного правительства без ЭЦП.

«В прошлом году запущен проект «Услуги без справок», направленный на исключение истребования электронных справок государственными органами, а также сервис получения таких справок третьими лицами с разрешения гражданина», — резюмировал вице-министр информации и коммуникаций Кайрат Балыкбаев в ходе брифинга в Правительстве.

Министерству поручено продумать как при предоставлении электронных госуслуг должна обеспечиваться информбезопасность и гарантированная доступность. В частности, необходимо предотвращать несанкционированный доступ к информационным система и базам данных.

К слову, по республике услугополучателям в 349 фронт-офисах предоставляются государственные услуги по принципу «одного окна», которыми за 2017 год оказано более 38 млн услуг.

Стоит вспомнить, какие проекты уже запущены в регионах для повышения качества обслуживания:

- предоставление государственных услуг (за исключением государственных услуг по линии документирования и регистрации населения) в Астане, в Шымкенте;

- по приему документов и выдаче результатов оказания государственных услуг в отделениях почтовой связи филиала АО «Казпочта» по ВКО;

- по доставке готовых документов по месту требования  на дом либо в офис через АО «Казпочта»;

- по предоставлению некоторых государственных услуг по регистрации актов гражданского состояния через Госкорпорацию;

- передача функций территориальных органов юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Госкорпорацию;

- получение госуслуг посредством телефонного звонка на Единый контакт-центр 1414.

Уже не первый год в Казахстане идет разговор о том, что при предоставлении электронных госуслуг должна обеспечиваться информбезопасность и гарантированная доступность. В частности, необходимо предотвращать несанкционированный доступ к информационным системам и базам данных.

Снова обратимся к цифрам, чтобы картина была полной. За 2017 год оказано более 34 млн электронных услуг, оказаны через ИС ГБД «Е-лицензирования» более 24,4 тыс. электронных лицензий и 597,1 тыс. разрешительные документы. Среди них по линии бизнеса доступны 44 онлайн-услуги в части регистрации и развития бизнеса, лицензирования, налогов, банковского дела, субсидирования и др.

Гультай Хасенова




Яндекс.Метрика