Парламент

Сенат принял поправки в закон о модернизации основ правоохранительной деятельности

Сенат принял поправки в закон о модернизации основ правоохранительной деятельности в ходе заседания под председательством Касым-Жомарта Токаева.
Астана 07 Декабря, 19:16

Так, рассмотрены в двух чтениях и приняты поправки в законодательство по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности.

Концепцией документа предусматривается реализация задач по укреплению защиты конституционных прав человека, повышению эффективности следствия и состязательности сторон, дальнейшему расширению судебного контроля, упрощению процедур расследования путем ввода института приказного производства, а также исключению дублирования и четкому распределению полномочий между органами уголовного преследования, прокуратурой и судом.

Законом вносятся изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс, законы «Об оперативно-розыскной деятельности» и «О прокуратуре».

В рамках документа предусмотрены нормы, согласно которым:   сокращается срок задержания лица без санкции суда до 48 часов, по несовершеннолетним лицам – до 24 часов, сохранив использование предусмотренного Конституцией предельного 72-часового срока только в исключительных случаях; вводится институт приказного производства по уголовным проступкам и преступлениям небольшой тяжести; повышается состязательность сторон уголовного процесса путем наделения адвокатов более широкими полномочиями по сбору доказательств; закрепляется обязанность органа досудебного расследования уведомлять лиц о проведенных в отношении них негласных следственных действиях;  исключается практика сбора правоохранительными органами доказательств, выходящих за пределы расследуемого деяния; суду передаются полномочия по санкционированию залога, освидетельствования и получения образцов, а также негласных следственных действий; к лицам, подозреваемым, обвиняемым в совершении преступлений в сфере экономической деятельности, мера пресечения в виде содержания под стражей не будет применяться, кроме таких уголовных правонарушений, как финансовые пирамиды, фальшивомонетничество, экономическая контрабанда, рейдерство и организованные формы преступности; ограничивается перечень преступлений, по которым допускается проведение специальных оперативно-розыскных мероприятий.

Для оптимизации уголовного производства и экономии бюджетных средств предусмотрена возможность ведения уголовного процесса в электронном формате.

Ратифицировано Письмо-соглашение между Казахстаном и Международным Банком Реконструкции и Развития относительно поправок к Соглашению о займе (Проект развития автомобильных дорог Юг-Запад: Международный транзитный коридор Западная Европа – Западный Китай).

Документом предусматривается включение в Соглашение  о займе дополнительных участков дороги «Курты-Бурылбайтал» и «Узынагаш-Отар» и перераспределение средств займа.

Реализация проекта будет осуществляться за счет сэкономленных средств займа МБРР в сумме 271,3 млн долларов и софинансирования из республиканского бюджета на 47,9 млн долларов.

Ратификация Письма-соглашения направлена на эффективное управление затратами по реконструкции автомобильных дорог, предусмотренных Государственной программой инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015 – 2019 годы.

Сенаторы ратифицировали Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата.

В рамках рассматриваемого  документа предусмотрено сотрудничество сторон по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с хищением автотранспортных средств, розыску и обеспечению их возврата. При обнаружении похищенного автотранспортного средства на территории одной из сторон проводятся меры по возврату автотранспортного средства согласно процедурам, установленным Соглашением.

Всесторонне рассмотрен проект Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового кодекса).

Проект Кодекса разработан с целью приведения налоговой и бюджетной политики в соответствие с новыми экономическими реалиями, что является одной из ключевых задач Послания Президента Н.А. Назарбаева «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность».

Законопроект предусматривает нововведения, направленные на упрощение налогового законодательства в отношении физических и юридических лиц, стимулирование деловой активности, совершенствование механизма налогового администрирования.

В целях защиты интересов добросовестного налогоплательщика вводятся нормы, касающиеся толкования в пользу налогоплательщика спорных вопросов, возникших по причине неясностей и неточностей в нормативно-правовых актах, либо последующих изменений в позиции налогового органа, согласно разъяснению которого ранее действовал налогоплательщик. Для своевременной подготовки бизнеса к изменениям налогового режима предлагается принимать поправки в законы не позднее 1 июля и вносить их консолидировано одним законопроектом.

Новеллы направлены также на сохранение действующих специальных налоговых режимов для малого и среднего бизнеса, введение для МСБ альтернативного режима фиксированного вычета, снижение ставок налоговой нагрузки в связи с введением взносов по обязательному медицинскому страхованию и обязательным пенсионных взносам работодателей.

В сфере недропользования будут простимулированы инвестиции в геологоразведку путем разрешения альтернативного налога на недропользование, введения механизма арендных платежей, а также учета расходов на неуспешную разведку в другом добычном контракте в рамках одного юридического лица.

Касательно налогообложения специальных экономических зон документом предлагается расширение условий применения льгот.

Сенатор Аскар Бейсенбаев указал на ряд недостатков в проекте Налогового Кодекса. «К сожалению, мы не можем пока сказать, что проект Налогового Кодекса стал простым и понятным для рядового налогоплательщика. Налоговый кодекс – это свод законов, а не инструкций и подзаконных актов и должен поэтому трактоваться однозначно. Однако в проекте сохраняется большое количество внешних и внутренних отсылочных норм на подзаконные акты - свыше 100 постановлений Правительства, и порядка 300 иных актов», - отметил сенатор. Он подчеркнул, что сложность восприятия текста Кодекса демонстрирует количество его статей. Сенатор привел следующие факты: в России Налоговый кодекс состоит из 432 статей, Беларуси – 330, Грузии – 310, а наш – из 773 статей.

А.Бейсенбаев также акцентировал внимание на упущении вопроса по самозанятым.

«Необходимо в рамках Налогового кодекса разработать упрощенную фиксированную патентную систему, которая позволит работать самозанятым легально без регистрации в качестве ИП и без сдачи каких-либо отчетов». Обеспокоенность сенаторов вызывает и то, что в преддверии всеобщего декларирования в рамках проекта Налогового кодекса предлагается с 2020 года отменить действующие специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса и аграрного сектора и перевести их на полноценный учет доходов и расходов. «При таком подходе в связи с резким ростом налоговой нагрузки малый бизнес может уйти в «тень». Хотел бы напомнить, что усиление фискальной функции налогов всегда приводит к ослаблению экономической функции налогов, призванной способствовать экономическому росту», - отметил А. Бейсенбаев.

Подытожив выступления сенаторов по данному вопросу, Председатель верхней палаты Парламента Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что министерство национальной экономики не справилось в полной мере с задачей, поставленной Главой государства в отношении Налогового кодекса.

Рассмотрев документ в двух чтениях, сенаторы направили проект Налогового кодекса со своими поправками в Мажилис.





Яндекс.Метрика