Государственная программа Информационный Казахстан - 2020

Закон о СМИ: что ждет журналистов и граждан республики

Эксклюзив
В Казахстане идет бурное обсуждение законопроекта по вопросам информации и коммуникаций, который содержит более 200 поправок.
Астана09 Ноября , 09:52

Что касается средств массовых информации, то предлагаются изменения не в один, а в 16 законов и кодексов, в том числе – о СМИ, о рекламе, о телерадиовещании, об авторских и смежных правах, о персональных данных и их защите и даже в Кодекс об административных правонарушениях. Планируется, что работа над законопроектом продлится до весны 2018 года. И если поправки будут приняты в предложенном виде, многое изменится не только для журналистов, но и для простых казахстанцев. О том какие изменения будут в новом законопроекте, читайте в обзорном материале ИА «Strategy2050.kz».

Министерство информации и коммуникаций Казахстана предлагает внести изменения в несколько законов, которые затронут интересы журналистов и СМИ: Закон «О средствах массовой информации», Закон «О телерадиовещании» и Закон «О рекламе». Среди позитивных поправок, таких как расширение возможностей журналистов для получения информации, определение статуса пресс-служб и пресс-секретарей и механизма их взаимодействия с журналистами, Министерство предлагает совсем неоднозначные поправки, которые уже вызывают споры в казахстанском журналистском сообществе.

Как известно, министр информации и коммуникаций РК Даурен Абаев разъяснил необходимость новых норм проекта закона о СМИ, выступив с видеообращением на странице в Facebook.

«Ни для кого не секрет, что средства массовой информации буквально охотятся за новостями об известных людях, о певцах, актерах, спортсменах и т.д. Зачастую такие новости формируются на основе слухов и домыслов. Это может касаться их семей, личных отношений и даже здоровья. Это не всегда правдивая информация, и может негативно повлиять на репутацию человека. Даже в случае дезинформации добиться опровержения очень непростая задача. Единственное, что остается, это как раньше, идти в суд. Но это месяц нервного ожидания. И не все готовы отстаивать свои права в судебном порядке, особенно это касается обычных граждан, которые также могут стать жертвами слуха», – сказал Д. Абаев.

По рекламе на телевидении министр отметил, что в настоящее время по Закону минимальная доля вещания на казахском языке должна составлять 50% эфирного времени. Он подчеркнул необходимость поправки в вопросе распространения исключительно казахстанских телерадиоканалов в госучреждениях. Д. Абаев не исключает, что такое требование в будущем будет предъявлено и к аэропортам и вокзалам.

Министр также остановился на поправках по расширению применения сурдоперевода и субтитрования, повышения статуса структурных подразделений госорганов, осуществляющих работу со СМИ (пресс-служб и пресс-секретарей).

По словам Д. Абаева, каждый госорган теперь обязан на сайте размещать контактные данные лиц, работающих со СМИ, которые должны подчиняться напрямую первому руководителю. Д. Абаев выразил уверенность, что все эти поправки должны положительно отразиться в работе госорганов со СМИ.

Еще одним полезным нововведением министр считает то, что при публикации недостоверной информации в СМИ и перепечатке ее в других изданиях теперь ответственность будет нести только первоисточник. Министр также остановился на случаях, когда, согласно поправкам, СМИ могут не запрашивать разрешения публикации изображения граждан, когда их фотографируют во время массовых мероприятий культурного и спортивного характера, а также на собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пр. Также он уточнил, что СМИ могут без разрешения гражданина публиковать фотографию при получении официальной информации, касающейся этого лица, вместе с фотографией, а также, когда изображение используется в общественных интересах.

Говоря о последних поправках, министр рассказал об основных направлениях и представил в Мажилисе окончательный вариант законопроекта о СМИ.

Первое, дальнейшее формирование качественной законодательной базы для развития СМИ. В целях снижения административной нагрузки и обеспечения соразмерности санкций законопроектом планируется исключить такие виды наказаний, как конфискация тиража и приостановление деятельности СМИ за незначительные нарушения.

Вместе с тем расширяется перечень оснований, по которым СМИ освобождаются от ответственности за распространение недостоверной информации.

Также рамках дальнейшего продвижения казахстанского контента в государственных органах и организациях планируется обеспечить показ исключительно отечественных телеканалов.

Второе направление коснулось взаимодействия казахстанцев со СМИ, которое в министерстве хотят упорядочить. Предлагается внести ограничение на публикацию в СМИ изображения и любой информации, позволяющей идентифицировать ребенка, пострадавшего в результате противоправных действий. Также планируется изменить порядок досудебного урегулирования споров, возникших при публикации недостоверной информации.

«В данном вопросе важно обеспечить равную состязательность сторон. Также в законопроекте учтены интересы наших граждан с ограниченными возможностями. Предлагается решение по равномерному распределению рекламы на госязыке, а также определению таких понятий как детская, религиозная, образовательная программа», – отметил глава ведомства.

Министр также предложил определить в каждом госоргане уполномоченное лицо или подразделение по взаимодействию со СМИ с четко очерченным функционалом.

«Предусматривается, что данные лица или структуры будут подчиняться напрямую первому руководителю. Такие механизмы позволят усилить роль действующих пресс-секретарей и пресс-служб», – сказал Д. Абаев.

В законопроекте также более подробно регламентируется процесс предоставления информации средствам массовой информации по их устным и письменным запросам с указанием сроков, формы и порядка.

«Расширяется понятие «официальное сообщение». Если сейчас такие сообщения могут публиковаться только государственными органами, то в законопроекте предлагается включить в их число государственные учреждения, субъекты квазигосударственного сектора и юридические лица, являющиеся получателями бюджетных средств», – добавил он.

В законопроекте комплексно предложены нормы, направленные на реализацию программы «Цифровой Казахстан». Также имеются нормы, направленные на совершенствование процессов проектирования, создания и экспертизы государственных информационных систем.

«Планируется повышение качества услуг связи посредством предоставления операторам сотовой связи права на совместное использование выделенных радиочастотных спектров. В целях упрощения предлагается перевести процесс получения разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств на уведомительный порядок», – добавил министр.

Особым для обсуждения стал вопрос, который касается срока предоставления ответа на информационный запрос журналиста. Согласно документу, госорганы имеют право отвечать на журналистский запрос в течение 15 дней. Согласно действующему законодательству, этот срок составляет три дня. Речь идет об информации, которая не вошла в состав официального сообщения. Разработчики аргументируют нововведение тем, что госорганам необходимо время для подготовки ответа. Эксперты отмечают, что органы госуправления в первую очередь должны быть заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее предоставить информацию, потому что это показатель их компетентности. Ведь любая информация устаревает очень быстро. Через полмесяца, когда наконец журналист получит ее, она будет просто изрядно устаревшей, никому не интересной – ни СМИ, ни населению.

«В этой связи мы исходили из общей практики – до 15 дней, во всем мире практика до 20 дней, до месяца занимает. Я думаю, здесь ничего страшного нет. Мы в рабочих группах этот вопрос обсуждали, и сейчас он на заключении в Правительстве находится. Да, в законе об обращении граждан тоже 15 дней срок указывается. Поэтому, я думаю, мы готовы рассмотреть и в рабочих группах обсудить более детально срок сокращения до 15 дней», – заверил Д. Абаев.

Также речь зашла об отсутствии правового поля для деятельности распространителей карт с телевизионных спутниковых тарелок.

«Вопрос касается информационной безопасности нашей страны. Сейчас порядка 600 тыс. семей пользуются так называемыми «серыми» тарелками. В серых тарелках используется карта памяти, и там не зашиты казахстанские телеканалы», - отметил Д. Абаев.

«Получается, где-то 1,5 млн человек находятся вне информационного поля Казахстана, точнее не смотрят казахстанские телеканалы и не знают, что происходит в стране по большому счету», - добавил министр.

В то же время глава ведомства отметил, что те, кто пользуется тарелками, будут продолжать ими пользоваться, но тех, кто продает карты памяти к ним, введут в правовые рамки.

«Этот вопрос стоит остро по всему Казахстану. Люди, которые пользуются «серыми» тарелками, они будут продолжать пользоваться, потому что никаких мер воздействия к потребителям у нас не предусмотрено, но мы выводим в правовое поле людей, которые распространяют карты. Они действительно находятся вне правового поля Казахстана. Деньги через электронные платежи уходят, по нашей информации, даже на Кипр», - заключил Д. Абаев.

В целом, обсуждаемый законопроект представляет собой целый комплекс изменений, направленных на развитие сразу трех отраслей информации, связи и информатизации. Новый законопроект Министерства информации и коммуникаций РК обязывает журналистов проверять достоверность информации перед публикацией, получать официальные комментарии. Публиковать непроверенную новость со слов очевидцев, снимающих какие-то события на телефон, журналисты не будут иметь права. Кроме того, одна из статей предлагаемых Министерством поправок обязывает журналистов получать согласие от лица или его законного представителя на распространение в СМИ личной, семейной, врачебной, коммерческой, банковской и других тайн.

По словам министра, законопроект позволит усилить механизмы защиты прав наших граждан в информационной сфере, совершить качественные изменения в деятельности СМИ, увеличить их возможность по доступу к информации и обеспечить внутреннюю гармонизацию национального законодательства, что обеспечит более высокое качество его применения.

Напомним, законопроект по вопросам информации и коммуникаций разработан в рамках концептуального плана законотворческой работы на 2016-2021 годы и плана законопроектных работ Правительства на 2017 год. В документе предусматривается внесение изменений и дополнений в 12 законов и четыре кодекса.

 

Кайрат Жандыбаев




Яндекс.Метрика