Правительство

Увеличился экспорт зерна в дальние страны – КТЖ-Грузовые перевозки

Качественные показатели урожая привели к изменению структуры экспорта зерна и муки. Увеличился экспорт в дальние страны, такие как Италия, Турция, Иран, Афганистан, что в свою очередь привело к росту дальности перевозок и соответственно увеличению потребного парка зерновозов и крытых вагонов. Об этом сказал президент АО «КТЖ-Грузовые перевозки» Оралхан Кулаков на пресс-конференции в Правительстве.
Астана15 Ноября , 13:26

«За 10 месяцев текущего года перевезено 6,7 млн тонн зерна на уровне прошлого года. Географическое расположение страны и транспортная инфраструктура Казахстана позволяет обеспечить перевезти объем перевозок 1,5 млн тонн нового урожая в эквиваленте (1 млн тонн зерна и 300 тыс тонн муки). Хорошие количественные и качественные показатели урожая привели к изменению структуры экспорта зерна и муки. Увеличился экспорт в дальние страны, такие как Италия, Турция, Иран, Афганистан, что в свою очередь привело к росту дальности перевозок и соответственно увеличению потребного парка зерновозов и крытых вагонов», - сказал О. Кулаков.

Он отметил, что резко увеличились перевозки зерна в направлении портов. Рост произошел в направлении портов Каспийского и Черного морей. При этом, во многих случаях, из-за отсутствия свободных терминальных мощностей в портах и отсутствия подхода судов увеличился простой зерновозов в ожидании выгрузки.

«Изменение структуры экспорта привело к ужесточению требований к проверке качества зерна со стороны европейских импортеров, что привело к росту простоев при погрузке на станциях отправления. Срок простоя вагонов в ожидании погрузки в среднем увеличился  с 2  до  5 суток, а во многих случаях до 15 суток. Здесь необходимо отметить, что простои при погрузке допущены также из неудовлетворительного технического оснащения элеваторов. За последние годы значительно снизилась емкость подъездных элеваторных путей, часто возникают поломки сепараторов, погрузочных линий, то есть вагоны приходят под погрузку и ждут когда будут устранены неисправности. Кроме того, в большинстве случаев элеваторы либо не работают по выходным дням, либо предъявляют повышенные тариф на свои услуги, тем самым увеличивая простой на выходные дни», - посетовал президент компаний.

По его словам, все эти факторы привели к тому, что при сложившейся структуре экспорта зерна, существующего наличного парка 9700 зерновозов недостаточно. Когда как по опыту последних 5 лет данного парка зерновозов было достаточно для перевозки 1 млн тонн зерна.

«Проведенные реформы по либерализации вагонного бизнеса, обеспечили нам рост казахстанского парка зерновозов за счет привлечения частных инвестиций до 8200 вагонов. Однако, как я говорил, сложившаяся неординарная структура экспорта зерна этого года подталкивает нас к необходимости привлечения дополнительного парка. К сожалению, возможности по привлечению дополнительного парка зерновозов ограничены тем обстоятельством, что парк иностранных компаний, который в прошлые года работал в Казахстане, сегодня задействован в России, где собран рекордный урожай. Кроме того, высокие ставки на перевозку зерна в России способствовали оттоку части парка небольших казахстанских операторов», - резюмировал О. Кулаков.

Он также отметил, что факторы высоких урожаев в соседних странах также негативно повлияли на казахстанский рынок перевозок зерна.

«Несмотря на имеющиеся сложности, мы проводим работу по привлечению дополнительного парка со стороны соседних железнодорожных администраций. Кроме того, АО «Грузовые перевозки», как системный перевозчик, учитывая потребность рынка к перевозкам через морские порты Черного моря, объединив усилия АО «Астыктранс», АО «Русагротранс», стививидоров и экспедиторов порта Новоросийск, осуществило линейный сервис, способствующий прямому варианту перегруза зерна в порту Новоросийск. Благодаря этой работе сокращено время оборота и простоя вагонов в порту Новоросийск», - заверил О. Кулаков.

Также он отметил, что «КТЖ-Грузовые перевозки» как системный оператор также вмешались и в ситуацию с портом Актау.

«Нами были консолидированы усилия всех участников перевозочного процесса и сейчас уже видны первые результаты, количество простаивающих вагонов снижено до 500. Снижаются простои в порту при выгрузке. Для эффективной работы в каждом регионе при Акиматах созданы штабы по координации действий по перевозке зерна и муки. Отдельно хотел бы отметить случаи простоев вагонов по вине грузополучателей. Так при перевозке зерна в Китай, на станции Хоргос более 100 зерновозов простояли свыше 90 дней под выгрузкой. Причина простоя несогласованность действий грузополучателя, таможенных и карантинных служб Китая. То есть наши вагоны практически были использованы как склад на колесах. Я не случайно говорю о мерах по снижению оборота вагона, так как эти технологичные меры позволяют, не привлекая, дополнительного парка увеличить рабочий парк вагонов. Так если оборот зерновозов сократить на 1 только сутки, экономия подвижного состава достигнет 569 зерновозов», - отметил О. Кулаков.

Также он отметил, что проведена работа по внедрению новых технологий в перевозке зерна. Так в октябре этого года был осуществлен пилотный проект по перевозке зерна в контейнерах по новому маршруту Курык – Алят – Ахалкалаки – Карс – Мерсин. В перспективе ежемесячно по данному направлению планируется перевозить до 10 тыс тонн зерна.

«Если говорить о перевозках муки, то здесь ситуация практически такая же как в перевозках зерна. Проблема вся та же, это оборот крытого вагона. Основная масса экспортной муки идет в Афганистан. Логистика в направлении Афганистана характеризуется очень низкой скоростью доставки и слабыми возможностями по выгрузке на приемных станциях Афганистана, в Хайратоне, Акине и Тургунди. Так как выгрузка вагонов на афганской стороне не автоматизирована, зачастую происходит затоваривание на станциях выгрузки, что также приводит к простоям и снижению рабочего парка», - сказал О. Кулаков.

По его словам, для снижения оборота вагонов в консолидации с узбекской железной дорогой запущены три прямых маршрута шаттлов сообщением Костанай – Галаба (ИРА). Составы, груженые мукой, преодолевают расстояние в 3 257 километров за 120 часов.

«Со своей стороны, мы делаем все возможное, но как я отмечал ранее нам необходимо совместное участие отправителей в вопросах гарантии выгрузки продукции, сокращения времени ожидания выгрузки по неприему товара по качеству и т.д. Часто товар продается на границе и наш экспортер, получив оплату теряет интерес к дальнейшей судьбе вагона», - заключил О. Кулаков.

Напомним, за 10 месяцев 2017 года грузооборот вырос на 11% к уровню прошлого года и составил 216,7 млрд тонн-км. Компания «КТЖ-Грузовые перевозки» имеет достаточное количество вагонов для обеспечения перевозки угля в регионы Казахстана.

 

Кайрат Жандыбаев

 




Яндекс.Метрика