«Нұрлы жол» – путь развития Казахстана

Транспортная система оказывает влияние на развитие экономики Казахстана (Аналитика)

Эксклюзив
Транспортная система является одной из ключевых составляющих инфраструктуры Казахстана и оказывает существенное влияние на уровень развития экономики страны. Общая протяженность автомобильных дорог республики – 96 тысяч км; в том числе республиканская сеть – 23,7 тысяч км, местная сеть – 72,8 тысяч км, железных дорог – 14,8 тысяч км; воздушных трасс – 78 тысяч км. Вопрос в том, насколько эффективно используем эти дороги?
Астана08 Сентября , 15:14

Ежегодно транспортная сфера показывает положительную динамику роста в структуре ВВП. В 2016 году доля транспортного сектора составила 8,2%. Так, эффективные транспортно-логистические сети способны не только ускорять процессы индустриализации РК за счет сближения промышленных центров внутри страны, но также создать базу для углубления регионального сотрудничества, а также дальнейшей интеграции Казахстана в мировую экономику. Более того, стратегически выгодное географическое положение Казахстана позволяет получать значительный источник дохода за счет активной реализации транзитных возможностей.

Развитие транспортной отрасли и транзита является одним из главных направлений стратегии «Казахстан-2050», а также Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 г. 31 января 2017 года Президент РК Н.А. Назарбаев в своем Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» также отметил значимость развития транспортной отрасли и новой евразийской логистической инфраструктуры. В дополнение к этому, Казахстан принимает активное участие в работе по созданию и улучшению сети трансконтинентальных маршрутов в рамках Программы Центрально-азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), Программы международного сотрудничества между Европейским союзом и странами-партнёрами по организации транспортного коридора «Европа — Кавказ — Азия» (ТРАСЕКА), Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) ООН и Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД).

Для того чтобы сформировать современную транспортно-логистическую инфраструктуру и обеспечить ее интеграцию в международную систему, в Казахстане была начата реализация Государственной программы развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы РК до 2020 г. и Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015-2019 гг. В декабре 2016 года государственная программа развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года была интегрирована в Государственную программу «Нұрлы жол».

В целом, в целях модернизации автодорог начиная с 2010 года была проведена реконструкция и капитально отремонтировано порядка 5 тыс. км автомобильных дорог республиканского значения. В результате 85% автомобильных дорог республиканского значения (в 2014 году – 84 %) и 65 % автомобильных дорог областного и районного значения (в (2015 году – 68%) находятся в хорошем и удовлетворительном состоянии. Кроме того стоит отметить, что за последние 5 лет эксплуатационная протяженность железнодорожных линий увеличена на 1 854 км.

С учетом интеграции Государственной программы развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы РК до 2020 г. в программу «Нұрлы жол» на период 2017-2019 годов планируется реализация 22 проектов общей протяженностью 4,4 тыс. км. Будут продолжены работы на 7 переходящих проектах Астана - Караганда, Центр - Восток, Бейнеу - Актау, Центр - Запад, Капшагай - Талдыкорган, Петропавловск - граница РФ и Уральск - Каменка.

Успешная реализация этих проектов в рамках программы «Нұрлы жол» предусматривает достижение следующих задач до 2020 года: реконструкция и строительство 7 тыс. км дорог, внедрение платности дорог на 6,5 тыс. км, рост транзитных контейнерных перевозок в 10 раз – до 2 млн. контейнеров в год, транзитного авиа пассажиропотока в 4 раза - 1,6 млн чел. в год, увеличение пропускной способности портов до 24 млн. тонн в год, на период реализации проектов обеспечение занятости 100 тыс. человек.

Активная реализация государственной политики в сфере модернизации транспортной инфраструктуры и развития логистики уже сегодня постепенно начала приносить свои результаты. Так, благодаря увеличению протяженности железнодорожных путей, улучшению качества автомобильных дорог, а также ввода в эксплуатацию паромного комплекса в порту Курык и сухого порта в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» объемы транзитных перевозок через Казахстан значительно увеличились. По официальным статистическим данным, совокупный доход от транзитных перевозок за 2016 год составил 267 млрд. тенге. По сравнению с 2015 годом данный показатель увеличился на 40%.

Кроме того, динамично развивающиеся торговые отношения Китая со странами Европейского Союза способствуют расширению транзитных возможностей Казахстана. В связи с этим на сегодняшний день для Казахстана наиболее перспективными маршрутами являются пути, пролегающие в направлении КНР - ЕС. Кроме того, для усиления регионального взаимодействие лидерами Казахстана и КНР в сентябре 2016 года был подписан План сотрудничества по сопряжению программ «Нұрлы жол» и «Экономический пояс Шелкового пути». Так в прошлом году объем контейнерных перевозок в направлении КНР-ЕС-КНР по сравнению с 2015 годом увеличился в 2 раза и составил 105 тыс. ДФЭ. За 5 месяцев 2017 года перевозки в данном направлении возросли в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и составили 59 тыс. ДФЭ. Росту объемов контейнерных перевозок способствовало увеличение контейнерных поездов. Так за 5 месяца 2017 года в направлении КНР-ЕС-КНР курсировало 681ед. контейнерных поездов, что в 2 раза больше количества поездов прошлого года.

В свою очередь транзит грузов по территории РК автотранспортом за 2016 составил 1,4 млн. тонн, что больше на 11,6% по сравнению с 2015 годом, доходы от транзита на автомобильном транспорте составили 67 млн тенге. В перспективе на увеличение дохода от транзитных перевозок может также благоприятно повлиять ввод практики платности дорог на автомобильных дорогах Казахстана.

Основным конкурентным преимуществом сухопутных маршрутов по направлению КНР - ЕС является их оперативность. Доставка грузов в данном направлении через маршруты, пролегающие через Казахстан, занимает в среднем 12-15 дней. При этом доставка Южным морским путём занимает 45-60 дней, Северным морским путём 33-35 дней, а по Транссибирской магистрали 18-20 дней. Несмотря на данное преимущество, для сохранения и повышения конкурентоспособности действующих транзитных маршрутов на сегодняшний день необходимо и дальше продолжать работу по повышению оперативности и удобства перевозки грузов.

Однако, на сегодняшний день этому препятствуют ряд проблем. Во-первых, вопрос обратной загрузки контейнерных поездов. Так, по итогам 2016 года объемы обратной загрузки в среднем составляли 35%. Небольшие объемы обратной загрузки в свою очередь увеличивают совокупные издержки перевозчиков и снижают привлекательность сухопутных маршрутов. Во-вторых, недостаточное оснащение железнодорожных путей специализированными платформами. В настоящее время казахстанский железнодорожный парк состоит в основном из 40 и 60 футовых фитинговых платформ. Для повышения эффективности транзитных перевозок и увеличения объемов перевозимых грузов требуется использование 80-ти футовых фитинговых платформ, которые позволят перевозить транзитные товары в крупнотоннажных контейнерах. В-третьих, несвоевременная сдача в эксплуатацию автомобильных дорог, а также некачественное выполнение строительных работ на отдельных участках республиканских автодорог также негативно сказываются на развитии транзитных перевозок, перевозимых автомобильным транспортом. В-четвертых, проблема качества сервиса и логистики. Имеющегося количества объектов сервиса недостаточно, значительная часть этих объектов не соответствует основным требованиям качества обслуживания и в силу чего они не способны полноценно обеспечить своими услугами как международные транзитные перевозки, так и внутренний спрос. В-пятых, все также актуальным остается вопрос упрощения таможенных и визовых процедур, которые влияют на изменение стоимости транзитных и экспортно-импортных операций.

Стоит отметить, что на сегодняшний день в целях решения данных проблем ведется активная работа, как со стороны государства и ряда межправительственных рабочих групп, но и в первую очередь со стороны представителей бизнес-сообществ стран, через которые проходят транзитные маршруты.

Таким образом, на сегодняшний день мы можем наблюдать возрастание роли транспортной отрасли в экономике Казахстана. Этому свидетельствуют положительные преобразования в современной транспортной системе, проводимые в рамках реализации государственной программы «Нұрлы жол». Успешная реализация данной программы позволить не только улучшить транспортное сообщение внутри республики, но также будет способствовать росту транзитных возможностей, которые предполагают получение значительных экономических выгод и становление Казахстана как ключевого транспортного хаба в регионе.

 

Найля Альмухамедова,

эксперт института
системных исследований «Парасат»




Яндекс.Метрика