Послание Президента РК

Подешевеют ли лекарства в Казахстане? (ОБЗОР)

Эксклюзив
На сегодняшний день лекарственное обеспечение населения является одной из самых острых социальных проблем в системе государственных интересов. Не секрет, что на данном этапе лекарственное обеспечение страны недостаточно эффективное и затраты на него растут, значительная часть населения не получает нужных препаратов. Среди основных проблем является некачественное планирование на всех уровнях потребностей в лекарственных средствах и изделий медицинского назначения, перебои с лекарствами вследствие запоздалых тендеров и конечно же несовершенство ценового регулирования на розничном рынке. Но фармацевтическая отрасль Казахстана не стоит на месте и поэтапно совершенствуется. О нововведениях и перспективах фармацевтической отрасли страны читайте в обзорном материале корреспондента ИА Strategy2050.kz.
Астана17 Мая , 16:54

В современных условиях фармацевтический рынок Казахстана является одним из самых развитых в СНГ. В определенной степени преодолен дефицит и обеспечена насыщенность разнообразными видами готовых лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Возросла культура обслуживания. В Казахстане наблюдаются главные мировые тенденции развития фармацевтических рынков – консолидация и развитие вертикально-интегрированных компаний. 

История развития фармацевтики Казахстана

Казахстанский фармацевтический рынок относительно молод, его формирование началось с середины 90-х годов. Еще в 1994 году лекарственное обеспечение населения и государственного здравоохранения осуществлялось централизовано через Государственную акционерную холдинговую компанию «Фармация», имевшую 1832 аптеки, в том числе 64 больничные и 1768 самостоятельных. После демонополизации холдинга «Фармация» и приватизации аптечных учреждений централизованная система лекарственного обеспечения была разрушена. Казахстанская модель лекарственного обеспечения подверглась в этот период жесткой трансформации от централизованного распределения к системе, основанной на принципах рыночной экономики. Ключевым моментом этого перехода явилась приватизация фармацевтических производств, сети дистрибуции и аптечной сети, активный процесс создания частных аптек, киосков, складов и т.д. Уже к середине 1996 года полностью изменилась вся система лекарственного обеспечения, и эти изменения продолжаются до настоящего времени.

Фармацевтика Казахстана сегодня

В настоящее время, как известно, в стране внедряется обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС). Новшество подразумевает не только оказание медико-социальной помощи гражданам, но и организацию лекарственного обеспечения населения. Доступность лекарственных средств улучшает терапевтические тактики, снижает уровень госпитализации. И, что важно для пациентов – сокращает затраты на дорогостоящие виды медпомощи.

Несмотря на поэтапное развитие, многие специалисты отмечают критическое состояние в фармацевтической отрасли в Казахстане. Эксперты связывают это с тем, что отечественные производители не покрывают собственными лекарственными средствами и 15% от общего объема потребления. Тогда как для обеспечения национальной безопасности государства доля отечественных препаратов должна составлять не менее 30%. Можно считать, что казахстанский рынок фармпродукции развивается весьма динамично, но, к сожалению, за счет импортной составляющей. Например, в прошлом году объем лекарственного импорта в нашу страну превысил объем экспорта в 43 раза. Существует ряд негативных факторов, затрудняющих выход отечественных оригинальных препаратов на мировой рынок. В частности, неготовность многих фармацевтических предприятий нашей страны к производству лекарственных средств в соответствии с требованиями международных стандартов. Кроме того, это и низкое качество отечественных лекарств.

По мнению экспертов, отечественные производители не изготавливают фармацевтические субстанции для лекарственных средств, а приобретают за рубежом эти субстанции ненадлежащего качества по низким ценам.

В частности, Первый заместитель Премьер-Министра РК Аскар Мамин, выступая на парламентских слушаниях в Мажилисе по вопросам обеспечения населения лекарственными средствами в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и о состоянии и развития фармацевтической отрасли в Казахстане, отметил, что в течение 5 лет в среднесрочной перспективе Правительством планируется принять меры по увеличению выпуска лекарственных средств отечественного производства в 2 раза. Это позволит, по его словам, существенно снизить импортозависимость. Он также отметил, что на постоянной основе ведется работа по формированию единого рынка лекарственных средств и медицинских изделий в рамках Евразийского экономического союза. На данный момент в работе находятся 70 документов, направленных на повышение доступности безопасных, эффективных и качественных лекарств и изделий, улучшения условий для развития фармацевтического бизнеса.

«Также продолжается работа по поддержке отечественных производителей лекарственных средств. В 2016 году объем казахстанской фармацевтической продукции составил 42,4 млрд тенге, что составляет порядка 8-12% от общего объема фармацевтического рынка. При этом, объем закупок государством 25,6 млрд тенге или 60% от общего объема», – проинформировал А. Мамин.

В свою очередь, Председатель Мажилиса Парламента РК Нурлан Нигматулин, поднял вопрос о том, что злободневным вопросом фармацевтики Казахстана, является ценообразование на лекарственные средства и привел цифры.

«Сегодня в нашей стране работают 112 предприятий этой отрасли, из них 51 - производство медикаментов, 61 - производство изделий медицинского назначения. 12 предприятий соответствуют международным стандартам GMP. Объем фармацевтического рынка Казахстана за последние 10 лет увеличился в 7,2 раза. Ежегодно увеличиваются и расходы на обеспечение населения лекарствами в рамках ГОБМП. Если в 2011 году на закуп лекарств из госбюджета было выделено около 93 млрд тенге, то в 2016 году эта сумма составила более 164,8 млрд тенге. Например, в этом году Министерство здравоохранения утвердило предельную цену на вакцину против вирусного гепатита «В» в сумме 148 тенге за дозу. При этом реальные цены зарегистрированных вакцин от производителя варьируются в пределах от 420 до 6960 тенге за дозу. Понятно, что такие ограничения приводят к демпинговым закупкам некачественных, несертифицированных препаратов сомнительного происхождения. В то же время эти же закупленные по демпинговым ценам лекарственные средства затем реализуются через аптечную сеть населению по уже завышенным ценам. Наценки дистрибьюторов и аптек в среднем достигают на каждом этапе до 40-50%. Рынок розничных лекарственных средств составляет 60% от общего объема рынка фармацевтической продукции. Это порядка 277,4 млрд тенге», - посетовал Н. Нигматулин.

Он также отметил, что лекарственное обеспечение в рамках ГОБМП для пациентов осуществляется на уровне первичной медико-санитарной помощи в соответствии с видами заболеваний и перечнем лекарственных средств и изделий медицинского назначения, на стационарном уровне – в соответствии с лекарственным формуляром медорганизации в зависимости от профиля.

«В объеме лекарственного обеспечения ГОБМП амбулаторное лекарственное обеспечение занимает 52%, лечение в стационарах – 48%. Основным недостатком в системе амбулаторного лекарственного обеспечения являются неполный охват по видам заболеваний и категориям населения, а также сам Перечень, требующий постоянного совершенствования. Кроме того, отсутствие корректных статистических данных о пациентах по каждому заболеванию также является причиной неполного охвата пациентов, а планирование осуществляется исходя из текущего количество больных», - рассказал Н. Нигматулин.

Вместе с тем Спикер Мажилиса акцентировал внимание еще на ряде проблем фармацевтической сферы.

«Одной из наиболее серьезных являются перебои по обеспечению граждан с определенными заболеваниями бесплатными или льготными лекарствами вследствие несвоевременного проведения тендеров как «СК-Фармация», так и местными исполнительными органами. В частности, по всем регионам Казахстана имели место факты несвоевременной поставки противотуберкулезных и онкологических препаратов. Причем некоторые из них не подлежали замене иными препаратами», - сказал Н. Нигматулин.

При этом он выразил опасение, что предлагаемая Министерством здравоохранения новая модель амбулаторного лекарственного обеспечения, в соответствие с которой на площадке Единого дистрибьютера будет проводиться основная часть закупок, не решит существующую проблему.

«Не окажется ли «лекарство хуже самой болезни»? Ведь есть обоснованное опасение, что предлагаемая мера, если не принять системных мер по изменению условий и механизмов закупок, может не только не решить проблему, но и усложнить ситуацию еще больше. Необходимо оптимизировать работу и внедрить инновации в систему единой дистрибуции», - отметил Н. Нигматулин.

Он также подчеркнул необходимость совершенствования таких мер государственного воздействия на фармацевтическую отрасль, как регулирование ценообразования на лекарственные средства, контроль и регулирование закупок, производимых за счет бюджета, стандартизация и сертификация всех уровней обращения лекарственных средств. Кроме того, это продуманная налоговая и таможенная политика в отношении лекарственных препаратов, инновационная политика, стратегия в области подготовки профессиональных кадров, просвещение и пропаганда адекватного использования лекарственных средств, политика в области рекламы медикаментов.

О нововведениях

О состоянии и перспективах лекарственного обеспечения населения в Казахстане и о развитии фармацевтической отрасли недавно было заслушано на парламентских слушаниях в Мажилисе, где выступил министр здравоохранения РК Елжан Биртанов.

Министр здравоохранения, выступая перед депутатами, отметил, что Глава государства в своем нынешнем Послании поставил перед системой здравоохранения задачи о необходимости законодательного введения регулирования цен на все лекарственные средства. Также в соответствии с Госпрограммой «Денсаулық» на 2016-2019 годы предусмотрено принятие действенных мер по совершенствованию лекарственного обеспечения населения путем поэтапного расширения амбулаторного лекарственного обеспечения.

«В этой связи, мы проанализировали систему ценообразования в различных странах мира и выделили 4 основные системы. Наиболее распространенной является система внешнего референтного ценообразования, которая основана на сравнении стоимости одного и того же препарата в разных странах. С учетом этого, определили 4 основные задачи, это - повышение экономической доступности лекарств, обеспечение их качества, безопасности и рационального применения, совершенствование системы планирования, закупа и логистики», - проинформировал министр.

Так, все проблемные вопросы в системе лекарственного обеспечения можно разделить на 5 основных групп - экономическая доступность, где основными вызовами являются высокая стоимость лекарств; качество лекарств, наличие подделок и контрабанды на рынке; рациональное применение, неэтичные способы продажи лекарств фармацевтическими компаниями; система государственного лекарственного обеспечения, где одним из основных вызовов являются услуги по их выдаче и хранению, также поддержка отечественного производителя.

Е. Биртанов конкретно остановился на каждой из задач, отметив, что министерством внедряется система регистрации цен производителей.                                           

«Будет повышено качество действующих лабораторий и внедрена автоматизированная система контроля за движением лекарств от производителей до пациентов. Для контроля за оборотом лекарств и исключения попадания на рынок контрафактной продукции, европейскими странами приняты резолюции по обязательному нанесению системы 2Д-кодов на каждую упаковку производимой продукции. Внедрение данной системы в РК позволит обеспечить учет и контроль за всем лекарственным товарооборотом. Принцип работы системы заключается в нанесении уникального кода на каждую упаковку лекарственного средства и ведения реестра всех ввезенных страну препаратов», - заявил Е. Биртанов.

Он отметил, что министерством начата разработка нового порядка проведения доклинических и клинических исследований, разработка правил этического продвижения лекарств и постоянное повышение уровня лекарственной грамотности как населения, так и специалистов.

К слову, в Казахстане для получения необходимой информации о лекарственных средствах, правах на бесплатные лекарственные препараты, мерах профилактики и тревожных признаках при наиболее часто встречающихся заболеваниях функционирует Центр рационального использования лекарственных средств. Кроме того, Национальным центром экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники осуществляется оценка безопасности и качества зарегистрированных лекарств и изделий медицинского назначения, проводятся доклинические испытания лекарств.

«Основную и центральную роль будет осуществлять информационная система лекарственного обеспечения, которая позволит вести учет, контроль и планирование всей системы амбулаторного лекарственного обеспечения. Данная система даст возможность вести качественную аналитику по назначениям врачей, диагнозам, количеству и сумме отпущенных рецептов, выявить эффективность закупаемых лекарств, а самое главное, обеспечить наличие точной потребности не только в разрезе регионов, но и внутри них», - подчеркнул Е. Биртанов.

Можно сказать, что важным является вопрос сохранения национальной безопасности страны путем развития собственного производства лекарств.

«Мы предполагаем добиться значительного снижения нагрузки на бюджет за счет экономии не менее 20%, оптимизировать процессы планирования и логистики, обеспечить экономическую доступность лекарственных средств для населения и для медицинских учреждений снижение цен в рознице не менее 10%, расширить перечень и объемы лекарственного обеспечения не менее 10%, и в целом, определить задел для дальнейшего усовершенствования системы лекарственного обеспечения, - заверил Е. Биртанов.

Единый дистрибьютер «СК Фармация»

В свою очередь, о том, что делает и какие задачи выполняет Единый дистрибьютер нам рассказала пресс-секретарь ТОО «СК-Фармация» Айгерим Смаилова.

«Одним из наших инвестиционных проектов является система по отслеживанию лекарственных средств. Проект подразумевает то, что вся медицинская продукция, которую завозят в Казахстан, будет прокладывать свой путь от производителя до пациента и все это будет отслеживаться. Это все делается для того, чтобы исключить контрабанду, второго оборота, как это бывает часто. Штрих-код, который имеет название DataMatrix используется во многих развитых странах, и любой европейский производитель, эти штрих-коды и так наносит. Это страны где такой проект уже запущен. Теперь эти коды будут вводиться и в Казахстане. Этот код наносится на каждую упаковку лекарственного средства, его путь отслеживается на всем этапе, когда он проходит таможню, поступает на склад, со склада в склад, в больницы или аптеки, он везде фиксируется, ведется GPS мониторинг, т.е. путь таблетки виден. Мы планируем в рамках системы здравоохранения поэтапное внедрение уникальных штрих-кодов, для отслеживания медицинской продукции и конечным итогом будет то, что каждая таблетка, которая приезжает в Казахстан, будет регистрироваться. Т.е. поэтапный переход уже идет, начали в рамках ГОБМП а потом будет уже охватываться весь фармрынок страны. Если брать 100-процентное соотношение фармрынка, то из них только 40% это то, что государство закупает, то что к государству относится, остальные 60% - это все-таки розничный рынок, где государство на сегодняшний день влияния, к сожалению, не имеет», - рассказала А. Смаилова.

Таким образом, лекарственные средства закупаются государством на бюджетные деньги и отпускаются бесплатно для населения, т.е. в рамках ГОБМП, но при этом в дальнейшем будет закупаться и в рамках ОСМС.

«Министерство сейчас разрабатывает такой проект, где будут фиксироваться цены производителя. Например, произвели цитрамон, и каждый производитель будет регистрировать свою цену, и будет прозрачность ценовой политики. Это будет способствовать тому, чтобы каждая аптека и каждый дистрибьютер не накручивал себе до 200-300%. Будут разумные цены. Чтобы не было того, что стоит 10 тенге продавалось за 1000 тенге. Все идет к тому, чтобы цены на лекарственные средства стали более доступными», - сказала А. Смаилова.

Также она сообщила, что отечественным товаропроизводителям, поставщикам порекомендовано переходить на международные стандарты. Аптеки также должны приводить себя в порядок, соответствовать надлежащим стандартам и сохранять качества лекарственных средств в правильном их хранении. Ведь с 2018 года все уже должны переходить на международный уровень стандартов.

«Для чего это делается? Международные стандарты обычно вводятся для того, чтобы повысить качество лекарственных средств. Качество чем обеспечивается? Производством и не только. Это еще и доставка, логистика т.е. те же склады должны соответствовать стандартом международного GDP. Поясню, что GMP - это производство, а GDP - это хранение лекарственных средств. Все лекарственные средства должны соответствовать указанным на упаковке стандартам. Если это не соблюдать, то завтра эти лекарства как минимум не помогут, а как максимум принесут вред. Дороже здоровья нет, лучше сейчас потратиться, перейти на новый уровень, привести все в порядок в соответствие с международными стандартами, чем потом население будет страдать», - поделилась эксперт.

Также наша собеседница рассказала о том, что Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), отмечает что наше государство хорошо поддерживает наших отечественных товаропроизводителей и именно через систему Единого дистрибьютера. Ведь, например, те же долгосрочные договора, их в соседней России нет и преференции там не предоставляются практически. И другие государства свои отечественных производителей не так поддерживает, как наше государство. Благодаря этой поддержке наша фармотрасль хорошо развивается», - говорит пресс-секретарь.

Корме того, Айгерим Смаилова ответила на вопрос о проведении тендера.

«Если говорить о закупах Единого дистрибьютера, то он проходит таким образом: мы объявляем двухэтапный тендер, в нем начинают принимать участие иностранная компания, дистрибьютерская компания и отечественный товаропроизводитель по этому лекарству, по которому мы пытаемся закупить для больных. Мы отдаем предпочтение заявке отечественного товаропроизводителя, это преференция для них, поддержка. Т.е. мы по первой линии поддержки стараемся закупаться у отечественного товаропроизводителя. Есть долгосрочные договоры, это вторая линия поддержки отечественных производителей, где с ними заключается договор о поставке лекарственных средств, определенных наименований, в которой они по конкурсу выигрывают и в течение 10 лет гарантировано обеспечивают сбыт, т.е. не в одном государстве 10-летнего долгосрочного договора нету. Преференции мы им предоставляем, но при этом мы проводим ревизию. Т.е. это делается для того, чтобы, когда они забронировали какие-то лекарства и должны их производить, но при этом не производят, чтобы они не сидели на шее государства и проводится ревизия. В этом году у нас было расторжение договоров, как и в прошлом году. Кто не выполняет договорные обязательства, с тем мы расторгаем долгосрочный договор», - объяснила А. Смаилова.

Пресс-секретарь также отметила, что за счет собственных средств «СК-Фармация» создала неснижаемый запас лекарственных средств еще в прошлом году. И в этом году он очень помогает.

«Очень часто так бывает, что у нас основная проблема — это неправильное планирование лекарственных средств, либо неизвестно какой бюджет есть, либо же неправильный учет на больных идет, сколько им вообще в этом году потребуется и из-за этого идет нехватка, чтобы эту нехватку закрыть, у нас есть неснижаемый запас по соцзначимым медикаментам. Это делается для того, чтобы обеспечить бесперебойность лекарственных средств. Неснижаемый запас должен быть у каждого государства», - заключила она.

Новые виды продукции фармпредприятий Казахстана

Теперь стоит сказать о том, как все же работают казахстанские предприятия, на какой вид медицинской продукции они делают ставки.

Так, министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек, выступая на общественных слушаниях в Мажилисе Парламента рассказал, что на 200 (в основном малых) предприятиях в фармацевтической отрасли работают более 3,5 тыс. человек. Казахстанские фармацевтические предприятия включают в себя компании полного цикла, а также аптеки с рецептурно-производственным отделом.

«В отечественной фармацевтической промышленности появились новые востребованные виды продукции от кардиологических, противоаллергических лекарственных препаратов, одноразовых медицинских перчаток, масок до рентгеновских оборудований. Доля отечественного производства в структуре внутреннего потребления Республики Казахстан в денежном выражении составляет 11%. Однако, министр отметил, что, выполняя поручение Главы Государства, 50% позиций лекарственных препаратов закупаются отечественного производства в рамках ГОБМП. По изделиям медицинского назначения 10 предприятий практически полностью покрывают потребность отечественного здравоохранения.

Также он отметил, что в рамках Карты индустриализации реализованы 27 региональных проектов в сфере фармацевтики. Рост объемов производства фармацевтической продукции произошел за счет ввода новых производств и модернизации действующих производств в рамках проектов Карты индустриализации.

По его словам, ведущими предприятиями отрасли, реализующими инвестиционные проекты, осваивающими производство новых видов лекарственных средств и изделий медицинского назначения являются: АО «Химфарм», АО «Нобель Алматинская фабрика», ТОО «АбдиИбрагимГлобалФарм» и ТОО «Карагандинский фармацевтический комплекс».

Оценка международного эксперта

Для того, чтобы объективно отнестись ко всем новшествам в системе фармацевтики Казахстана мы выслушали и независимую сторону. Как зарубежные эксперты видят преобразования в нашей стране, как, по их мнению, это повлияет на развитие фармацевтики Казахстана и что получится в конечном результате?

В целом же независимую международную оценку системы лекарственного обеспечения дал международный эксперт в сфере лекарственной политики Франс Стоббелаар (Нидерланды).

«По нашим наблюдениям, Казахстан движется вперед в правильном направлении и с необходимым уровнем амбиций благодаря стратегической политике, проводимой под руководством вашего Президента. По сравнению с другими странами с переходной экономикой задачи, поставленные Президентом Нурсултаном Назарбаевым, являются четким и верным ориентиром для страны. Задача по вхождению в число 30 развитых стран мира и присоединению к странам ОЭСР предполагает, что в секторе здравоохранения должны произойти серьезные качественные изменения», - сказал Ф. Стоббелаар.

Вместе с тем, по мнению международного эксперта, Казахстану необходимо поддерживать связи с международными рабочими сетями и быть в курсе международных тенденций и направлений развития. Также необходимо усилить сотрудничество между частным и государственным секторами.

 

Подводя итоги, стоит отметить, что фармацевтический рынок Казахстана развивается в правильном направлении. Изменения происходят в дистрибьюторском, производственном и розничном секторах. Увеличивается количество аптечных сетей. Внедряются современные маркетинговые технологии. Вместе с тем, в мировом масштабе производство лекарств в Казахстане все еще развивается медленно. Кроме того, казахстанская фармацевтическая промышленность значительно уступает в валовой доходности зарубежным компаниям. Тем не менее, в развитии лекарственной отрасли грядут новвоведения, которые, как ожидается, выведут сферу фармацевтики на новый уровень.

Отметим, что Президент Казахстана – Лидер Нации Нурсултан Назарбаев уделяет особое внимание вопросам лекарственного обеспечения как одной из важнейших составляющих оказания качественной медицинской помощи населению. Проводимая в настоящее время реформа системы здравоохранения, и внедрение ОСМС с 1 июля 2017 года позволит увеличить объемы финансирования и расширить доступность медицинских услуг. В ближайшем будущем цены на лекарства снизятся, а их качество повысится и станет доступнее всему населения страны, что поспособствует процветанию и оздоровлению нации. 

Кайрат Жандыбаев




Яндекс.Метрика